Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие познавательной и творческой деятельности воспитанников на занятиях изобразительной деятельности".

Доклад

Автор: Дегтярева Елена Викторовна, педагог дополнительного образования, МУ ДО "КЦДОД", ЯНАО, с.Красноселькуп



В раздел дополнительное образование


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Развитие познавательной и творческой деятельности воспитанников на занятиях

изобразительной деятельности.
Дегтярева Елена Викторовна МОУ ДОД «КЦ ДОД», педагог дополнительного образования Тюменская область, ЯНАО, Красноселькуп.
"Способности человека не являются врожденными. «Врожденными могут быть лишь анатомо-

физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же

способности всегда являются результатом"
Б. М. Теплов* Способности существуют только в развитии, поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то отсюда следует, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности «Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на определенных этапах вполне возможны противоречия между способностями и склонностями». Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий "убивает" у детей интерес к обучению. Творческое мышление, характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличии от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения. Дополнительное образование создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные качества личности, нормы социального общения, но и постоянно реализуются в практической деятельности детей достижения и ценности науки, культуры, производства, так же позволяет в отличие от других видов образования объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы воспитанников – одарённых, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки и т.д.
Цель:
 Создание условий для максимального развития познавательного интереса и творческой деятельности воспитанников через их способности, склонности, интересы. _______________________________________________________________________________________________ *Б
. М. Теплов-
( 09. октября 1896, Тула — 28 сентября 1965, Москва) — советский
психолог,
основатель школы дифференциальной психологии. Действительный член АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1957), профессор. 1

Задачи:
 Обучение воспитанников по аспектам технологий и форм работы.  Развитие в формировании процесса перехода от внешней деятельности во внутреннюю и обратный переход - от внутренней деятельности к внешней.  Воспитывать в детях познавательный интерес и деятельностный подход к творческой работе, который является опорой на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития. Деятельностный подход, который является основным по новым стандартам, мы можем реализовывать через дополнительную творческую деятельность воспитанников. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества. В зарубежной психологии творческие способности обозначаются термином - «креативность» (Э. Фромм, Д. Гилфорд)* Одним из весьма
эффективных
средств формирования креативности воспитанников традиционно признаётся изобразительная деятельность , занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функций:
восприятие,

воображение, гибкость мышления и др.
Занятия изобразительным искусством в дополнительном образовании являются ценнейшей возможностью формирования креативности детей. _________________________________________________________________________________________________ *
Е. П. Торренс-

психолог-
автор постиндустриализма, который отмечает, что, начиная с 60-х годов XX в. креативность становится первостепенным элементом любой деятельности... *
Э.Фромм
- (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ,
социальный психолог
, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. *
Д.Гилфорд
- (р. 1897), американский
психолог
. Разработал методы факторного анализа интеллекта, широко использовавшиеся в США в 1950-60-х гг... 2
творческие

способности

Умения

Мотивация

Креативность, отмечает Э. Фромм, - это способность удивляться и познавать, умение находить решен глубокому осознанию своего опыта. Здесь также важно отметить, что для объяснения роли развития творчества *Е. П. Торренсом была предложена модель
из трех частично
пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, умениям и мотивации. Высокий уровень творческих достижений можно ожидать только при совпадении всех этих трех факторов. Другими словами
при отсутствии творческой мотивации
(стремлении к новому и т.п.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности. Таким образом,
творческие способности и познавательная деятельность
— создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Развитие
творческих

способностей и познавательной деятельности
– это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы:  стремление создать что-то новое, своё,  лучшее,  стремление расширить кругозор,  наполнить новым содержанием свои познания (познавательный интерес)
Познавательный интерес
выступает как ценнейший
мотив
учебной деятельности воспитанников, и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес раньше других мотивов осознаётся в первую очередь младшими воспитанниками. Интересно или неинтересно – основные критерии оценки занятия.
Мотивация
к занятию по изобразительному искусству основывается на следующих критериях:  Задания преодолимы, то есть не слишком лёгкие, но в меру трудные (это требует со стороны педагога учёта возможностей воспитанников и индивидуального подхода к ним);  опираюсь на имеющуюся у воспитанников опыт и уже выявившиеся интересы;  подбираю формы и методы преподавания для новых знаний, где должны будить самостоятельную мысль у воспитанников;  вызываю умеренное напряжение при решении возникающих вопросов, на которые воспитанники могли бы дать правильные ответы путём посильных для них наблюдений и опыта. Очень часто использую
познавательный интерес
как средство обучения, насыщая свою деятельность приёмами, формами и методами работы, пробуждающими непосредственный интерес воспитанников к изобразительному искусству. Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству» Юный художник» реализуются через технологии:
1
. Одна из технологий ,эта технология дидактических задач, которая имеет 6 фаз: 
Информирование
- Объяснение материала; мотивация. 
Планирование
- Детьми определяются возможные пути решения задачи. 
Принятие решения
– Определение поэтапного изображения рисунка. 
Выполнение
- Дети работают. 
Контроль
– Педагог контролирует процесс работы детей 
Оценка
– Вывешивание детских работ на доску.
2.
Вторая технология - "технология исследования частного случая", которая имеет 6 фаз:
Конфронтация
- описание реального случая, проблемной ситуации; Например: Выполненная скульптура из глины дала
трещину
при сушке.
информация
- поиск и оценка информации; 3
Например :Воспитанники ищут необходимую информацию(учебник, журнал о скульптуре), исследуют её, изучают, чтобы правильно определить направление собственных действий во восстановлении этой скульптуры.
исследование
- способы решения проблемы; Например: Выявляют все возможные варианты в решении проблемы.
принятие решения
- оценка вариантов решения проблемы; Например: Выбрать средства (глина, клей и т.д.) и решиться на одно из возможных действий с точным указанием причин( трещина).
дискуссия
- защита работ;
сверка с оригинальным решением
. При развитии познавательного интереса опираюсь на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов (эффективный опыт, яркий факт, неожиданные сравнения, интересный фильм, впечатляющее слово): 
Занимательность
, связанная с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у младших школьников ориентировочные действия непосредственно. Сила этого средства особенно сказывается на начальных этапах формирования познавательного интереса; 
игровые процессы
, которые более значительны по сравнению с занимательностью, поскольку ученик включается в деятельность, осуществляет уже непосредственную ориентировку, а накапливает познавательный опыт, решая игровые задачи; Например:  Игра " Форма предметов" Нарисуй предметы, сгруппировав их по формам: квадрат, треугольник, окружность, прямоугольник.  На быстроту мышления. Изобразить: мягкое, пушистое, плывущее, белое (Дети могут изобразить облако, птицу).  Распределить элементы по группам: Цветы, точки, линии, плоды, стилизованные листья, круги, ромбы, ветки, многогранники, звезда. 
наглядные средства обучения
, которые так же вызывают
познавательный интерес
у учащихся, при помощи привлекающих интерес объектов, картин, фрагментов видеофильмов, технических средств обучения и многое другое. Наглядность в развитии познавательного интереса играет существенную роль, так как осуществляет своё влияние и на
мотивацию
интереса, а так же содействует становлению личностного свойства. Самое главное, из выше сказанного, важно понять, как ребёнок познает действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Взрослым, которые причастны к изобразительной деятельности детей и хотят им в этом помочь, прежде всего,
необходимо понимание того, как рисует и почему они так рисует:
 Необходимо проявлять интерес к рисунку ребёнка,  грамотно и корректно высказанные суждения о нём будут только поощрять его к дальнейшему творчеству, где будет
развиваться и познавательная, и творческая деятельность;
 помочь понять, в каком направлении он должен и может совершенствоваться в рисовании.  давать оценку детскому рисунку, так чтобы не ранить чувства маленького художника,  непременно отмечать и положительные качества его работы.  Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество. 4
И.П. Волков*- писал, «Мы считаем, - что творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен перенос их, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи». Усвоение базы знаний у воспитанников в детском творческом объединении , необходимы для компетентного выполнения
познавательной деятельности
на занятиях изобразительного искусства, исходят из личностно- деятельностного подхода в обучении, что является опорой на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития. Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребенка позволяет увидеть деятельностный подход к воспитанию, как подход личностно - ориентированный. Анализируя систему работы в детском творческом объединении "Юный художник"по изобразительной деятельности, хочу отметить, что: 1. Формируется интерес к изобразительной деятельности, 2. развивается образное эстетическое восприятие, 3. формируются эстетические суждения, 4. к концу учебного года сформировывается положительный интерес во всех возрастных группах к изодеятельности, 5. создаются условия для самостоятельной изобразительной деятельности во всех возрастных группах, 6. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить, предлагает возможные пути решения, 7. доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы. 8. применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
9.

развивается познавательная и творческая деятельность воспитанников,
10. по результатам диагностики видно, что уровень развития у детей соответствующих умений и навыков на занятиях по изобразительной деятельности равен 2,9б. – 90,2 %
Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует

личность ребенка, развивает у него самостоятельность и

познавательный

интерес.
________________________________________________________________________________________________ И.П. Волков*- доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии Института физической культуры ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. 5


В раздел дополнительное образование