"Игры-эксперименты для развития глагольного словаря старших дошкольников с ОНР"

Статья

Автор: Левшина Наталья Викторовна, учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №2 "Родничок", Белгородская область п.Прохоровка



В раздел дошкольное образование




ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольного словаря. Для повышения эффективно сти коррекционной работы н а логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать игры - эксперименты. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Несмотря на большое количество имеющегося опыта по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на
сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала, что подтверждает актуальность выбранной темы. В дошкольном возрасте особое значение придается опытно-практической деятельности детей, так как с помощью этой деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. В работах многих отечественных педагогов говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. В педагогике выделяют практические методы обучения, т.е. практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков. Практические методы обучения используются при организации продуктивных деятельностей – конструирования, изобразительной деятельности, труда в природе. Данные виды деятельности отличаются от других тем, что, занимаясь ими, дети не просто наблюдают и слушают, а преобразуют предметы, получая в результате реальный продукт (постройку, рисунок, выращенные растения). Возводя постройку из строительных деталей, выполняя трудовые действия по уходу за растениями, дети более глубоко познают новые свойства предметов и явлений, на практике убеждаются, например, в том, что прочность постройки зависит от расположения деталей, состояние растения зависит от ухода за ним и т.д. Способы деятельности детей (которые выступают как важнейший момент любого метода обучения) носят практический характер, что и позволяет определить эти методы как практические. Важной стороной практических методов обучения является разработка системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система
характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей осуществлять обследование образца (или анализа заданных условий), планировать последовательность выполнения действия, контролировать получаемые результаты. Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, элементарные опыты, экспериментирование и моделирование. Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы. Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи: расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений; развитие у детей мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия; формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым; развитие абстрактного и логического мышления детей. Используемые на логопедических занятиях игры, прежде вс е го, необходимо связывать с изучаемой лексической темой, так как благодаря этому идет закрепление лексико-грамматических средств языка, развивается связная речь, логическое мышление, а также дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод. Для формирования глагольного словаря предлагаются следующие игры. «Сколькими способами может передвигаться человек? » человек живой или неживой? по каким признакам можно узнать, что он живой? Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения. Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.
«Сколькими способами можно есть хлеб?» Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.). Обсудить разные способы, как можно есть хлеб. Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то. Подводятся итоги, выявляется, кто больше назвал способов, как можно есть хлеб. Использование игр с песком, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно- развивающей работе с детьми. Игровые упражнения с песком можно использовать в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи. Для словарной работы предлагаются следующие задания: «Кто больше назовёт?». Ребенок подбирает прилагательные (слова- признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. «Слова-родственники». Ребенок подбирает однокоренные слова к прилагательным, глаголам и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. Особенно эффективно применение игр-экспериментов для развития лексико-грамматического строя. В процессе игр происходит накопление активного и пассивного словаря. В активный словарь вводятся глаголы: шуршит, гремит, шипит, звенит и др., а также однокоренные глаголы с разными приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно и др. Для развития глагольного словаря можно использовать следующие игры- эксперименты:  эксперименты со звучащими кубиками: найди кубики, звучащие оди- наково. Одни кубики стучат, другие шуршат, третьи звенят. Один кубик стуча- щий, другой звенящий, третий шуршащий. Одни звучат громче, другие тише. Иг- рая с такими кубиками, ребенок усваивает глаголы в формах единственного и множественного числа, действительные причастия настоящего времени;
 игры-эксперименты со светом. Для них нужен электрический фона- рик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых сол- нечных зайчиков ребенка учится употреблять предложно-падежные конструкции, согласование прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Маши- ной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так да- лее. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ можно использовать экспериментальную деятельность детей. В работе используются следующие виды: 1) конструирование букв. На столах – палочки, ниточки, пуговицы, ка- рандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами вы- брать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв; 2) реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Пере- двинуть палочку или добавить и т.д.); 3) игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с изменен- ным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна – насос, терка – актер); 4) подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме); 5) подбор слов к данной рифме; 6) разгадывание ребусов; 7) образование новых слов из букв данного слова. Например: трамвай – трава, рама, март и т.д.; 8) придумывание слов на определенный слог; 9) подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.;
10) составление слова с использованием начальных звуков или по конеч- ному звуку других слов; 11) замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (ме- таграмма); 12) работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, распо- ложение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Важным аспектом в логопедической работе является взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы. Логопедическая работа будет эффективнее, если воспитатели будут активно участвовать в ней, так, задачами воспитателей являются следующие:  расширение объема словаря параллельно с расширением представле- ний об окружающей действительности, формирование познавательной деятель- ности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);  уточнение значений слов;  формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуально- го);  активизация словаря, совершенствование, процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. Воспитатели могут использовать задания и игры для формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в режимных моментах и при проведении своих занятий, тем более использование опытно-практической деятельности происходит постоянно в работе с детьми. Возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе достаточно многогранны, в частности, применяя ее можно способствовать формированию глагольной лексики, оперируя с предметами, изучая их, дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают новые слова-действия в активном словаре, а также происходит развитие наблюдательности, интереса, других сторон речи и т.п.
В логопедической работе по формированию словаря у детей с ОНР необхо- димо опираться на общедидактические (систематичности и последовательности, доступности, индивидуального подхода) и специфические принципы (принцип развития, онтогенетический принцип, принцип деятельностного подхода). Логопедическую работу необходимо осуществлять поэтапно: 1 этап – подготовительный. Цель: создание базы для развития глагольного словаря, то есть обогащение опыта детьми в процессе расширения представлений ребенка об окружающей действительности; накопление импрессивного словаря, уточнение значений слов. 2 этап – основной. Цель: актуализация глагольного словаря; совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. На данном этапе дошкольники выполняют задания логопеда средствами опытно-практической деятельности. 3 этап – заключительный. Цель: использование разнообразных глаголов в связной речи. На данном этапе используется опытно-практическая деятельность детей, в которой целью является применение глаголов в самостоятельной речи. Таким образом, игры-эксперименты в логопедической работе способствует речевому развитию, в частности, формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Кроме этого игры-эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.




В раздел дошкольное образование