Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Условия успешной работы с одаренными учащимися"

статья

Автор: Шпилевая Наталия Васильевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №36, город Тамбов



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Условия успешной работы с одаренными учащимися
Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать; оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Одарённые дети… Произнося это словосочетание, мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников. Поменяем местами слова, и перед нами уже не просто новое словосочетание – "детская одаренность", а принципиально иная психолого-педагогическая проблема. В этом смысле "одаренность" предстает уже не как исключительность, а как "потенциал", "дар природы", имеющийся у каждого. Но дар не даётся даром. Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их?
1.

Выявление одаренных детей.
Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др. После выявления обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях. Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы вносятся соответствующие коррективы. При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами: - видом одарённости; - возрастом ребёнка;
- социальным статусом семьи ребёнка; - уровнем одарённости; - активностью самого ребёнка; - профессиональной подготовкой педагога; В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление. Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность. Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию. Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками.
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
 принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми
 Выявление одаренных детей.  Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
 Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
4. Условия успешной работы с одаренными учащимися
 Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.  Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.  Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
5. Формы работы с одаренными учащимися
 школьное научное общество;  объединения дополнительного образования;  групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;  факультативы;  кружки по интересам;  конкурсы и конференции;  интеллектуальный марафон;  участие в олимпиадах;  спецкурсы;  работа по индивидуальным планам;  занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Между тем, акцентируя внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися в нашей стране, для отечественной системы школьного образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у учащихся; углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения; использование специализированных программ педагогического наставничества. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества


В раздел начальное образование