Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Планета Толерантности"

Внеклассное мероприятие

Автор: Бабурина Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Мошинская средняя общеобразовательная школа", п/о Макаровская Архангельской области

Смотреть презентацию



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1 Районный конкурс «Воспитать человека – 2011» Тема: Планета Толерантности. Цель: воспитание толерантности. Задачи:  Познакомить с понятиями «толерантность», «интолерантность»;  Выявить основные черты толерантности;  Способствовать формированию правильного представления о толерантном поведении. Оборудование: презентация, мячик, лепестки и серединка для цветка, ручки, магниты, магнитная доска, компьютер, Ход мероприятия. 1. Знакомство. Организационный момент. Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна. Давайте с вами немножко познакомимся. А для этого поиграем в игру «Аплодисменты». Знаете, что такое аплодисменты?  Хлопают девочки.  Хлопают мальчики.  Хлопают те, у кого голубые глаза.  Хлопают люди с карими глазами.  Хлопают те, у кого есть кошка.  Хлопают те, кто любит физкультуру.  Хлопают те, кто любит решать задачи.  Хлопают те, кто любит танцевать.  А сейчас те, кто любит вышивать.  Хлопают те, кто любит РЭП.  А сейчас те, кто предпочитает классическую музыку?  Хлопают те, у кого хорошее настроение? Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Наша игра-знакомство показала, что мы все разные люди.  А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались?  Интересно ли жить в таком мире клонов?  Хорошо или плохо, что мы разные? Почему? (люди своими отличительными чертами дополняют друг друга) А сейчас посмотрите на экран. (На экране рисунок – земной шар в окружении детей разных национальностей). Какие ассоциации возникают у
2 вас? (Планета, на ней стоят дети из разных стран. Картина символизирует мирное соседство, понимание, желание подружиться друг с другом. Люди с разным цветом кожи, разной веры, но они вместе. Они интересны друг другу. Они хотят дружить друг с другом, жить и расти на мирной планете, планете Толерантности. 2. Понятие толерантности. Тема нашего разговора «Толерантность». Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». Для русского языка это слово новое, чёткого и однозначного толкования этот термин не имеет. А что оно означает, знаете? Как каждый из вас понимает это слово? Что же такое толерантность?  Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.  Tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.  Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.  Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением Давайте обобщим. Передаем мячик и называем слово, которое на ваш взгляд подходит к понятию «толерантность».  Толерантность – это милосердие.  Толерантность – это сострадание.  Толерантность – это уважение.  Толерантность – это доброта души.  Толерантность – это терпение.  Толерантность – это дружба.  Толерантность – это путь к миру и согласию.  Солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, обеспечение равноправного подхода, право отличаться друг от друга, равенство, чуткость и др.
3 Что такое толерантность? Может к бабушке любовь? А быть может это то, что маме я на день рождения принёс? Понял я, что это уважение к мнению не только своему. Видеть боль чужую я, по-моему, уже могу. Дам монетку нищему, пожилому помогу. Товарища в беде не брошу, злобу в класс я не пущу. Если ты к друзьям терпим, выслушать любого можешь. Если нужно, то готов ты всегда прийти на помощь. Веришь в чудо, доброту, взрослых уважаешь, Маме с папой не грубишь, младших ты не обижаешь. Значит, не зря все говорят, что ты толерантен. Оставайся им всегда и будь ещё галантен. Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех. Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.
Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир!
3. Обсудим ситуации. Как бы вы поступили?
Ситуация 1. Клички.
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то – не очень. Одного из ребят все называют «Толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Саша, он – Толстый!». Ваши действия:  Станете тоже называть его «толстый», иначе все могут начать смеяться над вами.  Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.  Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.
Ситуация 2. Отношения в семье.
Тебе на день рождения купили красивую куклу. Ты о ней давно мечтала. Но, пока ты была в школе, твой младший брат сломал куклу. Твои действия. (простишь или ударишь)
Ситуация 3. Бойкот.
Аня – очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы – руководитель группы. Ваши действия:
4  Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.  Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь чёрную работу, которую никто другой не хочет выполнять.  Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.
Ситуация 4. Свастика.
На стене школьного туалета вы увидели фашистскую свастику. Ваши действия:  Пройду мимо и не замечу.  Напишу рядом «смерть всем чёрным».  Незаметно сотру её.  Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
Ситуация 5. Анекдоты.
Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. А анекдоты, и правда, смешные. Ваши действия:  Тоже вспомню несколько анекдотов.  Объясню армянскому мальчику, что анекдот – это просто шутка.  Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.
Ситуация 6. Расизм.
В вашем дворе живёт чёрный мальчик. Его папа – из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это – опасно. Что вы будете делать:  Я послушаюсь папу, всё-таки он взрослый.  Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.  Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймёт, что всё нормально и проблема будет решена. Наряду с толерантным поведением существует такое понятие как интолетарное поведение. Такие проявления как байкот, анекдоты, расизм относятся к симптомам интолерантности. Интолерантное - нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.  Как вы думаете, трудно быть толерантным человеком? Всегда ли вы можете быть терпимыми к другим? Приведите примеры. Вы ещё небольшие, и поэтому толерантность проявляется для вас в первую очередь дома и в школе. Все прекрасно знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдерживаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся интолетарными. У каждого человека есть право выбора. Как
5 же стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, уметь видеть свои ошибки. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать! 4.
Толерантная личность.
Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжите фразу «Я - …»  Терпимый и терпеливый;  Считающийся с чужими мнениями и интересами;  Умеющий решать конфликты путём убеждения и взаимопонимания;  Приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;  Уважающий окружающих и уважаемый ими;  Уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;  Заботливый, сострадающий, поддерживающий;  Патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;  Человек, берегущий природу и культуру;  Трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый. Мы много говорим о терпимости, об уважительном отношении друг к другу в классе. Но уважительно и терпимо мы должны относиться не только к своим одноклассникам, друзьям, но и ко всем членам семьи.
Толерантная семья.
Какими качествами должна обладать такая семья, ваша семья? Продолжите фразу «В моей семье все…»  Терпимые и терпеливые;  Здоровые, добрые, любящие;  Уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;  Окружающие друг друга заботой;  Внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;  Успешные, независимые, счастливые.
Толерантный город.
Чем же должен отличаться такой город, ваш город? Продолжите фразу «В моём городе…»  Прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;  Улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;  Речка и озёра чистые, природа здоровая;  Школы просторные, светлые;
6  Учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие своё дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;  Учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
Толерантная страна.
Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России? Продолжите фразу «В моей России…»  Власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;  Народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;  Все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;  Страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всём мире. Россия – многонациональная страна. Здесь проживают более 180 народов и народностей. Большинство составляют русские, но много и других национальностей: татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва, чеченцы, немцы, урдмуты, марийцы, евреи и мн.др. Наверное, и вашей школе учатся дети разных национальностей. И только тогда, когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем друг друга, Родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы. 5. Рефлексия. Наша земля – это место, где мы можем любить и уважать друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности. Слово толерантность есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах одинаково. Давайте вырастим на нашей планете цветок Толерантности. Для этого мы выполним творческую работу. Работать будем в парах. Серединка цветка толерантности уже есть, но не хватает лепестков. Возьмите фломастеры, лепестки и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс, ваша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными.
7 (Работа в парах, ответы ребят).  Посмотрите внимательно на наш цветок. Как вы думаете, почему его лепестки разного цвета? (Все мы разные. А быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Все мы разные, все мы равные.)
 Дорогие ребята! Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наш разговор оставит глубокий след в душе каждого, поможет нам всем понять, что только уважение, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.  Пусть каждый из вас, пусть ваш класс, ваша школа, ваш город и наша Россия всегда станут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля!  Наш разговор я хочу закончить небольшой притчей. Жила – была на свете семья. Она была не простая. Сто человек насчитывалось в этой семье. И царили в этой семье мир и лад. Ни ссор, ни драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до владыки страны. Прибыл он в село, где она жила, и попросил раскрыть секрет мирной жизни. Взял глава семьи лист бумаги и написал три слова: любовь, прощение, терпение. А в конце добавил: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение». «И всё?» «Да, - ответил старик. – Это основа всякой хороше й семьи и мира».


В раздел начальное образование