Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация внеурочной проектной деятельности в разновозрастном режиме в начальной ступени общего образования".

стат

Автор: Цыренова Жаргалма Цырендоржиевна, учитель начальных классов, МБОУ "Сосново-Озёрская СОШ № 1", село Сосново-Озёрское, Республика Бурятия



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1 Цыренова Жаргалма Цырендоржиевна, учитель начальных классов МОУ «Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №1» Еравнинский район
«Организация

внеурочной

проектной

деятельности

в

разновозрастном

режиме

в

начальной ступени общего образования».
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Э
ффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельности. Вторая половина дня позволяет каждому ребенку быть успешным, определиться с выбором того направления деятельности, которое ему интересно. Мы считаем, что наиболее перспективным направлением внеурочной деятельности нашей СОСОШ № 1 может быть принята организация проектной деятельности в разновозрастном режиме. Очень важно, что в разновозрастной группе ребенку предоставляется возможность проектировать разноплановые взаимодействия; а также взаимопомощь, взаимообучение участников проекта. Наряду с общей грамотностью, выступают такие качества, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решения. В содержании проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей разновозрастной группы, а также взаимодействие семьи и школы.
Основная идея проектной деятельности:
Развитие ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности. 1. Любое знание человек должен прочувствовать, пережить. 2. Путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность. 3. Главным в работе ученика над проектом является ответ не только на вопрос “Зачем (почему) мы это делаем?”, но и “Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?”. Основные направления внеурочной деятельности нашей школы (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
2 демонстрируют необходимость активного включения учащихся в социально значимые проекты (социопрактикумы). Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Ожидаемые результаты:
В ходе решения системы проектных задач у школьников будут сформированы способности: 1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, не получилось, видеть трудности, ошибки). 2. Планировать (составлять план действий). 3. Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя существенное). 4. Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи. 5. Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других. 6. Сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество. 7. Способствовать приобретению опыта учащимися выполнения функций, составляющие умение учиться. Мы выбрали 5 основных направления внеурочной деятельности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) Учителями МО начальных классов были проведены такие подготовительные мероприятия: 1) Обучающий семинар школьного МО «Проектная деятельность в начальной школе» 2) Составление учителями программ по основным направлениям внеурочной деятельности 3) Предлагается «веер» проектов по основным направлениям внеучебной деятельности, но темы проектов, выбор проектов зависит от выбора детей. 4) Проведение общешкольного родительского собрания «Внеурочная деятельность…» 5) Составление списка учащихся РВГ по основным направлениям внеурочной деятельности. 6) Занятия РВГ по направлениям, выбор проектов. Проекты, которые выбрали большинство детей. 7) Защита проектов по направлениям.
3
Спортивно-оздоровительное направление:
«Культура здорового образа жизни» В этом направлении ребята будут являться пропагандистами ЗОЖ (здорового образа жизни). Основная цель направления: - развивать у ребят интерес к спорту, - понимание значения спорта в жизни человека; - воспитывать у родителей и детей интерес к совместной деятельности; - понимание важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи: - научить младших школьников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. - формирование понятия о здоровом образе жизни; - привитие умений и навыков физической культуры. Формы работы: - ежедневные зарядки; - спортивные соревнования; - клубная и кружковая деятельность по физической культуре; - реализация программы «Школа – территория здоровья»; - просветительская работа медицинского работника школы; - классные часы по программе «Полезные привычки».
Состояние здоровья учащихся
Мониторинг хронических заболеваний Мониторинг «Индивидуальная карта Здоровья»
Темы проектов: Спортивно-оздоровительное направление
1. А грязные ли фрукты? 2. Азбука безопасности 3. Аптека на грядке 4. Безопасный вес портфеля 5. Болезни грязных рук 6. Большая стирка 7. Вегетарианство - составляющая правильного питания 8. Вода, которую мы пьем 9. Вред и польза компьютерных игр 10. Вся правда о шоколаде 11. Всё о прививках 12. Грипп и его профилактика 13. Дюймовочка с косметичкой 14. Его величество кефир 15. Жевательная резинка - польза или вред? 16. "Жевать везде, жевать всегда… хорошими зубами!" 17. "Победная гордость осанки" 18. "Чипсы: есть или не есть?" 19. "Йогурт Йогуртович" 20. "Нельзя курить, мама" 21. Кариес! Есть ли спасение? 22. Компьютерные игры. Играть или не играть? 23. Красивая осанка школьника – ключ к здоровью 24. Мобильный телефон. Вред или польза?! 25. Мороженое - вкусное лакомство 26. Одуванчики - наши лекари 27. Опасные фейерверки 28. Проект "Спорт - это наша жизнь" 29. Спортсмены нашей школы 30. Проект "Стадион будущего" 31. Проектная работа: "Витамины с грядки. Чеснок и лук от семи недуг" 32. Проектная работа: "Формула здоровья"
Духовно-нравственное направление.

4 Путешествие детей в мир нравственных норм, правил и понятий, в мир, который определяет действия и поведение человека в обществе. Эти нормы, правила и понятия связаны с его обращением к собственным чувствам и с объективным желанием активно познавать и проявлять себя самого. А познавать себя, как и правила поведения в обществе, необходимые для этого познания - дело нелегкое. Тем более, что люди часто не придают значения своим действиям и поступкам, их пониманию и осознанию. А именно они, действия и поступки, формируют наш характер и нормы поведения, определяют наше дальнейшее поведение, наши взаимоотношения с другими людьми. Задачи: - нравственно-правовое образование школьников; - развитие социальной ориентации ребенка; - развитие эмоционального интеллекта; - развитие моральных качеств учащихся; - формирование ценностного отношения к окружающему миру. Формы работы: - использование элементов детского самоуправления и соуправления; - беседы, праздник, викторины; - выставки работ. Проекты:
Общекультурное направление: ОчУмелые ручки
Цель: Саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую и проектную деятельность. Задачи: - развитие проектной деятельности, развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, воспитание нравственно-эстетических качеств; - развитие художественно-эстетического восприятия окружающего мира; - понимание ценности эстетической культуры. Формы работы: - формирование сети дополнительного эстетического образования; - музейные уроки, посещение выставок; - организация концертов, выставок детского творчества. Работа построена по календарному принципу. Ведь праздников много, и можно сделать разные проекты.
Основная наша цель -
научить детей делать подарки-поделки ; -дарить их друзьям, близким, разным людям - развивать мелкую моторику рук.
Ожидаемые результаты.
1. Акция «Поздравь родного человека». 2. Организация выставки в мини-музеях. 3. Школьная ярмарка.
4.
Подарки и сувениры воспитанникам детских садов. Проекты:
5 1. Проект "Манеж-домик" 2. Проект "Мебельный конструктор" 3. Проект "Пирамида рукоделий" 4. Проект "Подцветочник" 5. Проект "Складной стульчик" 6. Проект по теме: "Бисероплетение" 7. Проект "Макет храма" 8. Проект "Новогодняя игрушка" 9. Проектная работа по технологии "Вышивка крестом" 10. Проект "Времена года" 11. Проект "Изготовление подарка" 12. Проект "Мой подарок " 13. Проект "Орнамент" 14. Проект "Удивительный алфавит" 15. Проект на тему "Рюкзак-мишутка" 16. Проектирование предметной среды. Дизайн интерьера кухни 17. Проектная работа "Кукла в национальном костюме" 18. «Пять драгоценностей - Табан хушуун мал» 19. «Юрта» 20. «11 родов хори бурят» 21. Проект на тему "Рюкзак-мишутка" 22. Проектирование предметной среды. Дизайн интерьера кухни 23. «Чудное мгновение» Дизайн рамочки для фотографий
Общеинтеллектуальное направление:
Задачи: - развитие познавательных интересов ребенка, его стремление к осознанию окружающего мира и самого себя; - зарождение различных форм мировосприятия; - формирование культуры познания; - формирование информационных компетенций. Формы работы: - предметные олимпиады; - деятельность интеллектуального клуба; - музейные и библиотечные уроки; - Фестиваль знаний; - Викторины, конкурсы.
Клуб любителей чтения.

Чтение не должно быть наказанием, обязанностью или же условием
.
Цель работы клуба:
формирование грамотного читателя
Задачи клуба:
 развивать активность, самодеятельность, способность к самостоятельному исследованию нового знания, умение добывать информацию из различных источников;  развивать умение решать жизненные проблемы;  обучать общению, развивать творческий потенциал, быть более организованными, проявлять умение сотрудничать;  развивать интерес к чтению различной полезной литературы;  воспитывать уверенность в себе, развивать стремление к успеху. 1. Проект "Жила-была сказка" 2. Проект "История одной книги" 3. Проект "Мои первые книжки" 4. Проект "Сказочные животные" 5. Проект "Юные корреспонденты" 6. Проект "Литературное путешествие по Европе" 7. Проект "Портрет словом и кистью" 8. Проект "Тема Рождества в литературе"
6 9. Проект по чтению "Загадки Х.К. Андерсена"
1.

«Поэтические минутки».
Обучение речевому общению детей через стихотворную форму и развитие их творческих способностей. Конечный результат - « Поэтическая тетрадь» - что является оценкой их творческого труда, обращение к уму, воле и чувствам детей.
2.

Проект «Издательство книжки малышки»

3.

Проект

«Сочини

свою

историю»
Конечный результат: сборник историй с иллюстрациями.
4.

Проект «Мои сказки»
Конечный результат: создание сборника сказок, компьютерных презентаций, буклетов.
Социальное проектирование
главным вопросом при проектировании, является не вопрос «Что я получу от этого?», а «Что получат другие?»
Социальная практика
-
это ситуации, в которых человек получает социальный опыт. Социальная практика может помочь человеку: • научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям; • учиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами; • учиться проектировать свою деятельность
Принципы социальной практики:
1. развиваться самим 2. развивать других 3. помочь Проекты: 1. Проект "Цветущий уголок" 2. Проект "Школьный цветник" 3. Проект детской дворовой площадки 4. Проект игровой площадки "Мир чудес" 5. Проект "Я и моя страна" 6. Проект обустройства своего села 7. Проект "Благоустройство пришкольной территории" 8. Проект "Три "Д" (делаем добрые дела) 9. Социальный опрос учащихся 10. Социальный проект "Формула успеха" (формирование лидерских качеств) 11. Я и моя школа 12. Мир современных технологий 13. Проект «Моя первая клумба» 14. «Наше лицо – чистое село» 15. «Газета для малышей» 16. «Мои права»
7
Проект "Зеленые островки природы"
Задачи: - научить бережному отношению к природе как дому человечества; - осознание себя частью природы; - приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям через природу; - формирование в ребенке исследовательских качеств. Формы работы: - сезонные работы на пришкольном участке; - экскурсии на природу; - организация экологической тропы; - проведение экологического месячника; - выпуск плакатов, конкурс рисунков, поделок; - летние задания; - деятельность клубов, факультативов, ученического научного общества; - музейные уроки.


В раздел начальное образование