Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Психологическая поддержка детей – как способ эффективного общения с ними"

методическая разработка

Автор: Чусовитина Светлана Ивановна, психолог, МКУ СРЦ "Радуга", город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область



В раздел дополнительное образование




Психологическая поддержка детей – как способ эффективного общения с ними
Цель: Повышение психологической культуры родителей. Задачи: 1. Дать родителям понятие «психологическая поддержка», «эмоциональное благополучие». 2. Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием ребёнка. 3. Развивать у родителей умение рефлексировать свои воспитательные установки. 4. Способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. 5. Формировать потребность в саморазвитии.
Время: 1,5 часа

Ход занятия:

1. Упражнение “Мое имя и качество”.
Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу. Время: 5 минут. Материалы: мячик. Содержание: начнем нашу работу со знакомства: каждый из вас будет по кругу передавать друг другу мячик и называть свое имя и качество личности, которое у вас есть и которое вы считаете самым важным или главным в вашей личности. Второй участник называет свое, третий – называет свое имя и качество. Каждый следующий – называет свое. Анализ: трудно ли было определиться с качеством и произнести его вслух?
2. Упражнение “Мой ребенок”.
Цель: укрепление позитивных родительских установок в воспитании ребенка. Время: 10 минут. Материалы: мягкая игрушка. Содержание: каждому родителю предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и закончить предложение: “Я точно знаю, что мой ребенок…”. Анализ: трудно ли было закончить предложение и произнести его вслух?
4. Упражнение “Белое-черное”.
Цель: адекватное принятие индивидуальности ребёнка. Время: 10 минут. Материалы: карточки с нарисованным изображением, листы бумаги, ручки. Содержание: Опишите ребенка 5-ю прилагательными, запишите на листочке. Анализ: Какое качество вы поставили на первое место? Отрицательное или положительное? А о чем это говорит?
5.

Теория:
Каждый раз, когда вместо поддержки, вы хотите озвучить свои веские замечания ребенку, подумайте, что бы вы хотели услышать, когда подали на ужин гостям котлеты, которые не очень хорошо получились у вас? Вы же знаете, что они получились не такими, какими должны были быть? Вы же знаете правду? Но хотите ли вы слышать ее от гостей? Вы хотели бы, чтобы они сказали, что нужно совершенствовать свои кулинарные способности, больше стараться, быть более внимательной? Вот все, что хотели бы услышать вы в случае неудачи, хочет услышать ваш ребенок! Если он расстроен, то уже понимает, что это неудачная попытка, что надо принимать меры, исправлять ошибки. Как правило, спустя некоторое время, дети сами обращаются за помощью, за советом, если в семье доверительные отношения.

Анкета «Насколько вы близки своему ребенку?»
Данная анкета позволяет выявить степень близости к своему ребёнку и осознать проблемные стороны взаимоотношений. Вам необходимо ответить на вопросы анкеты, подсчитывая баллы. Затем по набранному количеству баллов вы можете определить качественные характеристики ваших взаимоотношений.
Вопросы анкеты.
1. Удается ли уделять ребенку, по крайней мере, 2 часа в день, - занимаясь, беседуя, играя с ним? Да - 5 очков. Иногда - 3 очка. Нет - 1 очко. 2. Часто дарите ребенку быстрое и безоговорочное прощение, никогда больше не напоминая об его проступке? Да, всегда так поступаю - 5 очков. Когда как, смотря в чем, он виноват - 3 очка. Никогда! Пусть прочувствует - 1 очко. 3. Запрещая что-то сыну или дочери, объясняю, почему приняли такое решение, мотивируете свой запрет? Да, всегда объясняю. - 5 очков. Не всегда. Есть вещи, о которых надо знать - нельзя и все! - 3 очка. Никогда не объясняю, он должен мне верить - 1 очко. 4. Считаете ли Вы своего ребенка послушным? Да, считаю - 5 очков. Как все дети - слушается, конечно, не всегда - 3 очка. Очень непослушный - 1 очко. 5. Есть ли в вашем доме место, где ребенок мог бы распоряжаться вещами по своему усмотрению? Да, есть и в полном его распоряжении - 5 очков. Вряд ли ребенок в силах поддерживать порядок в комнате - 3 очка. Об этом как-то не думали - 1 очко. 6. Каждый ли день Вы "наподдаете" непослушному - за дело, разумеется? Даже не шлепаю - 5 очков. Нет, только иногда - 3 очка. Всегда есть, за что - 1 очко. 7. Слушаете ли рассказ ребенка о том, что его интересует, когда вернулись с работы, готовите или заняты домашними делами? Все откладываю и покорно выслушиваю - 5 очков. Это не всегда возможно - 3 очка. Как правило, обращаю его внимание на мою занятость и прошу подождать - 1 очко. 8. Считаете ли, что свои обязанности дети должны выполнять неукоснительно? Только так и не как иначе - 5 очков. Иногда можно на что-то закрыть глаза - 3 очка. Нет, этого я не требуя, себе дороже выйдет - 1 очко. 9. Настаиваете ли на том, чтобы дети рассказывали что-либо сокровенное? Нет, никогда - 5 очков. Иногда, не грех и спросить - 3 очка. Да, я всегда так делаю - 1 очко. 10. Как часто Вы можете "выйти из себя" выговаривая что-то ребенку?
Практически никогда - 5 очков. Когда как - 3 очка. Сохранить спокойствие удается редко - 1 очко.
Обработка результатов.
10-21 очков. У Вас серьезные проблемы. Возможно, пока ребенок мал, основное внимание уделяете внешней стороне общения: был бы накормлен, одет, обут. В будущем же рискуете отдалиться настолько, что полностью постигните смысл поговорки: "Маленькие дети спать не дают, а с большими – сам не уснешь". Советуем Вам найти и прочесть внимательно книгу В. Леви "Нестандартный ребенок", где рассказано об особенностях детской психики в разном возрасте. 22-35 очков. Вы искренне желаете «не перегибать палку» и часто вам это удается. Ребенок, скорее всего, доверяет Вам, взаимоотношения в общем хорошие, но, к сожалению, Вы далеко не всегда последовательны в своих требованиях, не всегда внимательны. Может быть, мешают усталость или плохое самочувствие, но не забывайте, что ребенку не с кем, кроме Вас, поделится своими проблемами. Если Вы сейчас не упрочите за собой это место, неизвестно, какой "доброжелатель" займет его в будущем. 36-50 очков. Примите похвалу Вашему терпению и способности сопереживать сыну или дочери, уважать его личность. По отношению к ребенку Вы тактичны и рассудительны, в Вас он видит "тихую пристань" в своих небольших еще житейских бурях. Ребенок склонен уважать Ваши взгляды так же, как Вы его.
6. Раздача буклетов, обсуждение

Что необходимо, чтобы поддержать ребенка?
Для того, чтобы поддержать ребенка необходимо: 1. Опираться на сильные стороны ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. 4. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он сможет справиться. 5. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. 6. Знать обо всех попытках справиться с заданиями. 7. Уметь взаимодействовать с ребенком. 8. Позволить ребенку самому решать проблемы, там, где это возможно. 9. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 10. Принимать индивидуальность ребенка. 11. Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему. 12. Демонстрировать оптимизм. Существуют слова, которые поддерживают ребенка:  Зная тебя, я уверен, что ты все хорошо сделаешь  Ты делаешь это очень хорошо  У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?  Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему. Необходимо научить ребенка справляться с различными делами, проблемами. Это можно достичь, создав установку у ребенка: "Ты это можешь!" Полезными могут оказаться следующие высказывания:  Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.  Все мы люди, и все мы делаем ошибки. Исправляя свои ошибки, мы учимся.
Поддержать можно посредством
1. Отдельных слов 2. Прикосновений
3. Совместных действий 4. Выражением лица 5. Подчеркиванием его способностей, возможностей и положительных сторон 6. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ваш ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки он получает удовольствие от себя.
Как поверить в ребенка?
• Забудьте о прошлых неудачах • Помогите ребенку обрести уверенность в том, что он справиться с любой задачей • Позвольте ребенку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достигать успеха • Помните о прошлых удачах и постоянно возвращайте ребенка к ним, а не к ошибкам.
Несколько способов высказать одобрение:
- Молодец! - Правильно! - У тебя это здорово получилось! - Ты сегодня хорошо потрудился! - Я знала, что ты справишься! - Неплохо! - Отлично! - Ты быстро научился! - Это то, что надо! - С каждым днем у тебя получается лучше!
7. Подведение итогов.
Цель: получение обратной связи от участников. Время: 10 минут. Материалы: не требуются. Содержание: участники могут высказать свое мнение по поводу совместно проведенной работы. Каждый участник высказывает свое мнение от проделанной работы и делится своими впечатлениями. Анализ: Какое у вас самочувствие? Что понравилось, запомнилось? Какое упражнение показалось сложным? С каким настроением вы уходите с занятия?
8. Рефлексия: упражнение “Солнечные лучики”.
Цель: закрепить доброжелательный настрой участников группы с учетом их инди- видуальности; возможность выражения позитивных эмоций, закрепление позитивного настроения. Время: 10 минут. Материалы: ватман с изображением круга желтого цвета, полоски желтой бумаги (лучики), ручки, фломастеры. Содержание: ведущий показывает группе ватман с изображенным на нем желтым кругом и говорит о том, что это солнышко, но оно без лучиков. Задача группы наполнить это солнце сиянием. Каждый участник семинара пишет на полоске бумаги (лучике) свое пожелание всей группе и приклеивает на ватман к кругу. В результате получается солнце с пожеланиями.


В раздел дополнительное образование