Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Здоровьесбережение на уроках в начальной школе" (на примере методики В.Ф. Базарного)

статья

Автор: Ткаченко Лилия Александровна, учитель начальных классов, МБОУ "Начальная школа-детский сад № 44" г.Белгорода, город Белгород



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский Проблема здоровья детей сегодня очень актуальна. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей. Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника. С методикой В.Ф. Базарного по охране и укреплению здоровья детей я познакомилась недавно. Но изучив методику, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных
движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы, сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол. Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе. Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении. Во всех этих мероприятиях дети участвуют с удовольствием. Также мы проводим уроки здоровья, которые помогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Большое внимание уделяю рассаживанию учащихся. Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Детей небольшого роста усаживаю ближе к доске, более рослых – сзади. Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения. Постоянно забочусь о сохранении психического здоровья детей, повышаю устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса провожу физкультминутки на уроках. Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела.
Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. На моих уроках физкультминутка проводится не менее четырех раз. Сюда можно включить: гимнастику для глаз; танцевальные физкультминутки; креативные игры для ума, где используется «необычный» спортивный инвентарь; сюжетно – ролевые игры, где развивается воображение, творчество, выразительность в движениях. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета. Например, на уроке математики я использовала такую задачу: «В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходиться напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?» Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать:
«Чтобы

сделать

ребёнка

умным

и

рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».


В раздел начальное образование