Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка"

Статья и детские работы

Автор: Колесова Лариса Юрьевна, учитель начальных классов, ЛГ МБОУ "СОШ №3", город Лангепас, Тюменская область



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» (

ЛГ МБОУ «СОШ № 3»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

русский язык
Учитель
Колесова Лариса Юрьевна
Год составления 2014 - 2015 учебный год Класс
4 «А»
Общее количество часов по плану
170 часов
Количество часов в неделю
5 часов
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с учебным планом и образовательной программой «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, О.В.Чиндилова, рекомендована Министерством образования и науки РФ. М: Баласс, 2011. «28» августа 2014 г. ___________________ подпись Рассмотрена на заседании ШМО "Начальные классы" «30» августа 2014 г. Протокол № 1 Руководитель ШМО Журавлёва Н.В. ____________________ подпись
Согласовано

Согласовано

Согласовано

Утверждаю
Зам. директора по УР _________ Н.И. Лазарева «3» сентября 2014г. Зам. директора по МР ________ Т.Г.Кожанова «3» сентября 2014г. Председатель Управляющего совета ________ М.А. Ахметжанов «____» _____________ 2014г. Директор ЛГ МБОУ «СОШ №3» _________ М.Е. Полханова «___» ______________ 2014г.
2
Пояснительная записка

1. Сведения об образовательной программе на основе которой составлена рабочая программа 4 А класса.
Рабочая программа по русскому языку для 4 А класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с учебным планом, и образовательной программой «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, О.В.Чиндилова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. М: Баласс, 2011.
2. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа 4А класса, в том числе для прохождения практической и

контрольной части.
На реализацию рабочей программы предмета «Русский язык» в 4 А классе предусмотрено 170 часов (5 часов в неделю) с учетом часов на развитие речи. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования и стартовым возможностям обучающихся 4 А класса, поэтому в программу изменений не внесено. В соответствии с содержанием программы «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой количество часов в 4 А классе распределено следующим образом:


п/п

Раздел

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы
1. Повторение 17 часов 3 1 2. Предложение. Текст. 35 часов 10 3 3. Имя существительное. 45 часов 6 6 4. Имя прилагательное. 20 часов 5 1 5. Глагол 36 часов 4 5 6. Наречие 4 часа 7. Повторение. 13 часов 1
3
3. Программно-методическое обеспечение рабочей программы 4 А класса (дополнительная литература) и технические средства

обучения.
Для полноценной реализации учебного предмета в 4А классе необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса.
Дидактическое и методическое обеспечение.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 4-го класса в 2-х частях – Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2009. Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева Русский язык. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Баласс, 2012. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. - М.: Баласс, 2014.
Материально- техническое обеспечение.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд. Книгопечатная продукция.
Набор словарных слов Д имеется Таблицы по русскому языку Д имеется
Технические средства обучения.
Интерактивная доска Д имеется Мультимедийный проектор Д имеется Компьютер Д имеется Колонки Д имеется Принтер Д имеется
Электронные образовательные ресурсы(ЭОР)
отсутствует
Цифровые образовательные ресурсы (ресурсы Интернет)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Д
http:/schoolcollection.edu.ru/about/

Видеофильмы, аудиозаписи
Мультфильмы, детские песни Д имеется
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры П имеется
4 Примечание: Д – демонстрационный материал, К – комплект на каждого обучающегося, Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух обучающихся), П – комплект для работы в группах (1 на пять- шесть человек).
4. Назначение рабочей программы 4 А класса по предмету
Программа является инструментом управления обучения математике в 4 А классе ЛГ МБОУ «СОШ № 3». Программа определяет цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, адекватные педагогические технологии, критерии оценивания, условия реализации программы, наглядность, ТСО. Программа призвана обеспечить индивидуальный подход к освоению предмета «Русский язык» каждым обучающимся 4 А класса с учётом особенностей и потребностей каждого обучающегося.
5. Содержательные линии предмета русский язык рабочей программы 4 А класса.
 Повторение.  Предложение. Текст.  Простое предложение. Предложения с однородными членами. Сложные предложения с союзами и, а, но. Предложения с прямой речью.  Слово. Части речи и члены предложения.  Имя существительное. Что мы уже знаем об имени существительном. Изменение имен существительных по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.  Имя прилагательное. Что мы уже знаем об имени прилагательном. Словоизменение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.  Глагол. Что мы уже знаем о глаголе. Словоизменение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глагола по составу.  Повторение.
6. Цели рабочей программы 4 А класса по предмету русский язык:
 развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык»;  формирование у обучающихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;  формирование коммуникативной компетенции;  формирование у детей универсальных учебных действий.
7. Задачи для обучающихся 4 А класса
- развивать у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; - осозновать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
5 - формировать у детей чувства языка; - воспитать потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; - сообщать необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
8. Принципы построения
– линейные.
9. Специфика предмета
– гуманитарная направленность.
10. Технологии, методики:
ИКТ, проблемное обучение.
11. Требования к уровню подготовки обучающихся 4 А класса

Личностными результатами
изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами
изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками;
6 - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.
Предметными результатами
изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: - произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; - производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; - правильно писать слова с изученными орфограммами; - видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); - находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; - пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; - различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); - ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); - производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; - разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; - писать подробное изложение текста повествовательного характера (90 – 100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки; - читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; - воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; - создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. .
12. Контроль уровня обученности
Для отслеживания результатов усвоения учебной программы в 4 А классе предусматриваются следующие
формы контроля
:
7 
Стартовый

Текущий:

Итоговый
контроль в формах:
13. Проектная и исследовательская работа обучающихся 4 А класса
В 4 А классе предполагается работа над коллективным проектом «Откуда берётся хлеб
14. Планируемая работа с обучающимися 4 А класса на основе анализа входных контрольных работ.
Входная контрольная работа позволила выявить уровень остаточных знаний по предмету. В классе обучается
25 человека.
Работу писали
24

человека.
«5» - 11 чел., «4» – 8 чел., «3» - 5 чел. Наиболее низкие показатели обучающиеся 4 А класса показали по темам «Пропуск букв, замена букв, помарки, исправления», в задании "Разбор слова по составу"
(
12 человек допустили ошибки
).
Мною предусмотрена отработка на уроках, на минутках языковой разминки, индивидуальная работа по карточкам. На основании результатов планирую в своем классе систематически на уроках отрабатывать западающие темы, предусмотрена индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.
Темы учебного предмета, требующие доработки по итогам входной работы
№ п/п Тема Дата Вид диагностики 1 Умения действовать по инструкции учителя Сентябрь - декабрь Работа по образцу (игры на внимание) 2 Правописание приставок Пропуск букв Каллиграфия письма Сентябрь- октябрь Развивающие игры на внимание Минутки чистописания Самостоятельная работа 3 Непроизносимые согласные Звуко-буквенный анализ доступных слов Нахождение в словах изученные орфограммы Сентябрь – ноябрь Работа по карточкам Практические задания на уроках, Тренажёр с применением ИКТ Проверочная работа Тестирование
Работа с обучающимися высокого уровня предметной подготовленности
Вид деятельности Дата Вид диагностики Задания творческого характера в течение года Участие в дистанционных олимпиадах
8 Работа с деформированными текстами в течение года Индивидуальная диагностика
Расписание учебного времени
(русский язык) №
Распределение учебного

времени

Общее

количество

часов

В том числе

Развитие

речи

Внеклассное

чтение

Лабораторные

работы

Проверочные

работы

Контрольные

работы

Экскурсии
1. Всего часов по учебному плану 170 21 7 14 2. Количество часов в неделю 5 3. Запланировано на 1 четверть 45 6 2 4 4. Запланировано на 2 четверть 35 4 1 1 5 Запланировано на 3 четверть 49 6 3 4 6. Запланировано на 4 четверть 41 5 1 5
9
Планирование основных тем (разделов, блоков, модулей)
(русский язык)


Тема (раздел, блок, модуль)

Количество часов
1. Повторение ранее изученного материала. 17 2. Предложение. Текст. 35 3. Имя существительное. 45 4. Имя прилагательное. 20 5. Глагол. 36 6. Повторение пройденного за 4 класс. 17
10
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2014 - 2015 учебный год



п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

обучающихся

Информационное обеспечение,

в том числе ресурсы

школьного технопарка

план

факт

теория

практика

контроль

Тема 1. Повторение (17 часов)
1 1.09 Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. 1 Знакомятся с новым учебником, используют приемы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводят фонетический разбор слов. Группируют звуки по их характеристикам. Соотносят количество звуков и букв в слове, объясняют причины расхождения количества звуков и букв. Группируют слова с изученными орфограммами, графически объясняют выбор написания. Пишут изложение текста- повествования с предварительной http:/schoolcollection.edu.ru/about 2 2.09 Повторение фонетики и графики. 1 3 3.09
Контрольное списывание.
1 4 4.09 Повторение фонетики. Слог и ударение. 1 5 5.09
Коррекция знаний.
Что такое графика. 1 6 8.09 Фонетический разбор слова. 1 7 9.09 Повторение орфографии. 1 8 10.09 Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. 1 9 11.09 Развитие умения писать слова с изученными 1
Согласовано

Согласовано

Согласовано

Утверждаю

11 орфограммами, графически обозначать выбор написания. подготовкой. Используют при подготовке к изложению приемы продуктивного чтении, освоенные на уроках литературного чтения. 10 12.09
Коррекция знаний.
Повторение состава слова. 1 11 15.09 Повторение изученного о частях речи. 1 12 16.09 Повторение изученного по синтаксису. 1 13- 14 17.09 18.09
Развитие речи.
Обучающее изложение «Золотой рубль». 2 15 19.09 Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». 1 16 22.09
Контрольный диктант

№1"Повторение"
1 17 23.09
Коррекция знаний.
Работа над ошибками. 1
Вид контроля
: стартовый, текущий, итоговый.
Требования к уровню подготовки обучающихся (на основе требований стандарта и УУД)

Предметные результаты:
Знакомиться с новым учебником, использовать приемы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтении, освоенные на уроках литературного чтения.
Личностные:
интерес к изучению языка.
Познавательные:
строить рассуждения.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
12


п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

обучающихся

Информационное обеспечение,

в том числе ресурсы

школьного технопарка

план

факт

теория

практика

контроль

Тема 2. Предложение. Текст. (35 часов)

Простое предложение. Предложения с однородными членами. (13 часов)
18 24.09
Коррекция знаний.
Как отличить простое предложение от сложного. 1 Различают простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризуют (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Используют эти параметры при создании собственных текстов. Используют при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Готовятся к написанию http:/schoolcollection.edu.ru/about 19 25.09 Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. 1 20 26.09
Коррекция знаний.
Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. 1 21- 22 29.09 30.09
Развитие речи.
Обучающее изложение «Что я люблю». 2 23 1.10 Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. 1 24- 25 2.10 3.10
Развитие речи.
Обучающее сочинение «Что я люблю». 2 26 6.10 Развитие умения ставить 1
13 запятую в предложениях с однородными членами. сочинения: формулируют замысел, составляют план, работают с черновиком. Продуцируют текст с использованием однородных членов предложения, соединенных союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). 27 7.10
Проверочная работа №

1"Предложение"
1 28 8.10 Работа над ошибками. Мини-диктант с заданием «Развитие пунктуационных умений» 1 29 9.10
Контрольный диктант

№2"
Предложения с однородными членами " 1 30 10.10
Коррекция знаний.
Анализ и работа над ошибками «Пишу правильно» 1
Вид контроля
: текущий, итоговый.
Требования к уровню подготовки обучающихся (на основе требований стандарта и УУД)

Предметные результаты:
Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединенных союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).
Личностные:
интерес к письму, к созданию собственных текстов.
Познавательные:
строить рассуждения.
Регулятивные:
корректировать свою деятельность.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в письменной форме.
14


п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

обучающихся

Информационное обеспечение,

в том числе ресурсы

школьного технопарка

план

факт

теория

практика

контроль

Сложные предложения с союзами и, а, но. (11 часов)
31 13.10 Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. 1 Проверяют и редактируют текст сочинения. Находят и исправляют орфографические и пунктуационные ошибки, работают по алгоритму. Создают устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовятся и пишут свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцируют текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, http:/schoolcollection.edu.ru/about 32- 33 14.10 15.10
Коррекция знаний.
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. 2 34 16.10 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. 1 35 17.10
Развитие речи.
Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. 1 36 20.10 Запятая в сложном предложении. 1 37 21.10
Развитие речи.
Обучающее 1
15 сочинение «Субботний вечер у нас дома». но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). 38 22.10
Проверочная работа № 2

"
Сложные предложения
"
1 39 23.10
Контрольный диктант№3
" Сложные предложения " 1 40 24.10 Обобщение по пройденному разделу
"Сложные

предложения с союзами и,

а, но
"
1 41 27.10
Коррекция знаний.
Работа над ошибками. 1
Вид контроля
: текущий, тематический
Требования к уровню подготовки обучающихся (на основе требований стандарта и УУД)

Предметные результаты:
Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»).
Личностные:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи.
Регулятивные:
работать по плану.
Познавательные:
перерабатывать информацию и составлять план.
Коммуникативные:
задавать вопросы.
16


п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

обучающихся

Информационное обеспечение,

в том числе ресурсы

школьного технопарка

план

факт

теория

практика

контроль

Предложения с прямой речью. (11 часов)
42 28.10
Коррекция знаний.
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. 1 Выделяют на слух и в тексте предложения с прямой речью. Приобретают опыт конструирования предложений с прямой речью. Продуцируют текст с использованием предложений с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывают текст (пишут подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). http:/schoolcollection.edu.ru/about 43 29.10 Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. 1 44 30.10
Развитие речи.
Обучающее сочинение «Что сказала мама». 1 45 31.10 Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. 1 46 10.11 Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. 1
17 47 11.11 Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью. 1 Выделяют при обсуждении текста его значимые части, формулируют заголовки, составляют план (в группах, парах). 48- 49 12.11 13.11
Развитие речи.
Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». 2 50 14.11
Контрольный диктант №4

"
Развитие пунктуационных умений" 1 51 17.11 Развитие пунктуационных умений. 1 52 18.11 Работа над ошибкамидопущенными в диктанте. 1
Вид контроля
: текущий, тематический
Требования к уровню подготовки обучающихся (на основе требований стандарта и УУД)

Предметные результаты:
Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью. Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью. Продуцировать текст с использованием предложений с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах).
Личностные:
осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Регулятивные:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные:
пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные:
работать в паре.
18


п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

обучающихся

Информационное

обеспечение, в том числе

ресурсы школьного

технопарка

план

факт

теория

практика

контроль

Тема 3. Слово. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (45 часов)
53- 54 19.11 20.11 Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. 2 Выделяют в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливают опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определяют грамматические признаки имен существительных, начальную форму. Относят имя существительное к одному из трех склонений, определяют падеж. Составляют совместно с http:/schoolcollection.edu.ru/ about 55 21.11 Роль имен существительных в предложении, в речи. 1 56 24.11
Развитие речи.
Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна». 1 57 25.11 Роль имен существительных в предложении, в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. 1 58 26.11 Наблюдение за словоизменением имен 1
19 существительных. учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работают по алгоритму, осуществляют самоконтроль. Участвуют в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включаются в учебный диалог. Сравнивают формы имени существительного и имени прилагательного, выявляют зависимость. Накапливают опыт употребления имен существительных в речи (обучающие изложения и сочинения). Определяют грамматические признаки имен существительных (морфологический разбор). Находят в тексте несклоняемые имена существительные, приобретают опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находят в словах изучаемые орфограммы, графически объясняют и контролируют написание. Решают орфографические задачи с опорой на алгоритм. 59 27.11 Акти рован ный день Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. 1 60 28.11 Акти рован ный день Изменение по падежам имен существительных в единственном числе. 1 61- 62 1.12 2.12 Изменение по падежам имен существительных во множественном числе. 2 63 3.12 Именительный и винительный падежи. 1 64 4.12 Родительный падеж. 1 65 5.12 Акт.д ень Дательный падеж. 1 66 8.12 Творительный падеж. 1 67 9.12 Предложный падеж. 1 68 10.12
Развитие речи.
Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам». 1 69 11.12
Проверочная работа № 3"
Имя существительное. " 1 70 12.12 Что такое склонение? Три склонения имен существительных. 1 71- 72 15.12 16.12 Развитие умения определять склонение имен 2
20 существительных. Составляют в группе задания на обработку определенной орфограммы. Самостоятельно формулируют общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. 73- 74 17.12 18.12 Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. 2 75 19.12 Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. 1 76 22.12
Развитие речи.
Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» 1 77 23.12 Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода. 1 78- 79 24.12 25.12 Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в конце имен существительных». 2 80 26.12 Развитие умений графически обозначать выбор написания буквы ь после букв шипящих в конце имен существительных. 1 81 12.01 Обобщение, подготовка к диктанту. 1 82 13.01
Проверочная работа №4

"Имя существительное,

как часть речи"
1 83 14.01
Контрольный диктант
1
21
№5."Имя

существительное"
84 15.01 Работа над ошибками. 1 85 16.01 Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. 1 86 19.01 Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. 1 87- 88 20.01 21.01
Контрольный словарный

диктант.
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. 2 89- 90 22.01 23.01
Развитие речи.
Обучающее изложение «Первая газета». 2 91 26.01 Развитие орфографических умений. 1 92 27.01
Развитие речи.
Обучающее сочинение-описание «Прогулка». 1 93 28.01 Развитие орфографических умений. 1 94 29.01
Проверочная работа № 5.
"Падежных окончаниях имен существительных" 1 95 30.01 Повторение, подготовка к диктанту. 1 96 2.02
Контрольный диктант №

6.
"Падежных окончаниях 1
22 имен существительных" 97 3.02 Работа над ошибками. 1
Вид контроля
: текущий, тематический, итоговый
Требования к уровню подготовки обучающихся (на основе требований стандарта и УУД)

Предметные результаты:
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имен существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трех склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включаться в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имен существительных в речи (обучающие изложения и сочинения). Определять грамматические признаки имен существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.
Личностные:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи.
Регулятивные:
работать по плану.
Познавательные:
перерабатывать информацию и составлять план.
Коммуникативные:
работать в паре.


п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

обучающихся

Информационное

обеспечение, в том числе

23
план

факт

теория

практика

контроль

ресурсы школьного

технопарка

Тема 4. Имя прилагательное. (20 часов)
98- 99 4.02 5.02 Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи. 2 Различают тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдают роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называют грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), определяют начальную форму. Обнаруживают орфограмму- букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объясняют написание, осуществляют самоконтроль. Подбирают и группируют примеры слов с изученными орфограммами. Накапливают опыт употребления в речи имен прилагательных (обучающее изложение и сочинение- описание). Выделяют в тексте и http:/schoolcollection.edu.ru/ about 100 6.02 Роль прилагательных- антонимов в речи. 1 101 - 102 9.02 10.02 Морфологический разбор имени прилагательного. 2 103 - 104 11.02 12.02 Изменение имен прилагательных по падежам. 2 105 - 106 13.02 16.02 Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании. 2 107 17.02 Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. 1 108 18.02
Развитие речи.
Свободный диктант. 1 109 19.02 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. 1 110 - 20.02 24.02
Развитие речи.
Обучающее изложение «Первое 2
24 111 путешествие». конструируют словосочетания прил.+сущ. 112 25.02
Проверочная работа

№6."
Развитие орфографических умений" 1 113 26.02
Развитие речи.
Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». 1 114 27.02 Развитие орфографических умений. 1 115 2.03 Повторение, подготовка к диктанту. 1 116 3.03
Контрольный диктант

№7"
Развитие рфографических умений" 1 117 4.03 Работа над ошибками. 1
Вид контроля
: текущий, тематический, творческие работы
Требования к уровню подготовки обучающихся (на основе требований стандарта и УУД)

Предметные результаты:
Различать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имен прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил.+сущ.
Личностные:
интерес к изучению языка.
Регулятивные:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные:
осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные:
участвовать в открытии нового знания об именах прилагательных, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.
25


п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

обучающихся

Информационное

обеспечение, в том числе

ресурсы школьного

технопарка

план

факт

теория

практика

контроль

Тема 5. Глагол. (36 часов)
118 5.03 Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. 1 Выделяют неопределенную форму глагола и преобразовывают глагол в другой форме в начальную. Определяют грамматические признаки глагола Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничают в группе, распределяют роли, слушают и слышат других. Составляют задания в группе по изученному материалу. Совместно составляют алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в http:/schoolcollection.edu.ru/ about 119 - 120 6.03 9.03 Значение и грамматические признаки глагола. 2 121 10.03 Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. 1 122 11.03 Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения. 1 123 12.03 Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. 1 124 13.03 Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. 1
26 125 16.03 Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. 1 личных окончаниях глаголов. Анализируют особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливают опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называют и систематизируют грамматические признаки глагола (морфологический разбор). 126 17.03 Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. 1 127 - 128 18.03 19.03 Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. 2 129 20.03
Развитие речи.
Обучающее сочинение по картинкам. 1 130 1.04 Разбор глагола как части речи. 1 131 2.04
Контрольный диктант №8

"
Глагол."
1 132 3.04 Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с - тся и –ться. 1 133 6.04 Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. 1 134 - 135 7.04 8.04 Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
Контрольное списывание.
1 1 136 - 137 9.04 10.04 Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. 2 138 - 13.04 14.04
Развитие речи.
Обучающее изложение «Первые школы». 2
27 139 140 15.04 Работа над ошибками. 1 141 16.04 Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. 1 142 - 143 17.04 20.04 Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов. 2 144 21.04
Развитие речи.
Обучающее сочинение. 1 145 22.04 Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. 1 146 23.04
Развитие речи.
Обучающее сочинение «День моей мамы». 1 147 24.04
Проверочная работа№7

"
Повторение по теме «Глагол».. 1 148 27.04 Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. 1 149 - 150 28.04 29.04
Контрольный словарный

диктант.
Развитие орфографических умений. 1 1 151 30.04
Контрольный

диктант№9.
Повторение, подготовка к диктанту. 1 152 4.05 Повторение изученного по 1
28 разделу"Глагол" 153 5.05 Работа над ошибками. 1
Вид контроля
: текущий, тематический, итоговый
Требования к уровню подготовки обучающихся (на основе требований стандарта и УУД)

Предметные результаты:
Выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).
Личностные:
интерес к изучению языка.
Регулятивные:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные:
осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные:
участвовать в открытии нового знания о глаголах, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.
29


п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

обучающихся

Информационное

обеспечение, в том числе

ресурсы школьного

технопарка

план

факт

теория

практика

контроль

Тема 6. Повторение. (17 часов)
154 6.05 Повторение. Простое предложение. Предложения с однородными членами. 1 Систематизируют и обобщают изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Проводят в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе». Представляют результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. http:/schoolcollection.edu.ru/ about 155 7.05 Повторение. Сложные предложения с союзами и, а, но. 1 156 8.05 Повторение. Предложения с прямой речью. 1 157 11.05 Повторение. Изменение имен существительных по падежам. 1 158 12.05
Развитие речи.

Контрольное изложение

«Странный друг».
1 159 13.05 Повторение. Три склонения имен существительных. 1 160 14.05
Развитие речи.
Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово». 1
30 161 15.05 Повторение. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. 1 162 18.05 Повторение. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. 1 163 19.05
Итоговое контрольное

списывание.
1 164 20.05 Работа над ошибками. 1 165 21.05 Повторение. Словоизменение имен прилагательных. 1 166 22.05 Повторение. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. 1 167 25.05 Повторение. Словоизменение глаголов. 1 168 26.05 Повторение. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 1 169 27.05 Повторение. Разбор глагола по составу. 1 170 28.05 Защита проектов «О чем может рассказать слово». 1
Вид контроля
: текущий, итоговый
Требования к уровню подготовки обучающихся (на основе требований стандарта и УУД)

Предметные результаты:
Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста.
31 Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе». Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.
Личностные:
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Регулятивные:
определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные:
осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения.


В раздел начальное образование