Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Виды и формы социальной защиты населения

статья

Автор: Стогний Венера Ахвальевна, социальный работник, ГБУ ЯНАО "Центр социального обслуживания населения города Лабытнанги", город Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа



В раздел дополнительное образование


Виды и формы социальной защиты населения
Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения. Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому. Существуют формы защищенности необходимые для поддержки и обеспечения минимальными благами населения.  минимальная заработная плата - нижний порог прожиточного минимума. Прожиточный минимум - минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.  пенсии, стипендии;  пособия по безработице, пособия на детей;  компенсация потерь от инфляции (индексация доходов населения в условиях инфляции);  компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске в связи с временным прекращение работы предприятия;  социальное и медицинское страхование.
Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах:  денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);  натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);  льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);  компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;  единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан; По субъектам социального обеспечения можно выделить: 1) граждане нетрудоспособного возраста:  пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;  дети, включая подростков; 2) граждане трудоспособного возраста:  безработные;  временно нетрудоспособные;  инвалиды;  многодетные семьи;  малообеспеченные. Социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов
в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы. Социальное страхование - это основной институт социальной защиты, призванный обеспечить реализацию конституционного права на материальное обеспечение граждан в старости, в случае болезни, безработицы, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца. Минимальные уровни социальных гарантий определяются в мировой практике в диапазоне 40-50% от величины заработной платы квалифицированного работника. Размеры средств, выплачиваемых по социальному страхованию, по отношению к каждому отдельному получателю зависят от продолжительности трудового стажа, величины заработка, степени утраты трудоспособности и регулируются соответствующими законами. Величина социальной помощи, когда пособия выплачиваются из общественных средств, зависит от условий, оговоренных программами социального страхования. Социальное обеспечение и социальное страхование являются важнейшей составной частью социальной защиты населения, а социальные пособия представляют единую систему денежных выплат отдельным категориям граждан, определенных законами РФ. Необходимость содержания граждан, утративших трудоспособность, существовала во всех обществах. Наиболее значительный вклад в становление системы социальной защиты внесла Англия. Страховыми обществами этой страны начиная с XVII в. были первоначально отработаны и введены основные элементы и способы страхования жизни, которые используются и в настоящее время. Толчком к развитию личного страхования в Англии стал сильный пожар в Лондоне в 1666 г., унесший жизни более 70 тыс. человек. Именно после этой национальной трагедии в стране возникли
многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, было введено государственное страхование жизни через учреждения почты. В целом история становления и развития социального страхования связана с капиталистическим способом производства и европейской цивилизацией. Повышение уровня рисков утраты заработной платы наемным персоналом и социальной незащищенности в условиях жизни в городе, где отсутствовала поддержка большой семьи, явились главными экономическими предпосылками создания системы социальной защиты. Идея социальной защиты реализовалась в том, что общую сумму оплаты труда стали использовать для двух целей: часть - для удовлетворения текущих потребностей работника и его семьи, которая непосредственно выплачивается работнику; резервируемая часть - для удовлетворения потребностей работника и его семьи в случае утраты трудоспособности (связанные с болезнями, несчастными случаями, старостью и т.п.). Резервируемая (страхуемая) часть оплаты труда определяется исходя из степени достаточности (для данного периода) уровня материальной обеспеченности и медицинского обслуживания. Количественно эта часть зависит от величины заработной платы работника, продолжительности его трудовой деятельности, т.е. определяется с учетом трудового вклада. При формировании и использовании страховой части оплаты используются следующие механизмы: а) формирование средств самих работников на основе объединения общих возможностей, когда используется механизм разделения социальных рисков, наступающих для части работников; б) выплаты осуществляются лишь в случаях потери трудоспособности, зафиксированных медицинским учреждением, а выход на пенсию — на основе законодательства; в) перераспределение во времени, т.е. от времени работы к моменту прекращения работы, а также между работниками (от здоровых - к больным и нетрудоспособным; доживающим и не доживающим до выхода на пенсию).
Источниками финансирования страховой части являются как средства самих работников (отчисления с их текущей заработной платы), так и средства работодателей (налоги на фонд оплаты труда). Становление социа льного ст рахования сопровожда ло сь с о о т в е т с т ву ю щ и м законодательным регулированием социальной защиты, созданием соответствующих страховых институтов. Преимущество системы социального страхования перед другими формами коллективного социального обеспечения - социальной помощью и внутренними корпоративными системами - состоит в том, что, во-первых, сами работники вовлечены в проце сс резервирования страховых н а ко п л е н и й (стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности выплат, защите их от произвольных решений органов, ответственных за их выплату. Гарантии осуществляются на основе соответствующих конституционных прав. Социальный риск и другие категории социального страхования. Под социальным риском понимают вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты трудового дохода по объективным причинам, а также необходимости несения лицом дополнительных расходов на лечение и другие социальные услуги. Социальные риски носят общественный характер, и защититься от них индивидуально в большинстве случаев практически невозможно. Потери трудового дохода вследствие болезни, инвалидности, безработицы, когда работник не может участвовать в производственном процессе, для отдельного индивида явление случайное, а для экономики в целом - массовое и постоянное. Поэтому социальные риски поддаются количественной оценке, и в обществе они прогнозируются как с точки зрения их численности (инвалиды, больные, погибшие, пенсионеры и т.д.), так и с точки зрения стоимостных затрат. Так как социальные риски носят объективный характер, механизм социальной защиты от них должен быть надежным, т.е. страхование от них обязательно для всех работающих, что определяется законодательством, при
этом финансовую нагрузку солидарно несут основные социальные субъекты: работники и работодатели. Доля финансового участия для тех и других может быть разной, при этом каждая страна в силу своих специфических социально- экономических особенностей находит оптимальные для нее пропорции финансовой ответственности. Социальные риски существуют в каждом обществе, в каждой стране. Однако в условиях социализма они не признавались, а страховыми рисками считались чрезвычайные события только природного характера: пожары, землетрясения, наводнения и т.п. Вместе с тем социалистическое государство, являясь основным работодателем и собственником средств производства обеспечивало и определенные гарантии экономической и социальной устойчивости, т.е. брало на себя ответственность за социальные риски. С развитием частного сектора экономики, формированием рыночных отношений область государственного обеспечения и его возможности заметно и неизбежно сокращаются. В рыночной экономике государство поддерживает наиболее уязвимые слои населения: престарелых, детей, инвалидов. Социальная защита трудоспособного работающего населения становится обязанностью работодателей. Это достигается как участием работников в формировании финансовых ресурсов, так и установлением прямой зависимости величины страховых выплат от размеров и продолжительности уплаты (объема) страховых взносов. Сложившаяся система социальной защиты предполагает осуществление:  пенсионного страхования (по старости, потере кормильца, инвалидности);  медицинского страхования (оплата медицинских услуг и оказание медицинской помощи), включая оплату за период временной нетрудоспособности;  страхования в связи с безработицей (выплата денежных пособий по безработице, переобучению и переквалификации);
 страхования от несчастных случаев на производстве (производственные травмы, профессиональные заболевания, выплата пенсий иждивенцам погибших на производстве работников). Таким образом, предметом социального страхования являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и использованию финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи. Изучение и прогнозирование возможных социальных рисков осуществляется с использованием следующих показателей:  средней продолжительности рисковой ситуации (периода между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности);  частоты наступления рисковых ситуаций;  степени социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;  объема материальных затрат на компенсацию всех страховых случаев. По степени опасности социальные риски классифицируются на низкие, предполагающие добровольное страхование, и высокие, предполагающие обязательное страхование. В социальном страховании сочетаются экономические и социальные элементы защиты, обеспечивающие застрахованному лицу компенсации утраченного трудового дохода или дополнительных, непредвиденных расходов. На практике сложились три основные формы (институты) социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь (оказываемая государством и муниципалитетами) и частная страховая инициатива и социальные услуги, оказываемые фирмами.
На долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится около 60-70% всех затрат на цели социальной защиты, что соответствует 15-25% ВВП, в РФ эти цифры составляют соответственно 45 и 7,3% ВВП.


В раздел дополнительное образование