Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"История народного костюма села Введенская Готня"

Проект

Автор: Дубровская Марина Михайловна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №11" Ракитянского района Белгородской области, с.Введенская Готня Белгородская область



В раздел дошкольное образование



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
Актуальность темы.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется
на основе собственной

деятельности дошкольника.
Народный костюм села Введенская Готня В русских селах юго-западной части Ракитянского района, примыкающей к Борисовскому району, в том числе и в селе Введенская Готня, бытовал костюм, который с полным основанием можно назвать украинским (малороссейским). Костюм состоял из рубахи с прямыми поликами, пришитыми по утку, юбки и корсета. Рубахи были гладкими у поликов, и с собранными рукавами. «Передня» (ворот) и рукава возле поликов и «чехлов» (манжет) собирались в «наборушки» - мельчайшие складки, набираемые на иглу по счету нитей и закрепляемые в двух местах для устойчивости. А также существовал более поздний вариант рубахи - с кокеткой, продублированной подоплекой, с планкой застежки и воротником - стойкой. Рукава рубах декорировались цветочным орнаментом по всему полю с использованием черных и красных нитей. Встречались также узоры с характерными для украинцев мотивами - вазонами с цветами и петухами. Юбки шили из фабричных тканей, чаще всего красного или малинового цветов - сатина, ситца, кашемира, талона («шалуновые» юбки). Традиционным украшением были нашитые на подол «букетовые» ленты, позумент, «гарусочки», золотная бахрома. В юбках из более
дешевых тканей подол отделывался черным плисом с блестками и тесьмой, а чуть выше подола нашивался волан. Фартук был непременным атрибутом костюма, по ткани и декору аналогичным юбке. Более старинным типом передника был холщовый, украшенный кружевом и вышивкой. Его носили с юбкой из домотканой шерсти коричневого цвета. Основной нагрудной одеждой был корсет (корсетка) - украинская безрукавка. Его шили как из сатина, так и из более дорогих сукна, атласа, бархата. Корсеты были недлинными, до верхней части бедер, и сильно заужены в талии. Передняя часть была цельнокроеной, задняя - отрезной по спинке либо со складками от талии, либо со вставленными клиньями. Спереди корсеты украшались лентами контрастных цветов и позументом, декор также располагался по низу корсетов, сзади вдоль пояса и даже по швам. Некоторые корсеты имели пояс, вшитый в боковые швы и застегивающийся спереди на пуговицу. Разновидностью верхней одежды была чинарка, в Введенской Готне её называли «казачка». Шили её из черного сатина на ватной подкладке, длинной до середины бедер. По крою это тот же корсет, только с рукавами. Праздничные чинарики украшали рядами разноцветных «гарусков», будничные могли быть без декора. В селе Введенская Готня носили также «калтаны» из синего фабричного сукна. Лапти носили в будни и на работу, в праздничные дни носили сапоги, а в более позднее время - ботинки «венгерочки» (то же, что и «румынки»). «Златоглав» или «золотоглав», - как называли его в селе Введенская Готня, - головной убор, который носили на великие праздники. «Золотоглав» состоял из нескольких составляющих: сначала на голову надевали красный «почепушник», затем на лоб привязывали «золотоглав», прямоугольную твердую основу, обтянутую парчой, а сверху накидывали «дымку» - длинный газовый шарф, концы которого украшались лентами и узким позументом, а в центральной части к краю пришивалось серебряное кружево. «Золотоглав» надевала сваха со стороны жениха, невесту же после венчания повязывали платком без повивания. Венчальный убор невесты в этом селе изготавливался из «дымки» -начиная от одного края шарфа, мастерица собирала «брыжи», перемежая их лентами. На лоб ниспадала первая оборка, на которую надевали венец. Конец шарфа свободно свисал в виде фаты; иногда он был так длинен, что невеста перекидывала его через руку. Венок представлял собой белые бумажные цветы в сочетании с красными цветами и зелеными листьями. Спереди венок украшался нитями с мелкими восковыми цветами. В будни надевали ситцевые платки, повязывая обычным способом -под подбородком, с конусом надо лбом («со вуточкой», то есть конус, чуть выдвинутый вперед, напоминал утиный клюв). Из - под платка был виден идеальный пробор (прическа «с рядком»), которую добивались смазыванием головы репейным маслом. На праздники повязывали
платок «бабочкой» -обматывали вокруг головы, оставляя сзади свисающий конец. Девочки и девушки до замужества носили украинские веночки с лентами. Украшения: бусы из полевого шпата с монетами и без них, из жемчуга, а так же серебряные серьги с камнями из полевого шпа Престольные праздники 1. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Введеньё) в селе Введенская Готня является престольным праздником, поэтому в этот день, 4 декабря, надев самую нарядную одежду, все шли в церковь на праздничную службу. Вернувшись из церкви, домой, одевались попроше. Ходили друг к другу в гости. Гостям накрывали стол. Если уже к этому времени выпадал снег — катались на санях. 2. Фролов день (Хрола) - летний престольный праздник в селе Введенская Готня, который отмечается 31 августа. К празднику обязательно убирали дома. Праздничные домашние трапезы проходили за столом, который располагался в «красном углу» перед иконостасом. Ожидая гостей, хозяева накрывали столы чистой холщовой скатертью, ставили на неё солонку, каравай хлеба, блюдо с пирогами. На праздник готовились праздничные блюда. В нашем селе в этот день обязательным блюдом были вареники. На престольные праздники приходили гости из других сел. Так как праздник выпадал на летний период, девушки надевали маросейские костюмы, вплетали ленты в косы, женщины тоже одевались празднично и все шли водить карагоды, танки за околицей близ селения.
Вид проекта:
краткосрочный (февраль – март – апрель), познавательный, творческий, групповой.
Объект изучения
: русский народный костюм.
Участники проекта:
дети старшей и подготовительной подгруппы, воспитатели, родители детей.
Образовательная область.
«Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», музыка. Проводится на занятиях, в рамках тематического планирования и как кружковая работа.
Проблема:
Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма?

Цель проекта: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной

культуре, народному творчеству, особенностям традиций

русского народного

костюма.

В процессе работы над проектом решить следующие задачи:
1. Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды. 2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству. 3. Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей. 4. Дать детям знания об истории русского народного костюма. Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма). Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности. 5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника. 6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности. 7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине. 8. Обогащать словарный запас дошкольников.
Основные этапы:

1 этап – февраль.
Занятия с детьми и родителями с привлечением сотрудников Центральной детской библиотеки. 
2 этап – март.
Эксурсия в Районный межпоселенческий Дом культуры. 
3 этап – апрель.
Организация и проведение конкурса рисунков. Презентация проекта.
Пути реализации.
 Занятия.«Женский русский народный костюм».«Мужской русский народный костюм».  Экскурсия в Районный межпоселенческий Дом культуры.  Конкурс рисунков для детей и родителей «Русский народный костюм».
Ожидаемые результаты:
 В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков происходит становление личности ребёнка, духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.  Научить ребёнка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем.
 Знать основные элементы народного костюма (некоторых областей России).
Содержание проекта:
в процессе ознакомления детей с русским народным костюмом на занятиях в музее, педагогом был отмечен интерес старших дошкольников к данному объекту. В феврале педагогом дополнительного образования воспитателям и детям старших и подготовительных к школе групп и родителям воспитанников был предложен проект «Русский народный костюм». Побеседовав с взрослыми участниками проекта, было выяснено, что затруднение вызывает отсутствие наглядности. Педагогами был подобран и оформлен информационный и методический материал, разработаны конспекты занятий с детьми, дидактические игры. Намечены совместные практические занятия с родителями и детьми.
Продукт проектной деятельности
: рисование русских народных костюмов; создание альбома с детскими и взрослыми работами, фотоальбома.
Защита проекта
: презентация, выставка работ. Защита проходит для воспитанников МБ ДОУ, их семей, воспитанников и педагогов .




В раздел дошкольное образование