Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте
Перейти на главную сайта

Перейти на главную сайта

Сайт ПЕДРАЗВИТИЕ обновился и перешел на новый интерфейс --->>>



"Состав слова"

Автор: Жажкова Марина Петровна,
учитель начальных классов,
Ставропольский край, Предгорный район, пос.Урожайный

Урок русского языка 2 класс по программе «Перспективная начальная школа».
Заседание научного клуба младших школьников «Ключ и заря».

Смотреть презентацию

Учебник « Русский язык». 2 кл.,  часть 2, авторы учебника: М.Н. Каленчук, Н.А. Чуракова.
Тема: « Состав слова»
Дидактическая задача и цель: обучение младших школьников деловому общению, передача обучающих функций классу, обобщение знаний о приставке, корне, суффиксе.

Участники:
Председатель младшего научного общества Самарин Даниил.  Выбирается заранее  и совместно с учителем намечает план проведения заседания.
Докладчики 3 человека:  Иван, Ангелос, Луарсаб. Выбираются заранее.
Под руководством учителя они готовят сообщения о приставке, корне и суффиксе и подбирают упражнения для работы в группах.
Микрогруппы  5 человек.
Приглашённые (завуч школы, учителя начальных классов, родители)
Сделать до урока: написать объявление, сделать красочные  пригласительные билеты.
Объявление
Члены научного клуба младших школьников приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.
Тема заседания: «Состав слова».
Заседание состоится  10 апреля в классной комнате 2 класса
Докладчики: Атмаджев Луарсаб, Порошин Иван, Димитриадис Ангелос.
Председатель научного клуба младших школьников Самарин Даниил.     

Пригласительный билет
Уважаемая, Лидия Юрьевна!
Приглашаем Вас принять участие в работе научного клуба младших школьников «Ключ и заря». Очередное заседание клуба состоится 10 апреля. Тема заседания: «Состав слова». Начало заседания в 11 часов в классной комнате 2 класса. Председатель научного клуба младших школьников Самарин Даниил. 
План заседания
Мебель в классной комнате расставлена с учётом групповой работы. Учащиеся до начала занятий разделены на 3 группы, поэтому каждый ученик знает, за каким столом он будет работать. За столами для президиума сидят гости и председатель заседания. Сам учитель сидит с ребятами класса. Учитель представляет председателя.

Вступительное слово председателя
Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся класса. Сегодня мы проводим заседание клуба «Ключ и заря» по теме: «Состав слова». Кто из класса является членом этого клуба? (встают дети, у которых есть членские билеты клуба). Сегодня на заседании присутствуют гости. Разрешите их представить. Кира Дмитриевна – директор школы № 19,  Лидия Юрьевна -  завуч школы, Светлана Алексеевна  - родитель класса.
Предлагаю открыть заседание. Итак, тема сегодняшнего заседания « Состав слова». Что мы могли бы узнать по теме? Ваши предположения?
(Мы вспомним о частях слова и подумаем, как они работают вместе).

Верно. Мы вспомним о строительном материале, из которого создаются слова нашего языка. Всё на свете из чего –  то состоит. Лес из деревьев, облака из множества водяных капелек. А слова сделаны из своего строительного материала. Кто их назовёт?
(Приставка, корень, суффикс, окончание).
 Как они хорошо работают вместе. Каждый из них вносит в слово свою часть смысла – смыслиночку.  И получаются интересные и выразительные слова. Мы сегодня поговорим о приставке, суффиксе и корне.

Предлагаю  предоставить слово докладчику, который расскажет о приставке. Выступление докладчика Луарсаба.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки со словами пишутся слитно. Бывают приставки на-, под-, за-, во-, пере-, при-, с- и другие.
Давайте поиграем в игру. В ней будут такие участники: вы, два домика – один в начале дороги, другой в конце, а на дороге – мостик через речку и большая лужа. А ещё в игре будут участвовать части слова. Ваша задача – описать действия весёлых человечков, образуя от слова, шли другие слова с разными приставками.

Работа в группах. Представление рассказа  каждой группой.
Жили три человечка. Двое жили вместе, а третий жил один. Когда у него был день рождения, он позвал в гости друзей. Они приготовили подарок и пошли. Шли они, шли и дошли до моста. Они его перешли и пошли дальше. Вдруг перед ними оказалась большая лужа. Они обошли её и пошли дальше. Совсем скоро они пришли к домику друга. Он был очень рад.

Как видите, приставки помогли вам из одного слова  шли сделать целый дорожный рассказ.
Следующее задание.
Я сделала  карточки двух цветов. В розовых прямоугольниках написаны приставки (пере, под, при, по, от, за). На голубых слова ( ход, дача, вал). Совмещая надписи, мы получим  слова - названия предметов с приставками. Задание: образовать как можно больше слов.

Нет ли у присутствующих вопросов к ребятам?
Дети: А много ли приставок в русском языке? ( Очень).
Учитель: А как пишутся приставки со словами? ( Слитно).
Завуч: Выскажите предположение, почему учёные придумали такое имя приставке?
( Её нужно приставлять к слову).
Учитель: Может ли в слове быть 2 приставки? 3 приставки?
( Я ещё не знаю таких слов, но думаю, что да).

 Предлагаю  предоставить слово докладчику, который расскажет о суффиксе. Выступление докладчика Ангелоса.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и нужна для образования новых слов.

Они выполняют в словах большую строительную работу. Во – первых, они из одних слов делают другие. Во – вторых, могут придавать словам разные смысловые оттенки. Например,  показывать большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Когда вы придёте ко мне, я познакомлю вас с суффиксами – онок, – ёнок  и – ик. Они способны  самого большого и свирепого зверя превратить в маленького зверёныша. Например, тигр – тигрёнок, лев – львёнок. Некоторые суффиксы наоборот придают словам увеличительный  оттенок. Вместо – ёнок или –ик  поставьте – ище, как эти слабые безобидные зверята станут огромными сильными зверями: тигрище, львище.
Нет ли у присутствующих вопросов к выступающему?
Учитель: Какие ещё суффиксы бывают? ( Я встречался с суффиксами –к, - ик, - щик).
Родитель: Тебе понравилось работать с суффиксами? ( Да).

 Предлагаю  предоставить слово докладчику, который расскажет о корне. Выступление докладчика Ивана.

У слов есть самое важное, самое главное – корень. Эта часть несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с  одним корнем оказываются родственными. Когда вы придёте ко мне, мы поиграем в третий лишний. В каждой тройке слов одно будет не родственное.
Нет ли у присутствующих вопросов к выступающему?
Учитель русского языка: Научилась ли ты подбирать родственные слова? ( Да. Мы часто тренировались на уроках).

Предлагаю дать слово докладчику, который расскажет об окончании. Слово докладчику Бронзову Данилу.
Окончание – это изменяемая часть слова. Она служит для связи слов в предложении. В словах бывает нулевое окончание.

Предлагаю начать работу в группах.
Далее идёт работа в группах по заданиям докладчиков.
Задания докладчиков группам.
1 группа составляет слова и записывают полученные слова.
2 группа добавляет суффиксы – ик,- ёнок,- онок, -ищ к словам кот, осёл, козёл, бегемот, верблюд, лиса, волк, комар.
3 группа  вычёркивает лишнее слово на каждой строке.
рога, рожица, рожки
кузнец, кузнечик, кузница
лев, левый, левша
король, королева, корона
осёл, оса, ослиный
кисть, кисточка, киска
Переход групп 3 раза по сигналу. ( Звоночек)
Подведём итоги нашей работы. Слово докладчику Луарсабу.
Первая группа смогла образовать 7 слов и записала их правильно. Вторая  5 слов, а третья все слова.
Слово докладчику  Ангелосу.
Первой группе трудно было образовывать слова с суффиксом – ищ. Вторая   путалась с суффиксами – онок, - ёнок, а третья все слова образовала верно.
Слово докладчику Ивану.
Моё задание было интересным. Нужно было думать. У первой группы  2 ошибки, вторая сделала 3 ошибки, а третья  справилась без ошибок.
Сделаем вывод. О чём мы сегодня вспоминали?
(Мы сегодня вспоминали о частях слова. Говорили о том, что каждая часть слова важна, нужна и интересна).

В заключение заседания выступили гости, которые высказали мнение о работе детей, предложили выпустить газету с названием « Загадки частей слова» и подарили детям подарок. ( Фотоальбом).  
На этом заседание клуба закончено. Спасибо всем за работу. До свидания.

 

В раздел начальное общее образование