Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Урок гражданственности"

конспект урока

Автор: Дробот Ольга Васильевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №11, ст.Новоплатнировская



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ст. НОВОПЛАТНИРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН « Семья, как ценность государства. Моя гражданская позиция»
открытый урок гражданственности и патриотизма в 4 классе –

Составила: учитель

начальных
к
лассов

Дробот Ольга Васильевна


Семья – это важнейший институт общества, основа и опора государства, отвечающие за социализацию новых поколений.

2014 г.

Конспект открытого урока гражданственности и патриотизма

на тему:

«Новый закон на защите детства»
« Семья, как ценность государства. Моя гражданская позиция»
Цели мероприятия:

Информировать учащихся о государственной политике профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае;

Ознакомить учащихся с действиями государства и администрации края, направленные

на сохранение крепкой и благополучной семьи.

Обеспечить знание и соблюдение учащимися в дальнейшем на практике – в жизни –

норм закона;

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему

Отечеству.




с

с

е

е

м

м

ь

ь

я

я

Т

Т

е

е

м

м

а

а

т

т

и

и

ч

ч

е

е

с

с

к

к

и

и

е

е

р

р

а

а

з

з

д

д

е

е

л

л

ы

ы

у

у

р

р

о

о

к

к

а

а

:

:

з

з

а

а

к

к

о

о

н

н

г

г

р

р

а

а

ж

ж

д

д

а

а

н

н

и

и

н

н

б

б

е

е

з

з

о

о

п

п

а

а

с

с

н

н

о

о

е

е

д

д

е

е

т

т

с

с

т

т

в

в

о

о

1 раздел « Я и семья» /
Звучит музыка
.
Дети поют песню «Пока все дома» из одноименной передачи на 1 канале ТВ./

Скажу друзьям, скажу знакомым:

«Для вас открыт наш общий дом».

Как хорошо, пока все дома

Пока все дома, мы вас ждем.

Пока все дома под одною крышей,

Пока все дома, как одна семья,

Пока других мы тоже слышим,

Нас разлучить никак нельзя.

Как лодку, к берегу родному

Судьба нас вынесет опять

Как хорошо, пока все дома

Пока все дома – благодать.

Учитель:

Действительно, какая благодать, если родные и близкие все дома - живут вместе, дружно. Если они заботятся

друг о друге, поддерживают в трудную минуту. Как хорошо, когда тебя ждут.

А вы, ребята, как думаете, зачем нужна семья и почему наше государство уделяет столько внимание этому

вопросу?

/Звучат ответы детей, обсуждение проводится в виде диспута/




Учитель:

2008 год Указом Президента РФ объявлен в нашей стране Годом семьи. Основной целью проведения Года семьи

является возрождение авторитета российской семьи, укрепление базовых семейных ценностей и традиций.



Многое делается государством для поддержки семьи. В мае этого года Президент России Дмитрий Медведев

подписал Указ "Об учреждении ордена "Родительская слава". Эта награда, учрежденная в целях поощрения

граждан Российской Федерации, вручается родителям или усыновителям за большие заслуги в укреплении

института семьи и воспитании детей. Указ также предусматривал, что награжденные получат единовременное

денежное поощрение в размере 50 тысяч рублей.



В этом году учреждена и дата празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации. Впервые 8

июля 2008 года его широко отметила страна. Этот праздник основан на старой традиции, которая возрождается в

наши дни. Дата 8 июля выбрана не случайно: именно в этот день вот уже 780 лет россияне поминают благоверную

чету святых муромских чудотворцев

– Петра и Февронию

– покровителей супружеской верности, любви и

семейного счастья.

Сегодня в нашем крае проживает 1 миллион 146 тысяч семей, а детей – 1 миллион. 35 тысяч кубанских семей

являются многодетными.



Учитель:

Среди этого миллиона есть и вы. Расскажите немного о своих семьях и ваших семейных традициях.

/ На экране слайды на тему «Моя семья» - подборка семейных фотографий учащихся 4 класса. Ребята кратко

рассказывают о своих родных, общих семейных праздниках, мероприятиях./

Учитель:

А какие способы семейного времяпровождения нравятся вам?

/Дети

рассказывают

о

различных

видах

общего

отдыха

с

родителями.

Другие

разыгрывают

в

лицах.

Присутствующие родители помогают своим детям в этом./

Учитель:

Много делает администрация края для благополучия кубанской семьи. Проводится ежедневная работа с

целью реализации краевой целевой программы «Духовно – нравственное воспитание детей и молодёжи, развитие и

укрепление семейных традиций в Краснодарском крае» на 2007-2010 гг.

2 раздел « Я - гражданин»
…Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н. А. Некрасов

1 ученик:

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

И песню жизни вдохновенно петь.

2 ученик:

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

3 ученик:

А если причинят мне вред, урон,

Поможет конституция, закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы всей моей страны


4 ученик:

Досугу – только час,

А школе все внимание.

Использую я право

На образование.

5 ученик:

Имеем право мы иметь права,

Но ведь морально люди связаны.

Поэтому, чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны…

Учитель:
-
Как вы думаете, ребята, кто такой гражданин? /Дети высказывают свои мнения./

Учитель:

- В

юридическом смысле

«гражданин» - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные

обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь основным законом нашего государства –

Конституцией Российской Федерации.

Граждане

нашей

страны

равны

перед

законом

независимо

от

происхождения,

социального

или

имущественного

положения, расой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

К основным обязанностям граждан России относятся:

Соблюдать Конституцию и законы России;

Уважать права и свободы других людей;

Защищать Отечество;

Платить налоги;

Сохранять природу и окружающую среду;


Заботиться о детях, их воспитании, образовании и т. д.;

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

- В полном объеме гражданин Российской Федерации может осуществить свои права и обязанности с 18 лет.

Учитель:

- А можно ли вас назвать гражданами России? /Ученики высказывают свои точки зрения/.

Учитель:

- По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в

полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: «Каждый ребенок имеет

право на приобретение гражданства».

/Учитель на доступном уровне знакомит детей с Законом РФ «О гражданстве» от 1 июля 2002 г. В процессе

ознакомления обращает внимание на ст. 9 «Гражданство детей» и ст. 12 «Приобретение гражданства

Российской Федерации по рождению»./

Ученик 1:

Кто по улице идет?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имен:

На заводе слесарь он.

В яслях он –

Родитель,

В кинотеатре –

Зритель.

Ученик 2:


А пришел на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то

Сын и внук,

Для кого-то

Близкий друг.

Ученик 3:

Он мечтатель

В дни весны.

Он военный в час войны.

И всегда, везде и всюду

Гражданин своей страны.


Закон Краснодарского края

от 21 июля 2008 г. №1539-КЗ

О МЕРАХ ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ

БЕЗНАДЗОРНОСТИ И

ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В

КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

г.Краснодар
3 раздел « Меня защищает закон!»
Учитель:

-

Закон

Краснодарского

края

№1539-КЗ

«О

мерах

по

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних

в

Краснодарском

крае»

действует

с

1

августа

2008

года:

16

июля

2008

года

он

принят

Законодательным Собранием края, а 21 июля 2008 года подписан нашим губернатором – Александром Николаевичем

Ткачевым.

Принятие нового Закона Краснодарского края

– это итог целенаправленной

региональной политики по защите детства и семьи!



Учитель:

- Этот раздел, ребята, пройдет в необычной форме: мы с вами ответим на 6

«наивных» вопросов, которые стали самыми актуальными с момента принятия

Закона:

Почему принят этот Закон?

Правда ли, что он принят только у нас в стране?

Не нарушает ли Закон права человека?

4.Что будет, если нарушишь Закон?

Чем занять свободное внеучебное время?

Есть ли уже результаты действия Закона?


Учитель:

Мы уже говорили, что в нашем крае особое внимание уделяется защите детства и семьи.

Да, Кубань может гордиться традициями воспитания в кубанской семье, живущей по неписаным законам казачества.

Сколько счастливых семей, сколько радующихся каждому дню детей живет на Кубани!



Но суровые статистические данные о росте правонарушений несовершеннолетних; факты детской беспризорности и

безнадзорности (и это в наше мирное время!); бесконтрольности со стороны взрослых, жестокого обращения с детьми,

социального сиротства не могут оставить нас равнодушными.

Приведем лишь некоторые статистические данные:

- ежегодно в России более 2 тысяч детей погибают от жестокости родителей;

- ежегодно на Кубани около 4 тысяч детей остаются сиротами, причем 90% детей имеют живых родителей;

- только за 7 месяцев 2008 года в крае зарегистрировано 497 без вести пропавших несовершеннолетних, каждого 13-го

ребенка не удалось разыскать.

Учитель:

- Поэтому символом Закона стало изображение на фоне сердца взявшихся за руки маленьких девочки и мальчика?

Надпись под символом отражает саму суть Закона - любить и беречь.

Учитель:

- Выполняя Закон, всем нам надлежит любить и беречь самое главное –

вас, наших детей.

- Аналогичными законами в целом ряде стран: в Великобритании,

Соединенных Штатах Америки, Германии и других, – защищается

безопасность детства.

- Недостаточное знание Закона или неверное его толкование – вот что

порождает иллюзию нарушения прав ребенка.




- Можно знать, например, только то, что Закон запрещает пребывание в общественных местах в вечернее время

несовершеннолетних (в возрасте до 7 лет — круглосуточно; в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа; в возрасте от 14 лет до

достижения совершеннолетия — с 22 часов).



Учитель:

Но в Законе (статья 3, пункт 3) написано, что «родители (законные представители), должностные лица принимают

меры

по

недопущению

нахождения

(пребывания)

в

общественных

местах

без

сопровождения

родителей

(законных

представителей), родственников или ответственных лиц» данных категорий в обозначенное выше нами время.



Необходимо тщательно изучать текст Закона. Тогда нетрудно убедиться, что наш Закон в полной мере обеспечивает и

защищает права ребенка!

Учитель:

/На доске расположен плакат с перечислением прав детей. У каждого ребенка на столе находятся аналогичные памятки./

Это права:

на безопасность,

на заботу и содержание со стороны родителей,

на получение образования в школе в учебное время,

на организацию отдыха, занятости, досуга;

на содействие во временном трудоустройстве в свободное от учебы время в возрасте от 14 до 18 лет;

на защиту от противоправных действий в общественных местах;

на социально-педагогическую реабилитацию в случае нахождения в социально-опасном положении,

на защиту органов опеки и попечительства при угрозе жизни или здоровью, безнадзорности,

на защиту от вовлечения в употребление наркотических средств, алкоголя, курения табака и т.д.



Учитель:

- Прошел месяц результаты подтверждают, что Закон действует:


выявлено 23000 безнадзорных детей;

более 1500 родителей были привлечены к административной ответственности за неисполнение Закона.

Благодаря Закону возрождаются семейные ценности, крепче становится кубанская семья, в которой ребенка

всегда воспитывали в духе глубокого уважения к родителям, обществу, государству.

Новый закон Краснодарского края стоит на защите семьи и детства, служит надежным фундаментом прочного дома для

счастливой кубанской семьи.
4 раздел « Безопасное детство»
/Звучит музыка. Дети исполняют песню «Детство – это я и ты»/

Учитель:

- Прослушав и обсудив сегодня на уроке необходимую и интересную информацию, у каждого из вас появились сои

мысли, может сомнения, желания. И сейчас я предлагаю вам творческие работы по интересам. Все, что вам «навеял» наш

сегодняшний урок, выразите в рисунках, поделках, сочинениях, стихах, аппликациях, песнях.

/Дети разбиваются на группы и выполняют творческие работы./


В раздел начальное образование