"Развитие "Образа – Я" у детей третьего года жизни"
Автор: Климова Елена Владимировна,
воспитатель, МБДОУ детский сад № 7,
г.Белгород
В настоящее время развитие «Образа – Я» у детей третьего года жизни является актуальной проблемой. Об этом свидетельствует тот фактор, что
благополучное развитие личности является одним из наиболее важным фактором для успешной жизнедеятельности человека. Таким образом можно
сказать, что «Образ –Я» - это относительно устойчивая, но не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представления
индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. [1,360]
«Только увидев в себе индивидуальность, научившись распознавать свои чувства и состояния, ребенок окажется способным с пониманием и уважением
относиться к окружающим. Развитие позитивного «Образа-Я» дошкольника должно быть одной из приоритетных (ведущих) целей современного дошкольного
образования» (М.В. Корепанова)
У детей третьего года жизни формирование «Образа-Я» в среднем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. В этом возрасте ребенок
начинает узнавать себя в зеркале, откликается на своё имя, он начинает активно пользоваться местоимением «Я».
В период развития от года до
трех лет у ребенка происходит превращение из существа, уже ставшего субъектом, то есть сделавшего первый шаг на пути формирования как личности,
к существу, осознающего себя как личность. Именно в этом возрасте возникает упомянутое психологическое новообразование «Я» [2,182].
Цель исследования: определить психолого-педагогические формирования предпосылок развития «Образа-Я» у детей третьего года жизни.
Гипотеза исследования: успешному формированию развития «Образа-Я» у детей третьего года жизни будут способствовать следующие
психолого-педагогические условия:
1. формирование чувств доверия к окружающему миру и близким;
2. формирование потребности в реализации и утверждении своего Я;
3. формирование положительного отношения к себе.
Задачи исследования:
1. Выяснить сущность и структуру развития «Образа-Я» у детей третьего года жизни;
2. Выявить особенности развития «Образа-Я» у детей первой младшей группы;
3. Дать обоснование комплекса диагностических методик подобранных для выявления особенностей развития «Образа-Я» у детей третьего года жизни;
4. Разработать и описать проект развития «Образа-Я» у детей третьего года жизни.
Данной проблемой занимался многие отечественные психологи. Одним из таких ученых является А.Н. Леонтьев. Он считал, что в процессе развитие
« Образа – Я» у детей третьего года жизни, речь идет о формировании так называемой схемы тела, о развитии познания своего внешнего облика,
узнавания себя в зеркале, на фотографии, способности локализовать свои интероцептивные ощущения.
Прослеженный процесс развития у детей самого себя и оценок других, в которых, в первую очередь, выделяются физические особенности, потом к ним
присоединяются особенности психологические и нравственные. Параллельно идущие изменение заключается в том, что парциальные характеристики самого
себя и других уступают место характеристикам более общим, охватывающим человека в его целостности и выделяющим существенные его черты. Такова
эмпирическая картина развития познания себя, особенностей и способностей своих индивидуальных свойств, [3,226].
В психологической литературе говорится о том, что развитие «Образа-Я» формируется под воздействием многих внешних явлений, которые испытывает индивид.
Одним из важных являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых
порах любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения «Образ-Я» сам становится активным началом,
важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, можно сказать, что «Образ-Я» играет, по существу, троякую роль: определяет интерпретацию опыта,
она способствует достижению внутренней согласованности личности и является источником ожиданий. «Образ-Я» определяет, во-первых, то, как будет действовать
индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция
«Образа-Я» заключается в том, что она
определяется также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной.
Например, Мак-Кендес рассматривает «Образ-Я» как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения. С которыми эти
ожидания связаны [4,39].
Также данной проблемой занимался Леонтьев, в теории «Образ- Я» является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни его
универсального определения, единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения «Образа-Я» в целом, другие используют
для обозначения ее отдельных аспектов. [3,61].
Р. Бернс выделял следующие три модальности самоустановок:
1. Реальное Я- установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его
представлениями о том, каков он на самом деле;
2. Зеркальное (социальное) Я- установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
3. Идеальное Я- установки связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
А.В. Петровский выделял, что «Образ-Я» вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка,
«Образ-Я» включает в себя три компонента [1,360].
Во- первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.
Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение.
В-третьих- поведенческий (волевой) и компонент: стремление быть понятным, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус или,
наоборот, желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки.
«Образ-Я»-это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе
которой он строит свое взаимодействие с другими [1;361].
Вторая стадия развития ребенка длится от полутора до трех лет. В этот период ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно
действующее существо. Но жизненная активность ребенка может быть и не безупречной, в результате чего он сталкивается с неодобрением со стороны
окружающих [5,360].
Главный позитивный результат развития на этой стадии - достижение чувства независимости. Иными словами, ребенок должен перейти от состояния полной
независимости от взрослых к относительной самостоятельности, когда он начинает осознавать себя как автономное существо, способное совершать определенные
действия. В этом возрасте ребенок стремится делать все по-своему, с негодованием отвергает попытки кормить его, одевать, держать за руку на прогулке,
открывать ему дверь.
Тактичное отношение к растущему ребенку необходимо не только в раннем детстве. Опасности неправильного обращения с детьми существуют во всяком возрасте.
Не только родители, но всякий человек, контакт которого с ребенком является значимым, должен уважать его стремление к самоутверждению, помогать ему удерживать
свое поведение в определенных границах и избегать такого с ним обращения, которое может вызвать у него сомнение в своих силах и своей значимости. Детство
в особенности ранее детство, когда закладываются основы будущей личности, является крайне важным периодом с точки зрения развития «Образа-Я» [5,125].
Согласно Эриксону, у дошкольника должны развиваться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности к родителям, а во-вторых,
чувство автономии, реализующейся в определенных рамках. Оба эти два достижения повышают уверенность, поскольку ребенок чувствует себя окруженным теплом
и заботой родителей и уверен в своей компетентности относительно определенного круга задач. Одобрение родителей и одобрение себя самого соединяются как
в фокусе и формировании ощущения собственной ценности.
Для ребенка, у которого только начинает развиваться чувство своего «Я», важной составляющей является способность чисто физической адаптации к
окружающему миру. На этом уровне развития своего «Я» тесно связана с чувством автономии. Ребенок более любознательный обычно обладает более высокой
уверенностью и самостоятельный. Такой ребенок активно стремится обнаружить границы своих возможностей и исследовать окружающий мир. Он уверен в своей
способности контролировать собственные передвижения, а также передвижения других людей с помощью крика и других сигналов, действующих на расстоянии.
По мнению Л.И. Божович центральным новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «система Я» и рождаемая этим новообразованием потребность
действовать самому. В этот период ребенок особенно нуждается в воодушевлении, благожелательной поддержке. Зарождающееся чувство автономии должно встречать
поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах [6,175].
Также Л.И. Божович считала, что задача взаимной адаптации поведения родителей и ребенка оказывается необычайно сложной. Возникающее здесь трудности способны
вывести из равновесия даже самого находчивого и спокойного взрослого. Твердость необходима, поскольку надо уберечь ребенка от возможных неприятностей,
которые могут произойти в результате отсутствия определенного опыта и способности правильно ориентироваться. С другой стороны, взрослый должен поощрять
стремление ребенка прочно встать на ноги, поскольку в противном случае он может быть подавлен чувством стыда и неловкости от своих неудачных действий,
сомнениями в собственной ценности для окружающих его близких людей. По-видимому, единственное конструктивное право, которому могут следовать родители,- это
запрещать только то, что действительно совершенно недопустимо, и быть в этом твердым и последовательным [6,180].
Помимо привязанности в результате взаимодействия с близкими людьми у дошкольника начинает постепенно формироваться «Образ –Я». Общение со взрослыми
является важный источник знаний ребенка о себе Для психического развития ребенка очень важно положительное переживание своей значимости для близких людей.
Отношение дошкольника к себе отражает отношение к нему близких и родных. Родители, называя ребенка по имени, нежно, ласково разговаривая с ним, как бы
авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью[2,10]..
Для того, чтобы узнать сложились ли у малыша первоосновы образа себя, нужно подвести ребенка к зеркалу и посмотрите, как он будет себя вести. Если у ребенка
сложилось позитивное отношение к себе, это найдет отражение в его поведении перед зеркалом.
Совсем иная картина наблюдается в поведении детей, когда близкие мало интересуются малышом, разговаривают, редко играют, берут на руки. В некоторых семьях,
чаще у молодых родителей, ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, личностью. Вследствие этого отношение ребенка к себе
недостаточно развито и не имеет яркой положительной эмоциональной окрашенности.
Глядя на себя в зеркало, такой малыш смущенно опускает глаза, отворачивается, он как будто не знает чье там отражение. Иногда собственное отражение вызывает
даже негативные эмоций: настороженность, тревогу, боязнь.
Дети с подобным «Образом-Я» не проявляют самоузнавание в опытах с искажением внешнего облика, не стремятся снять повязку. Поскольку близкие взрослые
не практиковали личностно-ориентированного общения, не придавали ему особой значимости, ценности, то и сам ребенок недостаточно выделяет себя из
окружающего, менее отчетливо переживает свое Я. Этим и объясняется отсутствие интереса к своему отражению в зеркале, а нередко и неприятие его [8,45].
К трем годам дети не только правильно различают пол окружающих людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляют разные
требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки, кубики или игрушечное оружие.
О формировании «Образа-Я» на третьем году жизни свидетельствует тот факт, что ребенок начинает легко узнавать себя на фотографиях.
Малыши начинают систематически использовать зеркало для коррекции своего внешнего вида. Для игры со своим отражением, для того,
чтобы рассмотреть части одежды, которые видны только в зеркале: рисунок на платье, шапочку или платочек на голове [2,182].
В ходе работы можно сделать вывод, что для формирования развития «Образа-Я» у детей первой младшей группы будут способствовать следующие
психолого-педагогические условия.
1. Формирование чувства доверия к окружающему миру и близким;
2. Формирование потребности в реализации и утверждении своего Я;
3. Формирование положительного отношения к себе.
В практической части нами были проведены следующие методики для выявления уровня развития «Образа – Я» у детей третьего года
жизни: « Определение Образа – Я» и « Какой –Я» . В эксперименты приняли участие 15 детей. Мы получили следующие результаты: Высокий уровень
мы наблюдали у 6 детей; Средний уровень развития – у 7 детей и низкий уровень мы наблюдали у 2 детей.
Для формирования правильного представления « Образа – Я» у детей третьего года жизни нами были сформированы для родителей и педагогов ряд рекомендаций:
1. Создавайте условия для развития Образа Я ребенка. Для этого
Предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре.
Уважайте права ребенка на собственное мнение, проявление самостоятельности и независимости.
2.С помощью развития представлений о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями,
называя их, совершая вместе с ним, затем давая возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Организуйте подвижные игры,
включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивания, приседания, прыжки, бег.
3.Время то времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте рассматривать одежду, соотносить
отражение в зеркале с реальностью.
4. Следует также учить ребенка узнавать себя и близких на фотографиях. Показывайте фотографии мамы, папы, бабушки, знакомых взрослых, других детей.
5. Обратите внимание на развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры,
кроватка, чашка, одежда, свидетельствует о развитии самосознания, представление о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности
и себялюбия, как иногда интерпретируют такое поведение взрослых. Это развивающееся Я ребенка. Уважайте его право на собственность и одновременно
учите считаться с аналогичными правами других людей.
Таким образом нами были разработаны ряд рекомендаций для родителей и педагогов, для формирования правильного представления
« Образа –Я» у детей
третьего года жизни.
Список литературы:
1. Авдеева. Н.Н. Становление Образа себя у детей первых трех лет жизни// Дошкольное воспитание.- № 4.-1996 С.-5-13.
2. Бернс. Р. Развитие Я-концепции и воспитании.- М., 1986. -422с.
3. Божович. Л.И. Проблемы формирования личности. -М., 1995.-352.
4. Леонтьев. Л.Н. Функционирование различных форм психического отражения.-М., 1983.-392 с.
5. . Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 1999. 456.
6. Немов. Р.С. Психология. Книга 2- М., 606 с.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Издательский Центр.- М 2002. – 512 с.
8. Фельдштейн Д.И. Проблемы формирования личности. Воронеж., 1997. – 352 с.