Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста"

статья

Автор: Шевчук Ольга Александровна, педагог-психолог, ГБОУ ООШ п.Верхняя Подстёпновка филиал ""Детский сад"" Семицветик"", Самарская область, Волжский район, мкр "Южный город"



В раздел дошкольное образование




Сохранение психического здоровья и эмоционального

благополучия детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – период, в котором закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Между тем, уровень здоровья детей дошкольного возраста заметно снижается. Одной из главных задач, которая осуществляется педагогом-психологом в работе с дошкольниками, является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка. Уделяя внимание физическому здоровью детей, физической безопасности, нужно помнить, что столь же важно заботиться и о психическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки. В нормальной, обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Однако среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено социальными факторами. Большинство из них носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер. Социально-психологический фактор - дисгармония семейных отношений и семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений, неполные семьи. Социально-культурный фактор – ускорение темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Следствием этого является невротизация родителей, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри- и межличностных конфликтов и о возможной психологической помощи. Затрудняют общение взрослых с
ребенком и многие достижения цивилизации: дополнительные телевизоры в семье, компьютеры и прочие гаджеты. Социально-экономический фактор – неудовлетворительные жилищно- бытовые условия, занятость родителей. Современная жизнь приводит к тому, что мы все более отдаляемся от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи, мешают родителям заботится о своих детях. Воспитывать их в атмосфере радости, тесного общения, совместного досуга. Не в наших силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурный и социально-психологический факторы мы можем. Одним из выходов в данной ситуации является сохранение психического здоровья и социального благополучия детей дошкольного возраста, включающего профилактику эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели: Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально- психологических ценностей в системе отношений с другими людьми. Иными словами: помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Формирование коммуникативных навыков: устанавливать и поддерживать контакт, кооперироваться и сотрудничать. Реализация поставленной цели ведется по основным направлениям деятельности педагога- психолога:
Психодиагностическая работа
В работе последовательно использую такие виды диагностик, направленые на выделение детей «группы риска». Углубленную психологическую диагностику провожу индивидуально или в малых группах с детьми, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальной психологической помощи. Применяю систему психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование «Мое настроение», «Страхи» и пр.)
Психопрофилактическая работа
Просвещение родителей по вопросу психологической готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни. В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов проводятся семинары-практикумы с использование новейших достижений психологической науки по проблемам педагогического общения: («Самоанализ опыта общения с родителями», «Особенности общения воспитателей с детьми», « Детская агрессивность»). тематические консультации: («Леворукий ребенок», «Плохие слова», «Гиперактивный ребенок», «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста».)
Выступления на педсоветах («Психологическое здоровье и безопасность», «Значение сказкотерапии в развитии ребенка», «Преемственность дошкольного и начального образования») Семинары-лекции («Детские страхи», «Конфликты и пути их разрешения»
Консультативная работа
Консультирование воспитателей, родителей по результатам готовности детей к школе в индивидуальной и групповой форме помогают оказать поддержку и внимание детям. В старших и подготовительных группах индивидуально на каждого ребенка заполняется карты «индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно- развивающей работы. Для родителей провожу тематические консультации в рамках семинаров, конференций, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе». В каждой группе создана папка - «Психолог – родителям», с тематическими консультациями.
Развивающая и сопровождающая работа
По результатам первичной диагностики совместно с воспитателями и родителями, с детьми дошкольного возраста проводится работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи. С целью повышения мотивационной готовности к школе осуществляется коррекционная работа в рамках игровых сеансов.
Не остается без внимания и проблема отношений. На занятиях проигрываются различные ситуации отношений между детьми, между взрослым и ребенком. Использование сказкотерапии, пескотерапии в ходе психо-коррекционной работы с детьми позволяет добиться нужного уровня развития эмоциональной сферы, коммуникационных навыков, сплочения группы. В процессе подгрупповой работы дети осознанно воспринимают свои эмоции, понимают эмоциональное состояния других людей, знакомятся с системой органов чувств человека, развивают коммуникативные способности, обращают внимание на невербальную сторону общения, знакомятся с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения. Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей необходимо выполнение следующих условий: включение в профилактическую работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 2006.- 210с. 2. Павлова Л.Н./ Раннее детство: Познавательное развитие. Методическое пособие./ Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.-232с. 3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений./ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева.– М.: Гумунитарн. изд., центр ВЛАДОС, 2010.-172с. 4. Тейлор К. Психодиагностические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей-М.,2005.-125с.




В раздел дошкольное образование