"Этимологический анализ слова как средство формирования орфографической грамотности учащихся"
Статья
Автор: Куркова Юлия Сергеевна, Учитель начальных классов, МБОУ лицей №16, город Ставрополь
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
3Введение.
Словарно-орфографическая работа занимает особое место в общей системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать занятия по изучению новых слов. При объяснении трудных случаев написания необходимо учитывать те закономерности, исторические процессы, которые обусловили происхождение слова. Ещё в дореволюционной школе в начальных классах при объяснении орфограмм, которые представляли трудность для учащихся, учителя обращались к сведениям по этимологии. Применение этимологического анализа необходимо в современной школе. «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы», - писал Л. В. Щерба. В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением. Школьный учебник не разъясняет их правописание, а ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, так как еще Я.А. Коменский называл один из принципов успешного обучения: «Никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала», а этимологический анализ позволяет сузить круг слов для заучивания, во-вторых, известно, что механическое запоминание без понимания и осмысления является самой трудной формой получения знаний. Такое обучение не является интересным. Для того, чтобы обучение, в том числе и русскому языку, было успешным, нужно учитывать особенности развития психических процессов детей младшего школьного возраста: мышления, воображения, памяти, внимания, особенности развития речи.
4 Развитие речи начинается в первые годы жизни ребенка. Младший школьник может употреблять в речи от 3000 до 7000 слов. Этимологический анализ позволяет привить интерес к урокам русского языка путем занимательных упражнений, развить языковое чутье, расширить кругозор, сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. Ребенок будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания. С работы над словом начинается формирование связной речи. От качества работы учителя на данном этапе будет зависеть дальнейшая судьба слова: войдет ли оно в активный словарь учащегося или останется в пассивном запасе. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Психологи говорят о том, насколько поразительна память ребенка на сказки, рассказы, истории. Этимологические справки слов напоминают удивительные сказки и истории. Понимание является необходимым условием запоминания. Поняв с помощью этимологического анализа, как образовалось словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию. Развитие мышления также имеет свои особенности. По мнению психолога С.Л. Рубинштейна, нельзя отрывать речь и мышление друг от друга. В своей речи мы формулируем наши мысли. Для ребенка характерно установление причинно-следственных связей при познании окружающего мира. При конкретности детского мышления плохо усваиваются термины, которые имеют абстрактные значения и их нужно ставить на прочный фундамент предметного значения. Таким образом, ребенок может устанавливать причинно-следственные связи при написании непроверяемых слов путем установления их этимологии. Познавательная активность ребенка направлена на исследование окружающего мира, организуя его внимание на обследуемых объектах так долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7 летний ребенок занят важной для него игрой, то он может, не отвлекаясь, играть два, а то и три часа. Эта
5 особенность внимания является одним из оснований включения в занятие этимологического анализа, который вносит элементы игры, смену вида деятельности на уроке. Развитие воображения интенсивно проходит в младшем школьном возрасте. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок, рассказов. Множество этимологических справок (часто это даже целые истории, рассказы) будут развивать воображение школьников, их творчество, вызывать интерес к учению. Таким образом, этимологический анализ слова развивает и поддерживает интерес к русскому языку, благоприятно воздействует на развитие речи учащихся, мышления, воображения, памяти, внимания в силу возрастных особенностей младших школьников.
6
Глава I. Лингвистические основы работы в области
этимологии в начальной школе.
§1 Развитие и становление этимологии как науки.
1.1 Становление этимологических знаний.
Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои не раскрытые еще тайны и загадки, свою историю. Язык – это одно из самых важных и самых древних общественных явлений. Его значение в истории нашей цивилизации трудно переоценить. Известно, что язык изучает специальная наука – языкознание, или лингвистика. Язык, как и важнейший его компонент – слово, можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической, синтаксической, стилистической и т.д. Следовательно, языковедение – это сложная наука, имеющая множество различных аспектов исследования, отвечающая на самые различные вопросы. Среди этих многочисленных вопросов есть и такой: почему окружающие нас предметы называются так, а не иначе? Если внимательно присмотреться к разным словам, то можно увидеть, что в одних случаях ответить на вопрос об их происхождении, о мотивированности отдельных названий можно без особого труда, а в других случаях происхождение этих названий совершенно не понятно. Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимология, которая представляет собой важный раздел истории языка. Рассмотрим вкратце историю развития этимологических знаний в древнем мире, в средние века и в новое время. На самой заре истории человеческого общества люди пользовались языком. Каким бы примитивным не был язык на первых этапах своего развития, это был все же язык, в котором имелись определенные (пусть
7 элементарные) связи между словами. И этот язык должен был постепенно развиваться, причем он постоянно пополнялся новыми словами. А в процессе словотворчества человек невольно опирался на те закономерности, которые были характерны для языка. Иначе говоря, древний человек практически вынужден был прибегать к своего рода методам этимологического анализа, устанавливать на базе имеющихся образцов этимологические связи между словами. Вероятно, уже в глубокой древности люди задумывались над происхождением отдельных слов, как они задумывались над происхождением солнца и Луны, Земли и человека. Прямых доказательств этого нет, так как в ту отдаленную эпоху люди не писали этимологических словарей, да и вообще ничего не писали (письменность была изобретена человеком сравнительно недавно). Но доказательства того, что люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова, сохранила мифология. У древних греков широкой известностью пользуется миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было не понятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это темное имя, они сопоставили его с греческими словами, aphros [афрос] «пена» и dyno [дю: но:] «ныряю». Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской пены. Таким образом, свидетельства мифологии говорят нам о том, что уже в очень древние времена человек интересовался происхождением слов, пытался так или иначе объяснить их этимологию. Одним из первых ученых, который специально писал об этимологии, был древнегреческий философ Платон (427 - 347 г.г. до н.э.). Он стремился связать этимологию с проблемой происхождения языка и общими вопросами теории
8 познания. При всем этом конкретная этимологическая часть рассуждений Платона зачастую оказывается очень наивной. Слова, по его мнению, лишены исторического развития, они представляют собой результат установления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке. В Древнем Риме вопросами, связанными с происхождением слов, занимался известный ученый и грамматик Варрон (116 - 27 г.г. до н.э.). Он определил этимологию как часть науки о языке, которая устанавливает, «почему и откуда явились слова». Варрон в своих сочинениях предвосхищает многие идеи, которые получили дальнейшее развитие в трудах этимологов нашего времени. Так, он уже имеет представление о развитии языка, о том, что одни слова со временем исчезают из языка, другие появляются вновь. Большое значение римский грамматик придавал анализу фонетических изменений. В связи с этим он писал, что «тот, кто обращает внимание, каким образом произошло изменение звуков, легче сможет обнаружить происхождение слов». В сочинениях Варрона мы находим интересные мысли об изменениях значения слова, о разграничении некоторых и заимствованных слов. Он был близок к тому, чтобы, подобно лингвистам нового времени, ввести понятие корня слова. Теоретические рассуждения Варрона нередко повторяют мысли, высказанные ещё до него древнегреческими грамматиками. Практическая часть его этимологических сочинений, за исключением отдельных удачных примеров, все еще стояла на очень низком уровне. Средние века тоже не прибавили ничего ценного для развития этимологической науки. Усилия средневековой этимологии сводятся в основном к совершенно беспочвенным попыткам установить происхождение отдельных слов, причем эти попытки по своей наивности могут быть
9 поставлены в один ряд с наиболее фантастическими этимологии ученых древности. Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие века. Это привело к тому, что многие стали относиться этимологическим исследованиям со скепсисом и даже с откровенной насмешкой. Но не следует думать, что все без исключения этимологии, появившиеся до конца XIX века, были совершенно несостоятельными. Среди них можно найти и отдельные очень интересные догадки и наблюдения. Но происхождение подавляющего большинства слов, требующих глубокого этимологического анализа, почти во всех случаях истолковывалось неверно – на основании случайных звуковых совпадений или надуманных семантических сопоставлений. В XVII веке европейские ученые ближе познакомились с памятниками древнеиндийской письменности, самые архаичные из которых создавались 3-4 тысячи лет тому назад. Почтительный возраст этих памятников явился причиной того, что родоначальником всех языков стали считать не древнегреческий, латинский или древнееврейский (как до этого считали некоторые ученые), а язык древнеиндийский (санскрит). В нем находили много общего с древнейшими языками Европы, и именно обращение к этим общим чертам привело позднее к созданию научного языкознания, научной этимологии. Однако в конце XVIII века видный английский санскритолог (специалист по древнеиндийскому языку) У. Джоунз высказал мысль о том, что и древнеиндийский язык, и древнегреческий, и латинский представляют собой более поздние формы какого-то исчезнувшего доисторического языка. Иначе говоря, древнеиндийский оказался не «прародителем», а кровным «братом» европейских языков.
10 Выявленная группа родственных языков Европы и Индии в последствии стала называться индоевропейской. Основная идея У. Джоунза оказалась весьма плодотворной. Вначале XIX века усилиями немецких ученых Ф. Боппа и Я. Гримма, а также датчанина Р. Раска и некоторых других лингвистов - на базе сопоставления материала ряда родственных индоевропейских языков – были заложены основы сравнительно-исторического метода в языкознании. Этимология как наука тоже сформировалась в XIX веке вместе с возникновением сравнительно-исторического метода.
1.2 Развитие этимологии в русском языкознании.
В русском языкознании слово этимология впервые встречается в учебнике Мелетия Смотрицкого «Грамматика славянская» (1619г.) Оно обозначало одну из четырех частей грамматики – морфологию. Таким было первоначальное значение данного слова. В 1806 году печатается «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту». В нем есть и слово этимология. Составитель словаря Н.Яновский отмечает, что оно обозначает «часть грамматики, показывающую прямое происхождение, сложение, окончание слов и различные перемены, которые делаются либо при их склонении по известным падежам в единственном и множественном числах, либо при их спряжении по известным наклонениям, временам, лицам». В этом определении речь идет о морфологии. Но это значение автор дает не как первое, а как второе значение термина. Тогда, какое же он считает основным, главным? «Этимология – словопроисхождение, словопроизведение; истинное произведение начала слов или изъяснение точного их смысла». Вот чем должна заниматься этимология: находить в слове его первоначальную основу, первоначальное значение, устанавливать происхождение слов. Это значение становится основным и повторяется с некоторыми изменениями, уточнениями в последующих справочниках, словарях.
11 В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в Санкт-Петербурге в 1890-1907г.г., подчеркивается, что термин «этимология» имеет два значения. В школьной практике этимологией называют раздел грамматики, изучающий склонение, спряжение слов, то есть морфологию. Словарь уточняет: этимология при таком ее понимании противопоставляется учению о предложении (простом и сложном) и его членах, называемому обыкновенно синтаксисом. В научном языкознании в термин этимология вкладывался иной смысл. Вот как толкует его значение «Энциклопедический словарь»: «Под именем этимологии разумеется правильное, согласно с требованиями науки, определение происхождения слова и его родственных отношений с другими словами того же самого или других языков». В России первопроходцем в этимологии был А.Х. Востоков. Он начал заниматься ею, когда в отечественном языкознании не была еще разработана методика собирания и обработки языкового материала, не были сформулированы цели и задачи этимологических исследований, никто ещё не определил принципы составления этимологического словаря, никто не обосновал необходимость этимологического анализа на научной основе, не показал его теоретическую и практическую значимость. Это сделают позже. Так в чем же заслуга А.Х. Востокова? Какие вопросы он пытался решить? Востоков постарался доказать целесообразность и возможность научных этимологических исследований. Он призывает изменить методику обработки языкового материала, проявлять осторожность в этимологическом анализе, не упускать мелочей, но и не забывать и о целом. Востоков понимает, что для научного анализа необходимо сопоставлять слова нескольких языков, не только близких по родству, но и далеких, не только современных, но и древних. Тогда исследование будет научно обоснованным, а результат достоверным. Сравнивая данные различных языков, устанавливая их родство, А.Х. Востоков разработал сравнительно-исторический метод.
12 Востокову принадлежит первый опыт по составлению этимологического словаря. В архиве его рукописей храниться небольшая тетрадь (всего восемь листов), на которой его рукой написано: « Коренные и первообразные слова языка славянского». Академик И.И. Срезневский считал, что тетрадь Востокова – первоначальный труд по составлению этимологического словаря. Она была заведена до 1802 г., а может быть и раньше. В современном языкознании этимология – это раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения. Кандидат филологических наук В. Славкин определил круг деятельности этимологии: 1. Выяснение закономерных фонетических соответствий в различных языках. 2. Выяснение закономерных изменений в лексическом, фонетическом, семантическом составе слов на разных этапах развития языка. 3. Выяснение особенностей развития словообразовательной структуры слов данного языка. 4. Выяснение особенностей бытования слов в языке (когда возникло, как вошло в язык, какие периоды пережило в своей жизни). По трактовке Касаткина Л.Л.
этимология
– это раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слов, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях. Этимология основывается на закономерных звуковых и морфологических изменениях слов в процессе эволюции языка, учитывает регулярные переходы одних типов лексического значения слова в другие.
1.3 Связь этимологии с другими науками.
13 Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает данные других наук – фонетики, грамматики, диалектики и др. Связь этимологии с исторической фонетикой проявляется в том, что каждый фонетический закон, каждое изменение звуков базируется на определенном круге этимологических отождествлений и сближений слов одного или родственных языков. Связь этимологии с грамматикой традиционно считалась более свободной и менее перспективной. Однако, чем большие требования предъявляются к этимологии, тем более последовательно этимологические исследования обращаются к рассмотрению грамматических проблем. Распределение слов по типам словоизменения и история этих типов тесно связаны со словообразованием. Необходимость сведений о словообразовании для этимологического исследования очевидна: чтобы определить, из каких морфем (корня, суффикса, приставки) образовано слово, нужно знать существующие в данном языке способы образования слов (типы морфем и закономерности их сочетания) и историю словообразовательных моделей. Поскольку проблемой формирования слов в истории языка занимается также историческое словообразование, возникает вопрос о разграничении этимологии и исторического словообразования. Конечная цель этимологического анализа – установление определенного словообразовательного акта, создавшего новое слово на основе ранее существовавших. Но сначала этимология решает вопросы о возможности этимологического сближения этих слов: об их фонетическом отождествлении, о соотношении значений. Именно доказательство правомерности сближения слов стоит в центре этимологического исследования, и словообразовательный анализ входит в него как одна из составных частей. В историческом словообразовании, напротив, вопрос о доказательстве родства не ставится, а рассматриваются, бесспорно, родственные слова и в центре внимания находится способы их образования
14 друг от друга. Из этого различия вытекает интерес словообразования преимущественно к продуктивным словообразовательным моделям, тогда как этимология постоянно регистрирует и рассматривает «неправильные», нерегулярные соединения морфем в слове и непродуктивные, редкие средства словообразования: именно они могут быть ключом к разгадке происхождения слова. Самым тесным образом этимология связана с диалектологией, особенно с изучением словаря говоров. Диалектный словарь существен для этимологии с разных точек зрения, здесь могут сохраниться формы и значения слов, отражающие более древний этап развития, чем слова литературного языка, или параллельные образования от родственных основ. Однако диалектная лексика является и самостоятельным объектом этимологических исследований. Этимология не делает принципиальных различий между литературными и диалектными словами, так как рассматривает национальный язык в целом, во всем его многообразии. Лишь исчерпывающий этимологический анализ всей лексики может быть правомерным основанием для суждения о его развитии, его связях (родстве и контактах) с другими языками. Таким образом, этимология многим обязана данным других областей знания. Однако эта связь обратима: этимологические исследования слов, ведущих свою историю с глубокой древности, дают возможность восстановить многие моменты быта, культуры, экономики древних народов, обогащая другие науки.
1.4 Народная этимология.
При анализе лексики любого языка этимологии приходится постоянно учитывать активное отношение народа к языку – стремление осмыслить каждое слово на фоне всего словаря, в кругу слов, близких по значению, с одной стороны, и по звучанию – с другой, подыскать для каждого слова родственные
15 связи. Эти поиски часто принимают ложное направление, например, подыскиваются родственные слова для заимствований, сближение слов идет по принципу созвучия и т.д. Нередко ложная этимологизация (народная этимология) определяет дальнейшее изменение звучания слова (приближение к предполагаемым родственным словам), его написания и даже начинает оказывать давление на научный этимологический анализ. Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста. [40] Возьмите такие примеры переиначивания слов в народных говорах, как спинжак (пиджак), полуклиника (поликлиника), полусадик (палисадник) и т.п. Во всех этих случаях непонятные слова иностранного происхождения «исправлялись» и «подгонялись» под какие-то известные русские слова и корни: слово пиджак – спинжак было связано со спиной, поликлиника – полуклиника – это «наполовину клиника», а палисадник – полусадик – «наполовину садик». Древние римляне такие этимологические сопоставления называли «бычьей» или «коровьей» этимологией. Поскольку «этимологии» подобного рода часто возникали в народной среде, эти ложные истолкования и получили название «народная этимология» (в противовес этимологии научной). Сам термин «народная этимология» не совсем удачен. Во-первых, в нем сквозит несколько пренебрежительное отношение к народу, который в течение многих веков был оторван от развития науки. Во-вторых (и это самое главное), значительная часть «народных этимологий» возникла совсем не в народной среде. Народная этимология – это такая этимология, которая опирается не на научные принципы анализа, а на случайные сопоставления, вызванные простым созвучием слов. Например, просторечное звездануть – «сильно ударить» А.Г. Преображенский в «этимологическом словаре русского языка» производит от
16 звезда, предполагая первоначальное «ударить так, чтобы искры из глаз посыпались». Однако более тщательное рассмотрение лексики русского и родственных языков позволяет восстановить иную картину происхождения и изменения этого слова. Для глагола звездануть значение «ударить» является производным от значения «свистеть» (древнерусское звиздати). Первый слог глагола звездануть этимологически явно содержит и, но в предударных слогах е и и в литературном языке произносятся одинаково, поэтому близкие по звучанию звиздануть и звезда были осмыслены как родственные, а это определило написание звездануть с е (как звезда). Приведенные наблюдения позволяют судить о сложном взаимодействии различных факторов, которые приходится учитывать при этимологизации слов. В формировании и дальнейшей судьбе каждого слова сочетаются многообразные, в целом закономерные явления и процессы, но в каждом отдельном случае это сочетание индивидуально. Можно сказать, что нет двух слов с одинаковой историей, и поэтому бесконечно варьируются от слова к слову пути этимологического анализа. В этом смысле этимология, пожалуй, самая частная из всех лингвистических дисциплин. Однако, как и всякая другая наука, этимология базируется на наличии закономерностей в образовании изменении слов, и ставит своей целью не только выяснение происхождения отдельных слов, но и определение более общих закономерностей в судьбе слов.
1.5 Использование этимологических словарей в процессе
обучения.
В настоящее время составлены и изданы этимологические словари, в которых можно узнать происхождение слов. Поскольку далее мы будем говорить о необходимости использования этимологии на уроках русского языка, нельзя обойти вопрос об этимологических словарях, необходимых школе. В 1961 году вышло в свет первое издание Краткого этимологического
17 словаря Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, которое содержало около 5 тысяч слов. Позже словари был переработан, дополнен и в 1971 году издан ( в него вошло уже 7 тысяч слов). Этот словарь и по сей день является хорошим подспорьем для работы учителя. В 1994 году был опубликован «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, который на данный момент наиболее современен. Это издание научное и предназначено для учителей. Первый этимологический словарик, адресованный школьникам, «Почему не иначе?», составленный писателем Л.В. Успенским, вышел в 1967 году. В предисловии автор в популярной форме на ярких примерах излагает основы этимологии как науки о языке и разъясняет некоторые лингвистические термины, встречающиеся в словарике. Далее доступно и занимательно излагается этимология отдельных слов. В 1992 году в журнале «Начальная школа» №2 был обнародован первый опыт создания этимологического словарика для 1-2 классов (О.С. Арямова, Л.Д. Мали «Этимологический словарик слов с непроверяемыми написаниями для 1 и 2 классов»), в который вошли слова из обязательного для данных классов списка «трудных» слов. Кроме словарей существует еще научно-популярная литература о происхождении слов. В 1954 году была издана книга Л.В. Успенского «Слово о словах», в которой в занимательной и популярной форме излагались сведения о происхождении многих слов русского языка. Происхождению слов посвящены книги Ю.В. Откупщикова «К истокам слова», Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово», Н.М. Шанского «В мире слов», которые рассказывают о языке, о его богатстве, своеобразии, развитии и взаимосвязи с другими языками. Но, несмотря на то, что этимологией сейчас занимаются многие ученые, определены научные методы этимологического анализа, сформулированы его
18 цели и задачи, написано большое количество исследований, изданы этимологические словари, научно-популярная литература, в этой науке все еще много белых пятен, многие слова и выражения представляют собой загадку, нуждаются в объяснении их происхождения. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.
19
§2 Ключевые понятия теории орфографии.
2.1 Историко-теоретическое освещение русской орфографии.
Поскольку в нашей работе этимологический анализ будет рассматриваться как один из способов повышения орфографической грамотности учащихся, необходимо обратиться к таким понятиям, как орфография, орфограмма. Орфография – это: 1. исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2. правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3. соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и даже печатных изданий); 4. часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний, а иногда и официально разрешающая их вариантность. Итак, сфера орфографии – это написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе правописной норме. Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и написания слов, образования их форм и построение предложений. Орфографические нормы составляют специфику письменной формы речи. Соблюдение орфографических норм не менее важно, чем произносительных, лексических и грамматических. Русская орфография как система правил распадается на пять разделов:
20 1. правила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем; 2. правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов; 3. правила употребления прописных (больших) и строчных (малых) букв; 4. правила переноса слов с одной строки на другую; 5. правила графического сокращения слов. Центральным из этих разделов является первый. Значение орфографии возрастало от века к веку. В Древней Руси, когда книги были рукописными, и даже позднее, когда появилось книгопечатание, но было весьма ограниченным количество издаваемых книг и газет, проблемы правописания не возникали перед широкими народными массами. Но в XVIII веке вопросы орфографии встали уже остро. Поскольку орфография не была предметом особого рассмотрения, назрела необходимость в специальном историко-теоретическом освещении русской орфографической системы. Этой потребности ответил появившийся в 1873 году труд Я.К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне», который составил эпоху в истории русского правописания. Книга Грота впервые регулировала письмо. Написанное на его основе практическое руководство «Русское правописание» выдержало более 20 изданий. Однако гротовское письмо было сложным, многие объяснения представлялись натянутыми и надуманными. Перед Я.К. Гротом не стояла задача упрощения русского правописания. Актуальной задачей того времени было описание русской письменной традиции и приведение письма к максимально возможному единообразию. После обобщающих трудов Я.К. Грота стала особенно очевидной необходимость упрощения орфографии. В конце XIX – начале XX века борьба за упрощение русской орфографии ведется в педагогических кругах.
21 С 1904 года вопросами реформирования и упорядочения орфографии занялась Академия наук – самая высокая научная инстанция, которая и приняла решение об упрощении русского правописания, также было принято решение отменить лишние буквы русской азбуки. Исследования последующих лет показали, что решения об упрощении орфографии не всегда были «лучшими». В русском письме часто возникают новые правописные ситуации. Появляются новые слова, требующие своего оформления. И тогда рождаются новые приемы оформления возникающих в языке правописных ситуаций: они складываются то на основании счастливых находок и открытий (на основании языкового сознания пишущих), то на основании подравнивания к уже существующим моделям. Сейчас практика нашла много приемов в оформлении слов.
2.2 Принципы русской орфографии.
Одним из основных понятий в орфографии является понятие орфограммы. Орфограмма – правильное (соответствующее правилам) написание, которое выбирается из ряда возможных для обозначения звука (фонемы). Орфограммой может быть также слитность или раздельность написания, строчная или прописная буква, место переноса, объем сокращения слова. Процент орфограмм в русском письме невелик, но с другой стороны, даже в одном слове может быть не одна орфограмма, а несколько. В зависимости от того, на какой основе строится обозначение звукового состава слов (выбор букв), говорят о принципах орфографической системы. Орфографические принципы – это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно. В сильных позициях звуки (фонемы) обозначаются каждый своей буквой, пишущий не решает здесь орфографических задач.
22 Современное правописание может быть построено по-разному. В основе его могут лежать принципы: фонетический, морфологический, традиционный. Если написания соответствуют произношению и если такое положение возводится в ранг закона, то говорят о фонетическом принципе, лежащем в основе принятой орфографии. В случаях значительных расхождений между письменной и устной формами речи, говорят о традиционной орфографии (пишут так, как писали раньше, т.е. по традиции), или о традиционном принципе орфографии. Современное русское правописание построено в основном на морфологическом принципе, хотя в нем представлены также и фонетический, и традиционный принципы. Правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных морфологических звеньях речи: на стыке морфем и в абсолютном конце слов для согласных и внутри морфем для гласных. При этом расхождение между написанием и произношением осуществляется при морфологическом правописании на основе строго определенных соотношений с произношением, а отнюдь не в отрыве от него, как это может показаться на первый взгляд. Морфологическое правописание является следствием понимания носителем языка структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом по возможности единообразную передачу этих частей на письме.
2.3 Опознавательные признаки орфограмм.
При обучении орфографии наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются тогда, когда он складывается как сознательное действие. Под сознательным письмом обычно понимается письмо на основе орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с орфографическими правилами, ученик должен, во-первых, обнаружить орфограмму, во-вторых,
23 установить, какое правило необходимо применить в данном случае, в-третьих, решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила. Действительно, потребность в правиле возникает вследствие того, что у пишущего появляется вопрос, какой письменный знак из ряда возможных следует выбрать в том или ином конкретном случае. Но чтобы такой вопрос возник, ученик должен обнаружить «опасное» место, т.е. констатировать для себя наличие орфографической проблемы. Иначе говоря, осознанное орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове. Этому способствует знание примет (опознавательных признаков) орфограмм. Приметы (опознавательные признаки) орфограммы – это звуковые, буквенные, морфологические и лексические ориентиры, по которым учащиеся легко обнаруживают орфограммы. Ознакомление с орфограммой и соответствующим орфографическим правилом складывается из следующих моментов: 1. сообщение названия орфограммы; 2. анализ примеров с целью определения условий выбора опознавательных признаков орфограммы; 3. анализ орфографического правила; 4. анализ образца письменного объяснения орфограммы. Знакомство с опознавательными признаками орфограмм фактически совмещается с изучением правила. Но школьников нужно знакомить с теми признаками орфограмм, которые помогут обнаруживать «опасные места» еще до изучения правил. Н.Н. Лизина вычленяет три группы признаков: фонетические; фонетико-морфологические; морфологические.
24 Опознание большей части орфограмм русского языка может происходить по фонетическим признакам (по наличию ударения, по положению согласного звука и т.д.) В русском письме есть орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами и не связанные: прописная буква, слитное и раздельное написание, правила переноса и сокращения.
25
Глава II Использование этимологической работы в
начальной школе.
Вопрос о том, можно ли и нужно ли заниматься этимологией в школе, и тем более в начальной, неоднократно становится предметом обсуждения теоретиков и практиков школы, однако однозначного ответа не находил. Привлечение этимологического анализа считалась слишком сложным для учащихся. Тем не менее, склонность к этимологизированию – это ярко выраженная, присущая детям дошкольного и младшего школьного возраста, особенность. Любимый вопрос ребенка – вопрос «Почему?». И ответить, почему так, а не иначе названы предметы, признаки, действия – значит не только удовлетворить любопытство, но и проявить уважение к маленькому носителю языка, создать условия для появления у него стойкого интереса к речи своего народа. Примеры детского этимологизирования можно встретить в повседневной жизни. «Ребенок, который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах, то и дело слышит такие слова, смысл которых ему не понятен. Часто он пытается осмыслить их сам, не обращаясь за разъяснениями к старшим, вполне уверенный, что эта задача не представляет для него особых трудностей. Он решает ее «по вдохновению», внезапно, не обладая для этого никакими ресурсами, кроме языкового чутья», - писал в своей книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский. Обилие и частота подобных «толкований» семантики слов детьми неоспоримо свидетельствуют о постоянной тяге ребят выяснить происхождение слова. Поэтому учитель, решивший заняться с младшими школьниками изучением этимологии слов, попадает на самую благоприятную почву. Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые
26 слова проверяемыми, открывая первичные, образные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно. В первом и втором классах, пока дети не осознали морфемной структуры современного языка, применение этимологического анализа должно быть ограниченным. На данном этапе основная его цель – формирования у учащихся представления о языке как о развивающемся явлении, обучение орфографии «трудных слов». По окончании периода обучения грамоте элементы этимологического анализа можно вводить в работу с русскими словам, простыми по структуре, частыми в употреблении и доступными первоклассниками по происхождению. Детям легче понять, что в слове береза пишется
Е
потому, что оно является исторически родственным прилагательному белый, а буква А в слове малина проверяется словом малый, так как эта ягода состоит из множества маленьких ягодок. Учащиеся легко усваивают историческую взаимосвязь слов, и по- новому осознанное, мотивированное их значение позволяет именно понять, а не просто запомнить их орфографический облик. Язык-источник на этом этапе можно не сообщать, достаточно только слово «в старину». Т.о., пропедевтическое знакомство первоклассников с элементами этимологического анализа позволяет показать им, что каждое слово в языке имеет свою историю, что причины современной орфографии слова могут быть связаны с его исходным значением. В методике объяснения правописания слов с использованием этимологического анализа выделяют этапы, которые являются основополагающими при подобной работе и способствуют качественному изменению навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов.
I.
Подготовительный этап.
Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями.
27 На этом этапе формирование орфографического навыка решаются следующие задачи: 1) познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение; 2) научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова; 3) приступить к формированию умению осознанно находить орфограмму, определять ее тип. Необходимость формирования данного умения обусловливается тем, что в процессе становления навыка правописания учащиеся должны оперативно и правильно указывать орфограмму в слове; 4) познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.
II.
Ориентировочный этап.
На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, т.е. вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе четко формулируется объект и цель формируемого действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью – правильность и осознанность его написания. Выделим моменты, которые должны быть основополагающими при подобной работе. Прежде всего, необходимо определить непроверяемое написание, убедиться, что действительно, в современном русском языке нет слов или форм слов, которые позволили бы поверить написание той или иной буквы. Для этого надо определить современное значение слова и найти как можно больше однокоренных слов, попробовать изменить слово. Учитель должен напомнить детям, что родственные слова обязательно должны быть связанны по смыслу, объединены общностью корня. Нельзя проверять слово коньки глаголом катиться, у них разный корень, смысловая связь неточная. Слово коньки
28 означает «узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду». Однокоренные слова (конечки, конькобежец, конькобежный) не позволяют проверить безударную «о» в корне. Далее учитель приводит очень краткую и ясную этимологическую справку. Она должна содержать объяснения прежнего, старого значения слова, указывать, какие слова ранее были родственными с анализируемым словом. Такая справка поможет понять мотивированность исходной семантики лексемы. Например, учитель рассказывает, что первоначально коньки делали из дерева и часто украшали переднюю часть вырезанным изображением лошади, коня. Именно поэтому коньки так и назвали. Исторические родственные слова – конь, конский. Они могут выступать в роли проверочных слов. [20] Приведем еще один фрагмент подобной работы с о словом огурец. 1. Найти в слове «опасное» место. 2. Попробовать проверить орфограмму. 3. Дать этимологическую справку. Слово огурец произошло от огур – «незрелый». Огурцы едят «незрелыми»,пока они не пожелтели, не поспели окончательно. 4. Записать анализируемое слово в индивидуальный этимологический словарик. Для учащихся начальной школы записи в словарях могут быть оформлены следующим образом: Анализируемое слово с подчеркнутой орфограммой и обозначенной графически частью слова, в которой находится орфограмма (с точки зрения современного языка). Очень краткое толкование исторического значения слова. Исторически родственные слова с подчеркнутым словом, содержащим опорное написание. Примерный вид записи в ученическом словаре может быть таким:
29 Коньки – полозья, украшенные фигурками коня, конь, конский. Т.о. на подготовительном и ориентировочном этапах учащиеся овладевают знаниями, составляющими содержательную сторону навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов.
III.
Закрепительный этап.
На этом этапе посредством применения различных упражнений вырабатываются такие качества орфографического навыка, как сознательность и правильность. Сознательность проявляется в обосновании выполняемой структуры действия, в установлении связей между операциями, составляющими данное действие. Правильность как качество навыка выражается в характеристике используемых знаний, т.е. правильность написания непроверяемого слова. На данном этапе этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова. При повторении нужно активизировать ту этимологическую форму, которая усиливает и определяет написание. Например, в слове горизонт школьник допустил ошибку в написании О. Учитель напоминает опорное написание ороз, означающее на греческом языке «предел». Если же допускается ошибка в написании И, то напоминается опорное написание оризо – «ограничиваю». Упражнения, выполняемые учащимися на закрепительном этапе, направлены на практическое применение знаний и умений, составляющих базу орфографического навыка, а также на развитие речи для активизации и обогащения словаря младших школьников, выработки умения в области словообразования и словоизменения, связной речи, культуры речи. 1. Узнай слово по полной этимологической справке.
30 В этом виде упражнения учитель называет исторический корень, от которого образовано слово, и значение этого корня. Например: это слово произошло от … общеславянского ДОР, что значит «расчищенное место». … общеславянского кор– «рог» … восточнославянского корзать – «рубить ветки, счищать кору» … исконно русского хорс – «чистый, убранный» … латинского festa (феста) – «праздник» … латинского milis (милис) – «воин» … греческого plane (плане) – «блуждание» (запись в тетрадях учеников: дорога, корова, корзина, хороший, фестиваль, милиция, планета). 2. Объясните правописание слов. Выполняя это упражнение, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово. Например, учитель диктует слова:
ветеран, солдат, литература, орбита,
гимнастика, шоколад, микроб, капюшон.
Ученики записывают в тетрадях: («ветус» - старый) ветеран, («сольдо») солдат, («литера» - буква) литература, («орбис» - дорога, круг) орбита, («гимнос» - раздетый) гимнастика, («шок» - удар, толчок) шоколад, («микро» - маленький) микроб, («капо» - шапка) капюшон
31 Такие упражнения способствуют закреплению в сознании детей сведений о происхождении «трудных» слов, развитию навыка писать слова, вызывающие затруднения, предварительно подобрав проверочное слово. 3. Вспомни и запиши как можно больше слов… … имеющих в своем составе исторический корень -кол- (от коло) со значением «круг». … имеющих в своем составе исторический корень -лоп- в значении «лист». … имеющих в своем составе исторический корень -кор- (от кора). … имеющих в своем составе исторический корень -багр-, обозначавший красный цвет. Примерные записи в тетрадях учеников: колесо, коляска, колесница, колея, кольцо, кольчуга, около, околица, колобок и др. Лопата, лопух, лопасть, лопоухий и др. Корабль, корыто, коробка, корица, коричневый и др. Багровый, багроветь , багряный, багрянец, багрец и др. Такого рода упражнения закрепляют в сознании детей понятие «исторический корень» и его возможное несовпадение с понятием «корень слова» в современном русском языке. Задания с применением этимологического анализа нужно разнообразить. Это зависит от конкретного этимологического материала. Младшие школьники справятся с такими упражнениями, если слова были уже однажды проанализированы, если сложность самих слов соответствует уровню развития данного класса. Применение разнообразных упражнений обеспечивает многократное повторение одних и тех же этимологических данных, что необходимо, если учащиеся продолжают ошибаться в изученных словах. По мере знакомства с этимологией слов задания для определения степени количественного и качественного обогащения словарного запаса учащихся
32 усложняется. Условно их можно разделить на задания первого и второго уровней. В процессе создания лингвистической базы детям даются устные и письменные задания первого уровня. Они могут быть двух типов: 1) истолкуй значение слова; 2) объясни, почему так называется. Для первого типа заданий подбираются мало знакомые детям слова, с которыми они сталкиваются в процессе обучения и значение которых учителем специально не объясняется. Это позволяет выяснить степень понимания учащимися данных слов и поработать над уточнением их значения в сознании учащихся. Для второго типа заданий подбираются слова с очень прозрачной и доступной младшим школьникам этимологией (например, незабудка, подорожник, масленок, мухомор, черника и др.) В целом задания первого уровня приучают школьников задумываться над значением новых для них слов, помогают научить их правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме и не требуют много времени. В процессе систематического применения элементов этимологии описанные задания усложняются. В них включаются и те слова, которые целенаправленно изучались на уроках с опорой на этимологию, и те, которые только назывались в ряду родственных. Например, после изучения слов, восходящих к историческому корню -коло- (в значении «круг»), можно включить в задания первого или второго типа не только слова колесо, колобок, кольцо, но и кольчуга, колея, околица, околыш. Кроме того, в задания первого типа (объяснить значение слова) можно включать слова, заведомо детям не известные, но содержащие знакомые им элементы. Например, слово аквапед большинству младших школьников неизвестно, но оно содержит уже знакомые им по словарной работе элементы aqua (аква-) – «вода» и ped (пед-) – «нога». Учащиеся, которым известно значение данных элементов, легко догадаются, что аквапед – это водный велосипед. Такие упражнения способствуют развитию языковой догадки школьников. При систематическом обращении к этимологии к заданиям первого уровня прибавляются задания второго уровня:
33 1) угадать слово по значению (в задание включаются слова, изученные с опорой на этимологию); 2) выбрать из списка созвучных слова, имеющие определенный заимствованный элемент. В первый тип заданий этого уровня включаются такие лексические единицы, которые звучали на уроке в ряду родственных при изучении слов, содержащих определенные заимствованные элементы. Например когда изучаются с лова с элементом -aqua- (аква) – «вода», учащиеся близко знакомятся с такими словами, как аквариум, акварель, среди родственных просто называются слова акваланг, аквалангист, акванавт, акватория. Те слова, на значении и правописании которых подробно не останавливались, могут быть включены в задания описанного типа. Приведем пример такого задания. Ответь одним словом, как называется: - исследователь моря (акванавт); - произведение, написанное на основе воспоминаний (мемуары); - наука о формировании и укреплении здоровья (валеология). Во второй тип заданий включаются слова, похожие по звучанию, некоторые из них содержат один и тот же заимствованный элемент, или распределить слова по группам. Разумеется, что учащиеся к этому времени знакомы со значением данного международного элемента и умеют подбирать слова, его содержащие. Задание может быть таким: Выпиши из данного ряда созвучных слова, восходящие к историческому корню теле- в значении «далеко». Дополни, если сможешь, список слов с историческим корнем теле-.
Телевизор, телескоп, телега, телеграф, телефон, теленок, телеграмма,
телесный
. В списке из 8 слов 5 восходят к историческому корню теле- (телевизор, телескоп, телеграф, телефон, телеграмма) и 3 созвучных с ними слова (телега, теленок, телесный). Приводим слова, которые могут быть названы учащимися: телевизионный, телевидение, телезритель, телефильм, телестудия, телеграфист,
34 телефонист, телепатический и др. Задания второго уровня помогают оценить степень количественного и качественного обогащения словарного запаса у младших школьников. Свидетельство количественного обогащения – умение угадать слово по значению в первом задании (это задание позволяет определить, есть ли в словарном запасе учащегося данное слово); количество слов, правильно подобранных учащимися самостоятельно в задании второго типа. Показатель качественного обогащения словаря – умение учащихся точно определить слово по значению (в задании первого типа); сознательно отобрать из группы созвучных слова, содержащие данный заимствованный элемент (в задании второго типа).
IV.
Этап контроля и самоконтроля.
На данном этапе учитель и учащиеся контролируют грамотность написания слов и выражений, к которым давались этимологические справки. Сформированность орфографического навыка проявляется в том случае, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. В традиционной системе обучения школьный учебник по русскому языку не предусматривает этимологическую работу, он лишь ограничивается советом запомнить правописание словарных слов. На уроке работа над ними ведется следующим образом: такие слова неоднократно повторяются, прочитываются орфографически, записываются в словарях учащихся, «трудные» буквы выделяются или с помощью цвета, или более крупным шрифтом. Иная картина наблюдается в образовательной программе «Школа 2100». Этимологическая работа начинается уже со второго класса. К словам с «трудными» написаниями дается краткая историческая справка, помогающая не просто запомнить правописание той или иной орфограммы, а объяснить, почему слово пишется так, а не иначе. Рассмотрим несколько словарных слов и историческое толкование к ним, которое дается в орфографической тетради для
35 2 класса (к учебнику Русский язык 2кл. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
Артист,
береза,
вдруг,
весело,
вокруг,
граждане,
грипп,
дорога,
иногда, карандаш, лимон, мальчик, Москва, мороз, народ, овощи, огурец,
однажды, орех, Отечество, погода, потом, правило, работа, ранец, рассказ,
Россия, русский, сегодня, сколько, скоро, слева, справа, сначала, сколько,
столько, театр, тетрадь, трамвай, улица, человек, язык.
Б
ереза
получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, белый», от которого произошло сначала берза, а впоследствии – береза. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово
дорога
образовалось от дорг, дергать – «продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес». Что означает слово
Москва
? Ученые по разному отвечают на этот вопрос. Большинство считают, что город получил свое название от реки. А название реке дали славяне, и означало оно на их древнем языке «мокрая», «сырая».
Народ
. Слово образовалось от род со значением «родиться», «народиться». Исторически в нем выделялась приставка на- и было много однокоренных слов: Родина – место рождения; родители – отец и мать; урожай – то, что уродилось на земле; родной, родня, родственники – близкие по рождению люди. Значит, народ – это «те, кто родился, народился». П
огода
. Слово образовалось с помощью приставки по- от год- «подходящее, благоприятное время, праздник». Первоначально словом погода называли только благоприятное состояние природы, а словом непогода-
36 ненастье. Сейчас значение слова погода расширилось; мы говорим: хорошая погода, плохая погода.
Ранец
. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием принесли в Россию как заплечный походный мешок – ranzen (ранзен) – наемные немецкие солдаты московских царей в 17в. Лет через 150-200 слово стало обозначать ученическую сумку.
Тетрадь
. Слово тетрадь образованно от греческого тетра, что значит четыре. Сначала тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги.
Человек
. Первоначально слово человек значило «дитя, отпрыск, потомок семьи, рода, клана». Восходит слово к древним корням: кел (чел) – «род, клан, стая, толпа» и век – «жизненная сила». Т.о. история методики, практика преподавания и раскрытие особенностей этимологического анализа говорят о значительной ценности этого метода как средства обучения орфографии. Знакомство младших школьников с этимологией слов не только оказывает положительное влияние на правописание «трудных» слов, но и расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. Но при использовании этимологического анализа очень важно иметь в виду и следующее: необходимо воздерживаться от этимологических справок в тех случаях, когда они могут натолкнуть учащихся на орфографические или даже семантические ошибки. Например слово калач, в котором отразилось аканье (ср.: коло-, колач), слово смирение восходит к слову мера, а не мир. Бесспорно, что в подобных случаях нецелесообразно использовать этимологические справки для лучшего усвоения написания слов.
37
Заключение.
Основным приемом словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание учащимися значения и орфографии слова, является использование этимологии. Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно. Этимологизирование – естественная языковая способность младшего школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значения новых для него слов. Применение этимологического анализа как методический прием направляет способность младших школьников к этимологизации в научное русло, способствует к формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок. Эффективность использования этимологического анализа была доказана в ходе экспериментального исследования. Введение этимологического анализа в изучение непроверяемых и труднопроверяемых слов позволяет добиться их сознательного усвоения. При написании словарного диктанта школьники начинают задумываться над написанием слова, подбирают исторически родственные слова, которые могут стать проверочными, что помогает уменьшить количество орфографических ошибок. Таким образом, этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, так как в подобной работе задействована не только механическая память, но и логическое мышление самого учащегося, его языковое развитие. Чтобы достигнуть высоких результатов в этой области, необходимо, чтобы в процессе обучения родному языку такая работа велась систематически.
38
Приложение.
Этимологические справки для объяснения написания
словарных слов.
береза
- очень древний корень - бе- (bhe-) - со значением 'блеск, белизна'. Тот же корень в слове белый.
благодарить
- сложное слово, содержит корень благо- - 'хорошо'. Ср.: благо, благодать, благовоние, благодетель, благородный.
богатый
- слово восходит к корню бог-. Бог в старину означало 'податель благ, господин'.
великий, великолепный, величина
- восходят к прилагательному вель, велий, что в старину означало 'большой'.
воробей
- исконно русское слово, образовано от звукоподражания вор-вор (по чириканью). Тот же корень — в слове воркование.
голубой
- название дано по цвету оперения шейки голубя.
горизонт
–
образовано от оризо – ограничиваю и онтис. Буквально – «ограниченное» (пространство).
город
- слово город в старину означало 'огражденное место'.
39
дворец
- образовано от слова двор - 'дом' - с помощью уменьшит.-ласкат. суффикса -ец (т.е. дворец - это красивый дом).
деревня
- образовано от слова дерево, а дерево - от глагола драть, деру — это то, что выдирают, чтобы освободить землю для пашни, строительства.
завод
– образовано от глагола завести, заводить. Так называли те места, где что-нибудь заводят или разводят: лошадей, рыбу. Затем так стали называть и "заведенные" кем-либо предприятия (за- - приставка).
защита
- образовано от глагола щитити, восходящему к слову щит; буквально защитить - 'закрыть щитом' (за- - приставка).
земляника
- образовано от прилагательного земляной. Буквально земляника - 'земляная ягода', которая почти лежит на земле (проверочные слова - земли, землянка).
капуста
- восходит к латинск. caput (ка'пут) - 'голова' - кочан капусты по форме похож на голову. Этот же исторический корень (ка'пут) лежит в основе слов капюшон (надевается на голову), капитан и капрал (голова, начальник на корабле или в армии), капот (то, что закрывает главную часть машины).
картон –
восходит к латинск. Charta (карта) «лист бумаги».
квадрат
- образовано от латинск. quattuor (кватор) - 'четыре'.
40
коньки
- образовано от слова конь. Раньше коньки спереди были украшены фигурками, похожими на лошадиную голову.
копейка
- собственно русск., название монеты, на которой был изображен всадник с копьем (проверочное слово -копья).
малина –
образовано от malam (малам) «пятно».
медведь
- образовано сочетанием слов мед и ед (еда).
народ
- образовано от глагола родити. Народ - 'все люди, которые народились, люди одного племени' {на- - приставка).
неделя
- первоначальное значение - 'день отдыха, воскресенье', образовано на базе словосочетания не делать (не- - приставка).
огромный
- образовано от вышедшего из употребления существительного огром - 'пространство, на котором бывает слышен раскат грома'. Следовательно, исторически о- - приставка.
огурец –
образовано от огур «несозревший» (огурцы употребляют в пищу неспелыми).
одеть
- образовано от глагола деть - 'класть (платье на человека)'. От этого же корня - слова надеть, одежда, одеяло. В слове одеть о- - приставка.
41
одиннадцать –
исконно русское, «один на десяте», «один сверх десяти».
очки
- образовано от слова око - 'глаз' (проверочное слово - очи).
петух
- образовано от глагола петь - буквально 'поющий'.
победа
- восходит к корню беда - 'горе, несчастье, принуждение'. Буквально победа - 'то, что бывает после беды, войны' {по- - приставка).
понедельник
- означало 'день после недели', где неделя - 'свободный от работы день, когда ничего не надо делать.
портфель
- французск., образовано сложением на базе слов porter (порт-) - 'носить' и feuille (фей) - 'лист'. Буквально портфель - 'листоноска', или 'папка для бумаг'.
председатель
- образовано на базе сочетания 'сесть впереди, занять первое место' (проверочные слова - предлог пред, слово сесть).
приятель
- восходит к глаголу прияти - 'принять'. Буквально приятель -'тот, кто заслуживает, чтобы его приняли'.
синица
- образовано по звукоподражанию синь-синь, а затем - по цвету оперенья - от прилагательного 'синий'.
42
солдат –
восходит к soldo (сольдо) «монета, деньги, жалованье». Буквально «получающий жалованье».
сосед
- 'тот, кто сел рядом'. Приставка со- имеет значение 'вместе'.
спасибо
- образовано на базе сращения слов спаси и Бог. Спасти в свою очередь образовано от пасти - 'сохранять, защищать' (проверочные слова: спас, Бог, с- приставка).
улица
- образовано от исчезнувшего существительного ула. Исторически родственные слова - переулок, проулок, улей, улитка. Буквально улица - 'пустая, освобожденная (от зарослей)'.
урожай
- образовано от той же основы, что родить, род. Урожай буквально - 'то, что уродилось'.
целовать
- образовано от целый - 'здоровый'. Целовать буквально - 'желать быть целым, здоровым, приветствовать'.
экипаж –
образовано от skipa (скипа) «снаряжать».
экскаватор –
образовано от ex (экс) – лат. приставка в значении «вы» и cave (кавэ) «долбить».
В раздел начальное образование