Общение взрослого с детьми в игре

Консультация

Автор: Ходырева Ирина Алексеевна, воспитатель, МБДОУ №75Лебёдушка, город Сургут, Тюменская область



В раздел дошкольное образование



Консультация для педагогов: «Общение взрослого с детьми в игре». Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста: воображения, творчества, символического мышления (которое станет основой изучения математики, компьютера, языков), социальных навыков, эмоций и т.д. Таким образом, в задачу педагога в дошкольном возрасте входит обеспечить ребенку условия, в которых развивалась бы игра. Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому именно в процессе игры и можно строить развивающее образование. Принято считать, что основное отличие игры от других видов продуктивной деятельности заключается в том, что игра ориентирована на собственный процесс, а не на результат. В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат (как, например, спортивные игры с правилами, распространенные в основном в старшем дошкольном возрасте). Его, конечно, огорчит проигрыш, но, играя, он испытывал удовольствие от самих игровых действий, и проигрыш не остановит его от того, чтобы играть в эту игру снова и снова. То же касается сюжетно – ролевых игр, то они в принципе не имеют результата, и смысл их заключается для ребенка в том, что ему интересно просто проигрывать определенные ситуации, пробуя себя в разных ролях. Часто можно видеть, как дети младшего и среднего дошкольного возраста способны часами играть в такие игры, продолжая или вновь начиная ту же игру на следующий день, в течении следующей недели, через месяц и даже через год. Целью дошкольника является игра ради игры. В некотором смысле можно сказать, что сюжетно – ролевая игра, которая всегда предполагает партнеров (в том числе и взрослых, и детей другого возраста), а также часто строится с использованием социальных ситуаций в качестве сюжета и предполагает принятие детьми на себя социальных ролей, является одной из важнейших форм общения в дошкольном возрасте. Именно в развитых видах коллективной игры дети отрабатывают позитивные способы разрешения возникающих конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками, дают сами и получают со стороны партнеров реакции поддержки, одобрения и недовольства. Принятие ребенком разных ролей является весьма существенной предпосылкой развития процессов понимания другого человека и дает ему возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать что такое ролевое поведение. Для того, чтобы играя деятельность действительно стала ведущей в дошкольном возрасте, мы должны быть уверенными, что ребенок может играть. Игра сама по себе достаточно привлекательна для ребенка, и если ему не мешать, то он готов будет играть целыми днями. Однако игра бывает разной, и даже внутри дошкольного возраста разные виды игры сменяют друг друга. Если ребенок задерживается на какой – либо предыдущей стадии (например, на стадии предметно – манипулятивной игры или игры с предметами – заместителями), то это, конечно, не очень хорошо для его развития. В этом случае педагог может попытаться заинтересовать его другими видами игры (например сюжетно – ролевой), организовав с ним совместную игру, возможно, при участии других детей. Причина задержки развития игры может заключаться в том, что у ребенка не хватает средств, т.е. он знает, как играть. Большое значение для развития игровых средств имеет детское сообщество (особенно разновозрастное), в котором игровые правила, роли, способы их распределения, сюжетные линии и т.п. передаются, как пламя пожара. Однако исследования последних лет показывают, что развитые виды игры ( сюжетно – ролевые
игры, игры с правилами, режиссерские игры) не слишком распространены среди современных детей, ассортимент их, как правило, невелик, а формы довольно просты. Часто в детских садах можно видеть, как дети 4-5 лет, проигрывая какой- нибудь хорошо известный традиционный сюжет ( например «дочки – матери»), очень долго повтаряют одни и те же игровые действия, остаются в пределах одной-двух простых ситуаций ( например, кормление ребенка и укладывание его спать), часто играют в одиночку с куклой или, в лучшем случае с одним партнером. Такой уровень развития игры возникает уже в возрасте 3-4 лет, поэтому, если в среднем дошкольном возрасте он остается тем же, это позволяет нам фиксировать задержку развития игры. Мы не видим здесь развития роли; поскольку не развивается сюжет, не развивается и воображение детей; одни и те же простые правила не дают ребенку возможности развивать свою способность к принятию правил более сложных, которая необходима для развития сознательной произвольности; игра в одиночку или с одним постоянным партнером не позволяет детям совершенствоваться в социальных навыках. Такая игра скорее всего окончательно свернется и умрет, не дотянув до возраста детей 5-6 лет. Недостаточное развитие игры в детских сообществах привело к тому, что некоторые современные исследователи высказывают точку зрения, согласно которой игра перестала быть ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, уступив это место познавательным видам деятельности, таким как конструирование, чтение, настольные игры ( которые сильно отличаются от сюжетно-ролевых, поскольку ориентированы на результат, а не на процесс), познавательное обсуждение книг, телевизионных или радиопередач и т.п. Возможно это происходит потому, что в нашу жизнь активно вторглись современные средства массовой коммуникации (телефон, телевидение, радио, компьютер) которые изменили способы получения нами информации и структуру нашего общения. Теперь очень редко образуются дворовые разновозрастные сообщества. Через которые в основном и передавались от одного поколения к другому традиционные сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Тем не менее практика показывает, что детям нравится играть в эти игры, если им показать, как это можно делать. Кроме того, продуктивные виды деятельности, в том числе и познавательная деятельность, не могут обеспечить детям дошкольного возраста того лавинообразного, массированного развития, которое происходит в игре. Специфика дошкольного возраста, в частности, и заключается в том, что дети самозабвенно готовы играть двадцать четыре часа в сутки, они полностью поглощены игрой, если она им интересна. Невозможно представить себе маленького «профессора», который серьезно просит взрослого обсудить с ним что-либо, зато очень часто мы слышим от ребенка «Поиграй со мной!» И даже если ребенок просит взрослого, например, почитать ему или вместе порисовать, то, как правило, это означает: «Побудь со мной, я тебя люблю». Это просьба об обращении, хотя у ребенка, разумеется, существуют и познавательные потребности, которые лучше всего развиваются именно в игре. Все это свидетельствует о том, что потребность играть остается ведущей потребностью ребенка, и значит, игра осталась ведущей деятельностью и у современных детей. Однако в условиях отсутствия разновозрастных детских сообществ роль транслятора возможных игровых сюжетов, ролей и правил принимает на себя педагог. Роль педагога заключается в том, чтобы затеять с детьми совместную игру, участвуя в ней в качестве игрового партнера. Как и в других видах деятельности, при организации совместной игры не имеет смысла давить на ребенка или занимать доминирующую позицию, поскольку интерес возникает только там, где есть свобода. Если дети почувствуют, что педагогу так же интересно играть с ними, как им самим, если он деликатно, чувствуя себя в игре равноправным партнером, «вбрасывает» новые сюжетные повороты, ролевые ходы, привлекает в игру всех желающих,- игра будет подхвачена самими детьми. Когда педагог увидит, что игра начинает разворачиваться и обретать собственную силу, когда в игре начинают выделяться лидеры, которые смогут вести игру
дальше, он может незаметно выйти из игры, предоставив детям возможность играть без непосредственного участия взрослого.




В раздел дошкольное образование