Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

" Влияние труда на воспитание ребёнка"

Консультация

Автор: Бочкарь Ирина Викторовна, воспитатель, МБДОУ ДСКВ №9 " Оленёнок", Краснодарский край ст. Староминская



В раздел дошкольное образование






Консультация для родителей по трудовому воспитанию

дошкольников
«
Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».
А.С. Макаренко


Влияние труда на воспитание ребенка.
Основы воспитания, любовь к труду и работе закладываются непосредственно родителями, семьей в которой растет ребенок. Воспитание в свою очередь требует от родителей не малого терпения. Так как труд весьма положительно, влияет на воспитание ребенка, это сказывается на его активности, уверенности в себе и своих силах, самостоятельности, а так же самоутверждении среди своих сверстников, да и вообще среди людей. Труд развивает в ребенке любовь к близким людям, ребенок начинает осознавать, что его трудолюбие поможет ему позаботиться о своих родных и людях, которые его окружают. Ребенок начинает предлагать свою помощь, например, с радостью поможет донести Вам один из пакетов с продуктами домой или поможет бабушке принести маленькое ведерко воды. Из трудолюбивых детей вырастают хорошие, активные, самостоятельные люди. И нет большого счастья для родителей, чем видеть, что их ребёнок вырос добрым и работящим.
Зачем нужно трудовое воспитание дошкольников в семье?
В первую очередь для того, чтобы личность ребёнка гармонично формировалась и приобреталось правильное отношение к труду. Кроме того, с помощью трудового воспитание можно укрепить здоровье, как физическое, так и психологическое. Именно труд помогает развивать у малыша сообразительность, внимание, память, умение концентрировать свое внимание, а также наблюдательность. Труд развивает
мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями - здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. Так благодаря труду формируется необходимый психологический стержень человека.
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство,

которое может оставить своим детям и бедный, и богач»



К.Д. Ушинский

Как организовать трудовое воспитание дошкольников в семье.
Основным принципом трудового воспитания ребёнка должна стать трудовая нагрузка, которая будет адекватна его возрасту, интересам и способностям. Малышу наверняка захочется помочь взрослому, если он регулярно наблюдает, как выполняются домашние хлопоты. Любовь к подражанию заставит его попытаться сделать то, чем занимаются мама, папа, или бабушка с дедушкой. Всем наверняка в детстве хотелось подмести пол, как мама или слепить пирожок, как бабушка. Не отвергайте помощь малыша, если вы поручите ему «серьёзное» дело, он будет испытывать чувство гордости и стремиться, не разочаровать вас. Конечно, если ребёнку дать немного постирать белье, вам придётся потом «постирать» и самого ребёнка, и белье, а за одно и помыть всю ванную комнату. И, тем не менее, не стоит отвергать искреннюю помощь малыша, ведь только таким образом можно пробудить в нем интерес к хозяйственно-бытовым делам и труду вообще. Помогите ему, терпеливо объясняя, каким образом лучше выполнить задание, чтобы получить хороший результат. Наблюдайте за работой ребёнка, для того, чтобы вовремя подсказать или помочь, но не делайте работу за него. После
завершения, проверьте вместе с малышом его достижения, не обижая, оцените их. И, конечно, обязательно похвалите. Игровой момент, безусловно, может присутствовать при выполнении тех или иных поручений. Но не превращайте работу в игру полностью. Ребёнок должен понимать свою ответственность и быть заинтересованным в результате, особенно если это девочка, ведь ей вскоре предстоит стать хорошей женой. Только трудовое воспитание дошкольника в семье, может привить уважение к труду окружающих и желание помочь. Развитие таких качеств личности, как ответственность, старательность, заботливость, интерес и желание трудиться закладывается в ребёнке с самого раннего возраста. Чем больше внимания будете уделять этому важному аспекту воспитания, тем лучше результат вас ожидает.
Что такое трудовое воспитание в семье?
Трудовое воспитание – это привлечение детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснение его значения в жизни людей. Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

Как же укрепить любовь к труду?
Прежде всего, нужно разъяснить цель труда. Для чего маленькая девочка помогает матери протирать пыль в комнате - для того, чтобы семья жила в чистой квартире, чтобы вредная пыль не попадала в нос, горло, не вызывала болезней. Пыль вредна, с ней нужно бороться. Итак, изо дня в день открывается перед ребенком весь сложный трудовой процесс, где люди работают для людей, где каждый приносит пользу. Всем известно, что знания без умения ничего не стоят. Поэтому следующим нашим правилом является выработка у детей трудовых навыков и умений. Умению работать учат и в детских садах ,и в школах, но главная школа-это его семья. Обычно родители велят детям помыть посуду ,протереть пыль ,вынести мусор. Но только понимающая мама предложит своей дочери: «давай мы с тобой испечем печенье». И понятно, почему не следует такое приглашение, ребенок будет мешать. Между тем какую радость могла бы испытать девочка от такой совместной работы. Она увидела бы плоды своего труда — на тарелке вкусное, красивое печенье. Дети, особенно дошкольники, с удовольствием работают вместе с родителями. Пример труда родителей их увлекает, они горды сознанием того, что им доверено участие в семейном труде.

Ошибки родителей по трудовому воспитанию детей.
К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что дошкольников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный Трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка. Но это глубоко ошибочное рассуждение родителей . Есть и такие родители, в том числе и матери, которые считают ,что домашний труд —это удел женщины ,и поэтому приучают к нему только девочек .В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел» . Родители должны быть уверены в том ,что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда. При этом надо учитывать их возраст и возможности. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что то или иное дело женское, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы и отказываться от нее. Освобожденные от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой - неуважительно относящимися к труду. А.С. Макаренко писал: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится ,которые не потеряются ни при каких обстоятельствах , которые умеют владеть вещами и командовать ими .И наоборот
,всегда вызывают нашу жалость те люди, которые. . .не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках ,то в дружеской услуге, а если им никто не помогает, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно». Одно из главных условий воспитания трудолюбия серьезный интерес родителей к труду детей - учебному, домашнему ,общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своих детей, в ее результатах. Известно, что ученье самый важный труд. Но не ученье и не труд воспитывают ребенка, а как говорил В.А. Сухомлинский - радость труда. Будет ли труд радостным или безрадостным - это зависит от того, как мы его организуем. Труд радует ребенка хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим.
«

Труд

становиться

великим

воспитателем

,

когда

он

входит

в

духовную

жизнь

наших

воспитанников

,

дает

радость

дружбы

и

товарищества

,

развивает

пытливость

и

любознательность

,

рождает

волнующую

радость

преодоление

трудностей

,

открывает

все

новую

и

новую

красоту

в

окружающем

мир

,

пробуждает

первое

гражданское

чувство



чувство

созидателя

материальных

благ

,

без

которых

невозможна

жизнь

человека

».



В

.A.

Сухомлинский




В раздел дошкольное образование