Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста"

статья

Автор: Сизова Татьяна Сергеевна, Учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 4", город Братск, Иркутская область



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся младшего

школьного возраста.

Забота о здоровье—

это важнейший труд воспитателя,

учителя, педагога.
В.А. Сухомлинский
Цель
: выявить педагогические условия формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.
Задачи
: 1) изучить и проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования; 2) определить особенности формирования потребностей у младших школьников в здоровом образе жизни; 3) проанализировать существующий педагогический опыт формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни; 4) выявить и проверить формирования потребностей у младших школьников в здоровом образе жизни. Можно выделить общие
задачи
сохранения здоровья младших школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений: 1. Научить детей определять свое состояние и ощущения. 2. Сформировать активную жизненную позицию. 3. Сформировать представления о своем теле, организме. 4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье. 5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии. 6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности. 7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах. 8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Гипотеза
: формирование у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни будет эффективным, если: - образовательное учреждение в своей урочной или внеурочной деятельности использует потенциал различных социумов (семьи, милиции, молодежных организаций, домов творчества, спортивных клубов), которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования культуры здорового образа младших школьников; - в содержание образовательного процесса образовательного учреждения внедряются инновационные здоровьесберегающие технологии, способствующие формированию стремления к ведению культуры здорового образа; - деятельность учителя направлена на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни детей;
- приоритетным направлением в работе образовательного учреждения с семьей является ее участие в формировании культуры здорового образа жизни. Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье, взрослого человека. Изучение состояния здоровья различных контингентов детей, не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно- кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения. Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического и социального. Перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль. Учитель-универсал. О ком эти слова? Я думаю, что этот эпитет по праву относится к учителю начальных классов. Но это не высокие слова, в этом основа, или, точнее сказать, сущность профессии учителя начальных классов. Ведь кто как не он является ваятелем детских помыслов, мировоззрений - ребенок так восприимчив в этом возрасте. Кто как не учитель начальных классов воздействует на умы младших школьников, закладывая основу познания окружающего мира и самого себя. Индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья. Поэтому я стремлюсь строить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты: - режим учебы без перегрузок, - организацию свободного времени с преобладанием движений, - личную гигиену, привычное питание,
- отсутствие травматизма, - здоровые привычки, физическую активность. ЗОЖ школьника является фактором не только здоровьесохраняющего поведения младшего школьника, но и здоровьесозидающего. Как же здравствовать, то есть быть здоровым? Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать? Именно на эти вопросы мы с ребятами ищем ответы, изучая курс «Здоровый образ жизни». Главная цель программы — формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни. Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает и занятия курса «Здоровый образ жизни», уроки «Мир вокруг нас», физкультуры, а также внеклассную работу. Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями. Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение, как каждого человека, так и общества в целом. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Неразрывна связь здоровья и всестороннего развития учащихся с богатством и разнообразием природы. Эта идея реализуется при изучении курса «Мир лекарственных растений». Основные цели данного курса — сформировать элементарные представления о сущности экологических проблем; воспитать навыки и привычки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями и экологическими ситуациями. В своей работе я наибольшее предпочтение отдаю активным методам обучения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм, обучению группами. Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Именно поэтому, в процессе обучения и воспитания занимаюсь формированием элементарных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, стараюсь отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, научить учеников оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям. В течение года, на занятиях «Движение — это жизнь», «Здоровье твоих рук», «Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми: дома, в школе, на работе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье. Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», основной своей задачей считаю оказание существенного влияния на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся. Главная задача - расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях. Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным. Что же происходит, если человек мало двигается? При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.

Анализ
Работая над формированием у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного. Три раза в год дети 1 и 3 ряда меняются местами в классных комнатах, с целью профилактики нарушения зрения и осанки. В каникулярное время в школе разрабатывается план мероприятий по организации отдыха детей, сохранению здоровья. Ежегодно, в летний период при школе работает пришкольный лагерь. В течение лета в лагере отдыхает 25-30 детей. Ежедневно утро начинается с гимнастики, в рамках смены проводятся спортивные соревнования и туристические походы. В индивидуальных беседах с родителями проводится разъяснение возрастных особенностей учеников младшего школьного возраста, особенностей поведения ребёнка в период адаптации к школе, а также индивидуальных и поведенческих особенностей. Давались методические рекомендации для облегчения, организации учебной деятельности школьников, повышения учебной мотивации, снижения школьной тревожности для более успешного обучения. Проводятся родительские собрания по следующим темам: Ø «Режим дня школьника» Ø «Правильное питание» Ø «Витамины для растущего организма» Ø «Роль отца в воспитании детей» Ø «В мире вредных привычек» Ø «Как избежать конфликтов в семье» Определению групп здоровья учащихся и физкультурных групп помогает проведение диспансеризации всех учащихся на базе школы ежегодно при участии работников участковой больницы. С первого дня занятий в школе организовано горячее питание.

Заключение
Здоровый образ жизни является непрерывно трансформирующейся деятельностью человека по сохранению и укреплению здоровья. Эти изменения обусловлены развитием самой личности, преобразующимися условиями ее жизнедеятельности. В связи с этим самопознание, как сложный, многокомпонентный творческий процесс познания человеком своих физических, психических и социальных возможностей, актуальных и потенциальных личностных качеств посредством самонаблюдения, самоанализа, самооценки и формирования на их основе целостного представления о самом себе, является важным фактором формирования здорового образа жизни. На основе знаний, полученных при самоизучении, человек может выстроить такую систему жизнедеятельности, которая максимально соответствовала бы его индивидуальным особенностям и обеспечивала необходимое качество жизни. Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию личности. Эффективность творческой, профессиональной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Поэтому идеи ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в развитии человеческой личности, самопознания и самосовершенствования должны сегодня доминировать и быть постоянным «фоном» в работе с детьми дошкольного возраста.

В ходе проделанной работе за год можно сделать ряд общих выводов:
1. Усилия образовательных учреждений в решении проблемы формирования культуры здорового образа жизни младших школьников являются важнейшим фактором многообразного и интенсивного раскрытия образовательного потенциала и начальной школы и социума. 2. Организация и содержание деятельности на уроках по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников нацелена на создание здоровьесберегающей среды в учреждении. 3. Потенциал школы и семьи сориентированы, в сущности, на решение одной, общей для них задачи: формирование физически, психически и социально здоровой личности. 1. Было установлено, что формирование ЗОЖ у младших школьников напрямую зависит от физического здоровья не только самих учащихся, но и их родителей. Результат первого учебного года показал на наличие недостаточного уровня осведомленности учащимися о требованиях ЗОЖ, что говорит о том, что школьники не могут самостоятельно применить полученные знания в реальной жизни, более того, многие из учащихся 1 класса не владеют элементарной информацией об оказании первой помощи человеку, неверно распределяют время своего дня, не уделяют внимание своему здоровью. При соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается, следовательно, предупреждение перегрузки учащихся начальной школы является важным фактором сохранения здоровья детей. В процессе формирования ЗОЖ применятся различные методы и технологии с целью повышения эффективности. Использование обучающих тренингов, ролевых игр является инновациями в обучении, что способствует повышению потребностей ЗОЖ. Для организации работы по развитию ЗОЖ необходимо привлекать все социальные и педагогические сферы, обязательно должна проводиться работа с родителями учащихся. Индивидуальная и групповая работа с учащимися позволила прийти к тому, что знание правил пользования средствами гигиены, осведомленность о правилах организации режима питания и осведомленность о правилах оказания первой помощи приблизился к более лучшему уровню знаний. В конце учебного года, уровень осведомленности учащимися о требованиях ЗОЖ повысился от недостаточного к среднему. Таким образом 2013-2014 уч.год,показал, что взятая мною тема по повышению эффективности ЗОЖ среди младших школьников, охватывает все сферы социальной жизни учащихся. Педагогически организованный процесс самопознания способствует становлению личности как творца собственной жизни и реализации ею внутреннего потенциала; содействует становлению субъектной позиции, в основе которой лежит присущее каждому человеку стремление к росту,
способности выбирать то, что улучшит качество его жизни, быть ответственным за себя и свое здоровье. Младший школьный возраст имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику его сензитивности для включения в педагогически организованный процесс самопознания и формирования на его основе здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни возможно осуществить в рамках модели, в основе которой лежит педагогически организованный процесс самопознания, стимулирующий проявление внутренней активности и самостоятельности школьников в поиске и освоении наиболее адекватных форм жизнедеятельности. Установленное влияние самопознания на формирование здорового образа жизни младших подростков доказывает необходимость рассмотрения педагогически организованного процесса самопознания в качестве приоритетного направления работы образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.


В раздел начальное образование