Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ГЧП В СУБЪЕКТАХ РФ

статья

Автор: Лизон Михаил Олегович, студент, ФГБОУ ВО БГАУ, город Уфа, республика Башкортостан



В раздел дополнительное образование

3 ЗАДАНИЕ ПО НИРС
Лизон Михаил Олегович
Студент 3 курса Экономического факультета, Кафедра ГМУ и Право Башкирский государственный аграрный университет г.Уфа
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ГЧП В СУБЪЕКТАХ РФ

Аннотация
: На сегодняшний день, вопросы развития механизмов государственно- частного партнерства, создания эффективной правовой базы ГЧП, а также организации системы ГЧП являются одними из ключевых вопросов, на которых необходимо сосредотачивать своё внимание Российской Федерации. В данной статье я постарался раскрыть информацию о современном состоянии этих вопросов.
Ключевые слова:
ГЧП, частный партнёр, субъекты РФ. Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это способ развития сотрудничества государства с частными партнёрами, при котором частная сторона должна принимать участие как в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, так и в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании. Другими словами, ГЧП является механизмом привлечения инвестиций от частных лиц в целях создания объектов общественной инфраструктуры, механизмом обеспечения эффективного управления государственным и муниципальным имуществом, а также механизмом улучшения качества предоставляемых населению социально-значимых услуг, оказываемых на его базе. Экономической целью ГЧП является увеличение доли частных инвестиций в производстве услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов. В законодательство РФ о ГЧП входит: Закон о ГЧП, Закон о КС, другие ФЗ и иные нормативно правовые акты РФ, а также нормативно правовые акты субъектов РФ. Общим законодательством, на котором основывается законодательство о ГЧП, является Конституция РФ, ГК РФ, БК РФ, ЗК РФ, ГрК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, ВзК РФ, НК РФ.
4 В зарубежной практике не существует единой универсальной модели государственного и муниципального управления сферой ГЧП. Как правило, ее развитие происходит поступательно в соответствии с приоритетными задачами экономики региона или макрорегиона. На ранних этапах создания системы важно направить усилия на популяризацию механизма ГЧП, как одной из форм развития общественной инфраструктуры и направлений инвестиционной политики субъекта. Несмотря на то, что ГЧП может быть реализовано как несколько единственных в своем роде проектов (без создания специальной системы институтов и организационных структур), в большинстве стран, имеющих успешную практику ГЧП, государственное и муниципальное управление ГЧП построено на системной основе. Для того, чтобы организовать системную основу государственного и муниципального управления сферой ГЧП и добиться организации эффективной системы ГЧП в будущем, необходимо иметь грамотную правовую базу по вопросам ГЧП на всех уровнях, включая региональный и муниципальный. На данный момент, законодательная база по вопросам ГЧП в России на региональном и муниципальном уровне развивается, но уже имеет большой объём и множество важных моментов, которые необходимо отметить, что я и делаю ниже. В соответствии с Законом о ГЧП субъекты Российской Федерации определяют орган исполнительной власти, который будет осуществлять полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 17 Закона о ГЧП (далее – уполномоченный орган). Именно уполномоченный орган будет проводить оценку эффективности проектов ГЧП и МЧП и в его отсутствие запуск таких проектов будет невозможен. В целях увеличения объема инвестиций в инфраструктуру и повышения качества услуг населению субъекты Российской Федерации могут принимать дополнительные нормативные правовые акты, уточняющие или дополняющие положения Закона о ГЧП.
5 Для более лучшего развития ГЧП в регионах, Минэкономразвития России направило рекомендации субъектам Российской Федерации (письмо от 28 января 2016 г. № 1817-СВ/Д13и). В частности рекомендовано:  Определить меры стимулирования частных инвесторов для применения механизмов ГЧП и МЧП;  Установить порядок межведомственного взаимодействия на этапе разработки и рассмотрения предложения о реализации проекта ГЧП, а также при организации конкурсных процедур для отбора частного партнера и осуществления контроля за исполнением соглашения о ГЧП;  Интегрировать данные о потребностях субъекта Российской Федерации в инфраструктурных инвестициях и сформировать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение соглашений о ГЧП и МЧП. По вопросу принятия на уровне сельских, городских поселений правовых актов в сфере МЧП необходимо отметить следующее: 1. К соглашениям, заключенным в соответствии с региональными / муниципальными актами о ГЧП до дня вступления в силу Закона о ГЧП, а также к изменениям в такие соглашения, применяются положения указанных региональных / муниципальных актов в редакции, действовавшей до дня вступления в силу изменений в данные акты (направленных на их приведение в соответствие с положениями Закона о ГЧП). 2. Соглашения, заключенные после дня вступления в силу Закона о ГЧП, должны соответствовать положениям Закона о ГЧП. 3. Полномочия МО в сфере МЧП определены статьей 18 Закона о ГЧП. Согласно пункту 2 указанной статьи глава МО в соответствии с уставом МО определяет орган для реализации муниципальных полномочий в сфере ГЧП. 4. Вместе с тем, в целях исключения избыточного регламентирования, как, например, в случае МО, в которых в силу тех или иных причин реализация проектов МЧП в ближайшее время представляется маловероятной, возможно придерживаться следующего подхода:
6 - Уполномоченным органам субъектов Российской Федерации довести до МО информацию о контактных лицах по вопросам ГЧП / МЧП в региональном уполномоченном органе, а также типовую схему рассмотрения органами местного самоуправления предложений о реализации проектов МЧП. - В МО, в которых ранее были приняты акты в сфере МЧП, необходимо по согласованию с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации либо их приведение в соответствие с федеральным законодательством, либо отмена. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы: - во-первых, развитие ГЧП в субъектах РФ требует формирования отдельной системы управленческих процессов, структур и распорядительных документов, а также соответствующей системы мер, включая выработку целей, задач и принципов, направлений развития и мероприятий по их достижению, формализованной в виде документов стратегического планирования. - во-вторых, необходимо развивать систему государственного и муниципального управления ГЧП, потому что развитие этой системы свидетельствует о долгосрочном характере государственных планов относительно развития ГЧП, повышает эффективность, прозрачность и объективность принимаемых инвестиционных решений, расширяет возможности реализации инфраструктурных проектов на принципах ГЧП, а также повышает интерес со стороны частного сектора к проектам ГЧП в субъектах РФ.
7 Библиографический список 1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно- частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъекте РФ (Региональный ГЧП-стандарт), подготовленные Минэкономразвития России совместно с НП «Центр развития государственно-частного партнерства». 3. Брагина, З. В. Государственно-частное партнерство: механизмы развития [Электронный ресурс] / З. В. Брагина, В. В. Орлов, Н. Ю. Андреева. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. – 188 с. 4. Белицкая А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: Монография / Белицкая А.В. - М.:Статут, 2012. - 191 с. 5. Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство: Учебник / Игнатюк Н.А. - М.:Юстицинформ, 2012. - 384 с. 6. Кабашкин В. А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации: Учебное пособие / Кабашкин В.А. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2011. - 120 с.


В раздел дополнительное образование