"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"
Конспект урока
Автор: Новикова Людмила Ивановна, Учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №16", город Пермь
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Новикова Людмила Ивановна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №16»,
г. Пермь
Формирование универсальных учебных действий на уроках
математики.
(Образовательная система «Школа – 2100», 3 класс)
Тема: Нахождение доли числа (Урок открытия новых знаний).
Цели:
1Создать условия для формирования понятия «доля» и представления об алгоритме поиска доли числа. 2.Представить модель круговой диаграммы и создать условия для формирования умения читать информацию, представленную в виде этой модели. Внимание: на данном уроке для практической работы детям понадобятся ножницы и лист «в клеточку».
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Чему научились на прошлом уроке? - Зачем нужно это знание?
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Задание 1. Какую часть круга составляют закрашенные доли? Запишите эти доли и назовите их. (Рисунки демонстрируются при помощи документкамеры) Задание 2. Для украшения подарочной коробки нужно 8 метров ленты. В мотке - 12 метров, но 1/3 этой ленты испорчена. Хватит ли оставшейся части ленты для украшения коробки? - Можете ли вы выполнить задание? - Что для этого нужно сделать? - Как найти долю от числа?
3. Выявление места и причины затруднения.
4.Построение проекта выхода из затруднения:
-Цель: как найти долю от числа. - Выполнить практические упражнения с помощью бумажной полоски. - Создать алгоритм нахождения доли числа. - Выполнить задание 2.
5. Реализация построенного проекта.
Вырежьте полоску длиной 16 см и шириной 1 см, согните ее пополам, еще раз пополам и еще раз. - На сколько частей разделили? Чему равна 1/2, 1/4, 1/8? А 1/n? Чтобы найти 1/n долю числа, надо это число разделить на n равных частей. Сравните свой вывод с авторским на стр. 78 учебника.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Решение задания 2. 1)12:3=4(м) – испорчено 2)12-4=8(м) – осталось Ответ: 8 метров ленты хватит для украшения коробки.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону: стр.78 № 5.
Отрезок АВ имеет длину 12. Начертите 1/3 этого отрезка, 1/6 этого отрезка. Проверка решения по алгоритму самооценки. - Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всѐ правильно или были ошибки, недочѐты? – Вы решили всѐ сами или с чьей-то помощью? - Какого уровня сложности было задание? - Оцените свою работу.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Стр.79 № 8. Громозека подарил Алисе 12 подарков: книги, древние черепки и растения с планеты Бродяга. Все подарки Громозеки (целое) нарисуем в виде отрезка. Расскажите с помощью схем, какую долю от всех подарков составляют книги, какую – черепки, какую – растения. Все подарки(целое) можно изобразить и в виде круга. Зеленым цветом отмечена доля книг. Красным – доля древних черепков. Синим – доля растений. Сколько растений подарил Алисе Громозека? - Рассмотрите схемы к задаче. - Как определить по первой схеме, какую долю всех подарков составляют черепки? - А какую долю составляют книги? А растения? - Как ещѐ можно изобразить все подарки? - Какие подарки отмечены на кругах? - Как вы это определили?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Какие задания выполняли? - Чему научились? - Всѐ ли получалось? - Над чем ещѐ надо поработать? Дом. задание стр.79 № 7.
Формирование УУД.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
5
- делать выводы на основе обобщения, умозаключений.
6
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
7
– переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
2
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3
– составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
4
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5
– в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем
умения:
1.-
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учѐтом своих учебных речевых ситуаций;
2
– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;
3
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4
– читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;
5
– договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты:
1
– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2
– в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Список литературы:
1.Т.Е. Демидова, С. А. Козлова, А.П. Тонких. Математика. Учебник для 3 класса в 3-х частях, М., Баласс, (ОС «Школа 2100»)
В раздел начальное образование