"Портфолио как способ оценки личных достижений младшего школьника"
статья и презентация
Автор: Цветкова Вера Николаевна, Учитель начальных классов, МБОУ лицей имени В. Г. Сизова , город Мончегорск, Мурманская область
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Портфолио как способ оценки личных достижений
младшего школьника
В примерной основной образовательной программе начального общего образования в пункте 1.3.3. представлен портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. Портфель личных достижений – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. Портфель ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки. Портфель является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования. При этом официальный классный журнал не отменяется, но итоговая отметка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных), накопленных в «Портфеле достижений» ученика за четыре года обучения в начальной школе. Основные задачи портфолио: ции успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; ребенка; готовности к самостоятельному познанию; творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; личности;
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); я к самосовершенствованию. Если говорить о структуре портфолио, то в ее основу положены основные компетентности:
личностные
(воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно- познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность);
предметные
(овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета);
метапредметные
(формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы). Пятый год начальная школа реализует новые стандарты, поэтому вопрос о портфолио мы не раз обсуждали. Наше методическое объединение учителей начальных классов выбрало для портфолио следующие разделы: личностные, предметные и метапредметные. Для отслеживания личностных результатов проводим анкеты, обрабатываем их, с результатами знакомим родителей. Чтобы отследить предметные результаты, используем мониторинговую карту, в которой прописан уровень подготовки обучающихся по данной программе за весь учебный год. Заполняем эту карту после проведения входной диагностики, промежуточной и итоговой работ. Напротив умений указываем уровень усвоения (низкий, средний, высокий). В последней графе прописываем рекомендации. Обязательно знакомим родителей, где они ставят подписи. Отслеживание метапредметных результатов происходит в ходе решения комплексных работ (об этом подробно расскажет моя коллега).
Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках
внеурочной и досуговой деятельности
, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, творческие работы и другое находится у нас в приложении.
На классном собрании познакомили родителей с Положением о
портфолио учащихся по ФГОС.
Родители стали союзниками в работе над составлением портфолио, занимают активную позицию. Родители учатся наблюдать, замечать все новое и интересное, происходящие качественные изменения у своего ребенка и непременно фиксировать и систематизировать их. С помощью портфолио
родители видят своего ребенка со стороны, его желания и интересы. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, самостоятельности, творческого роста. Содержание портфолио младшего школьника для нас, учителей, – это материалы для построения индивидуальных траекторий развития ребёнка с учётом зоны его ближайшего развития. Внеурочная деятельность, в отличие от учебной, имеет значительно больше возможностей для развития самостоятельности младшего школьника, его регулятивных действий, коммуникативных навыков и познавательных умений. Диагностируя результативность и эффективность внеурочной деятельности, отслеживая динамику уровня практической самостоятельности, уделяя максимальное внимание конкретному ребенку, вовлеченному во внеурочную деятельность в школе и за ее пределами. Для нас очень важно, чтобы ребенок из наблюдателя, присутствующего на мероприятиях или выполняющего небольшие практические задания, превратился в организатора мероприятия. Который проявляет инициативу и вносит личный творческий вклад в работу мероприятия, руководит работой мини-группы, команды, принимает решения (например, работает в жюри).
В раздел начальное образование