"Нравственное воспитание младших школьников"
Статья
Автор: Нескородева Валентина Федоровна, Учитель начальных классов, МКОУ "ССОШ №2", г.Суджа,Курская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Нравственное воспитание
младших школьников
Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важнейших проблем современной школы. И это не случайно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал. Одной из задач Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования является воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. В младшем школьном возрасте продолжается социально личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Решающее значение для нравственного воспитания имеет нравственный положительный опыт. Воспитание протекает прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и ее конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. . Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок иногда поступает неправильно, допускает ошибки в выборе решения. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить горечь ошибки, безнравственность поступка; конечно, надо помочь ему не только исправить поведение, но и изменить направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие. Собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передается детям в процессе нравственного просвещения. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку. Процесс воспитания должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребенка, исходя из его индивидуальности и неповторимости. Индивидуальный подход в воспитании должен вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие душевные качества. Каждодневными беседами на уроках и во внеурочное время стараемся воспитывать уважение к окружающим, поощряем практику толерантного взаимодействия, поддерживаем убежденность, что совершенное проявление терпимости - это уважение достоинств личности. Атмосфера взаимопомощи, взаимовыручки, сотрудничества помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других детей, признанию достоинств и различий. На это направлена система классных часов («Кого можно назвать настоящим другом», «Землю красит солнце, а человека труд», «Спешите делать добро», «Добрые дела и злые поступки», «В дружбе сила», «Подари другому радость», «На чем основано взаимопонимание» и др.) и организация специальных реальных и воображаемых проблемных ситуаций, включающих такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между сверстниками, оказание взаимопомощи на уроках и во время самоподготовки в ГПД. Ежедневно работаем в детском коллективе над тем, чтобы ребята внимательно слушали и слышали друг друга, пытались разобраться в ситуации, использовали совет, предложение, согласие. Если у кого-то из членов коллектива возникает проблема, все вместе пытаемся ее разрешить: товарищи, одноклассники поддержат, утешат, помогут Благожелательность – общее определение таких отношений. Разнообразие предметов, изучаемых в школе, дает возможность каждому ребенку проявить в учении свою индивидуальность. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий особенно ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями; кто-то наблюдателен, а кто-то особенно чувствителен к прекрасному. Эти сильные стороны личности ребенка
2 проявляются прежде всего в учебном процессе, когда каждый ребенок в какой – то области становится более знающим и умеющим. Становление и развитие детского коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога. Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Каждый должен заботиться об интересах коллектива, а коллектив должен заботиться о каждом своем товарище. Школьник должен чувствовать себя защищенным от несправедливости и обиды, видеть, что он небезразличен коллективу. Большое значение, особенно в 1 классе, имеет игра как важнейший вид совместной деятельности детей и как один из приемов организации учебного труда. Содержание сюжетных творческих игр помогает учителю обратить внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений людей (это игры в «почту», в «школу», в «магазин», в «полярников», в «город вежливых» и т.д.) Коллективные подвижные игры требуют строгого следования нравственным нормам, соблюдение которых необходимо для того, чтобы игра состоялась и была интересной. В этих играх кроме ловкости движений и скорости бега требуется оказать помощь товарищам, жертвуя личными интересами. Таким образом, развивается чувство коллективизма. В течение 4-х лет обучения в начальной школе дети побывают на многих экскурсиях, главная воспитательная задача которых заключается в том, чтобы сформировать у детей активное отношение к действительности, желание и умение охранять природу, уважать и беречь результаты труда людей. Чтобы развивать нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (товарищей, родителей, соседей, героев литературных произведений). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. Важная задача педагогической деятельности – научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом. Поэтому важно вовлекать детей в учебное сотрудничество на уровне «учитель-ученик», «ученик – ученик». Что мы хотим воспитать в наших детях? Как помочь беззащитному ребенку противостоять агрессии зла? Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, а где зло? Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других? Эти и другие проблемы мы стараемся решать на различных уроках, через воспитательные классные часы, праздники, экскурсии, встречи, беседы, родительские собрания и т.д. Большое значение в регуляции поведения ребенка играют правила. Действуя в соответствии с ними, младший школьник учится соотносить свои поступки с объективными требованиями, заключенными в них, а само правило служит ребенку ориентиром в выборе стиля поведения, В работе с детьми мы опираемся прежде всего на разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости, используя разнообразные методы и приемы: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, а также на основе детского опыта в связи с событиями в классе. Это возможно осуществить на уроках чтения, Интересными для работы будут такие художественные произведения: В. Осеева «Строитель», «Печенье», «Бабка», «До первого дождя», «Сыновья», Е. Пермяк «Самое страшное», «Бумажный змей», С. Могилевская «День рождения» и многие другие. Эти рассказы побуждают детей задуматься над своими поступками, учат видеть, кому нужна помощь и вовремя ее оказать. Чтобы развивать нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (товарищей, родителей, соседей, героев литературных произведений). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания помогает
3 выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. Наблюдая за поведением детей в различных ситуациях можно сказать, что им не всегда легко поступить по правилу, преодолеть свое нежелание действовать согласно моральным нормам. Основные требования к произвольному поведению предъявляются в ситуации морального выбора, где происходит борьба мотивов и побеждает один из них. В классе специально создаем проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учетом интересов и состояния сверстников. Например: Учитель вошел в класс и увидел у доски беспорядок: насыпан мел, дети продолжают увлеченно играть, а Катя Н., увидев недовольное лицо учителя, взяла веник и сказала: «Хоть это насорила не я, но я уберу». Далее с детьми проводится беседа, в ходе которой выясняются мотивы, побудившие девочку так поступить. Учитель подчеркивает, какая Катя внимательная, трудолюбивая девочка, обратила внимание на непорядок в классе и без подсказки учителя устранила его. Дети приводят примеры, когда они тоже оказывались в подобной ситуации и помогали бабушке-соседке, маме, товарищу. Учитель отмечает, что эти дети отзывчивые, внимательные, поступают как воспитанные люди, готовые прийти на помощь другим. Если бы все так поступали, то и жить нам было бы намного легче и лучше. Можно предложить и другие проблемные ситуации, после чего провести беседу. Например: «Ты обидел своего друга. Подойди и помирись с ним». Игра «Цветик – Семицветик» способствует развитию умения делать выбор, сотрудничать с окружающими. Срывая лепестки, дети загадывают желания. Если желание связано с удовлетворением личных потребностей, ребенок получает фишку одного цвета, если оно имеет общественное значение - другого цвета. Собрав в конце все фишки, мы определяем уровень нравственного развития группы. А с детьми после игры обсуждаем, какие желания понравились детям и почему. Слово остается ведущим средством в воспитании и выработке нравственных качеств. Ежедневно проводимые беседы помогают детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, войти в него уверенными в себе, умеющими общаться с окружающими и способными преодолеть трудности на своем пути. Важной предпосылкой нравственного здоровья школьников является общий психологический «климат» в классе и в школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ дает основание для утверждениия гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших школьников. Обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности, честности и справедливости, где каждый ребенок ощущает себя равноправным членом коллектива, благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников. В результате многолетней педагогической практики мы выработали основные принципы , следование которым позволяет создать благоприятную атмосферу в детском коллективе: 1.Расположить ребенка к воспитательному процессу, сделать его добровольным союзником, соратником в своем же воспитании, помочь ему полюбить знания, пристраститься к учебно – познавательной деятельности.
4 2. Общение – суть жизни людей. Главный метод гуманистического воспитания – доставлять ребенку радость общения с нами, радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха. 3.Характер взаимоотношений взрослых – это среда, в которой формируется личность человека будущего. Мы должны видеть себя в детях, жить их жизнью, чтобы помочь им стать взрослыми. Надо лелеять каждую частицу души ребенка. 4. Воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребенка, должен формировать у детей чувство заботы о товарищах, о близких, чувство собственного достоинства. 5. Надо создавать условия для развития и проявления всех способностей и дарований у каждого ребенка. 6. Воспитание - скрытый и длительный процесс, поэтому воспитателю надо проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных ситуациях. 7. Учителем должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением. 8. Надо решительно отказаться от методов, противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка, авторитарности и императивности. 9. Детей надо любить всем сердцем. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим учителем должно вселять в него радость и оптимизм. Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»,- гласит народная мудрость. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Поэтому важно учить родителей воспитанию детей. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Задача учителя – достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры,В создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующегося на общечеловеческие ценности. Мы считаем, что учителя ждет успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители твердо уверены, что их ребенок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим такой, какой он есть. Любовь родителей и учителя к ребенку должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, на умении Вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет; и высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Основа нашей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. Регулярное неформальное общение с семьями учащихся позволяет нам сформировать положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания и развития их детей, правильно определить причины и источники неблагополучия в семье, выбрать наиболее адекватные пути их решения. Классное родительское собрание является основной формой взаимодействия учителя и родителей. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной
5 работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач Мы решили несколько изменить традиционную форму проведения родительских собраний. К родительскому собранию на тему: «Дружба в детском коллективе» мы с детьми подготовили праздник «Давайте жить дружно!» Именно на этапе подготовки праздника осуществляется теснейшая взаимосвязь с учебной деятельностью: на уроках литературного чтения одна группа учащихся подбирала стихи, другая – рассказы, третья – пословицы на данную тему. На уроках по развитию речи писали сочинение на тему: «Мой лучший друг», провели классный час – диспут «Кого можно назвать настоящим другом». Учащиеся для родителей пели песни, читали стихи, вспоминали рассказы, мультфильмы о дружбе, вместе с родителями принимали участие в играх, конкурсах. Накануне праздника каждый ребенок обвел на цветной бумаге свою ладошку, вырезал ее и на обратной стороне написал пожелание своим одноклассникам, учителю и себе. Эти ладошки вложили в огромное сердце-кармашек и спрятали в классе, чтобы прочитать на выпускном вечере. На последующем классном часе обсудили вопросы: -Что получилось удачно? -Что не удалось? Почему? -Что надо учесть на будущее? В такой же форме проводили родительские собрания – праздники: «Воспитание доброты в семье» - «Да здравствует вежливость и доброта». «Трудовое воспитание в семье» - «Хлеб всей жизни голова». «Взаимоотношения в семье» и др. Работе с родителями мы придаем большое значение. Форма проведения родительских собраний различна, тематика актуальна: «Воспитание сознательной дисциплины», «Воспитание любви к природе», «Воспитание ненасилием в семье», «Моделирование воспитательной системы класса». О недостатках ребенка стараемся говорить тактично в индивидуальных беседах, не поучать родителей, а только советовать. Считаем, что всегда можно найти, за что сказать родителям «спасибо».-Один хорошо учится, другой любит трудиться, кто-то добр и внимателен, а кто-то неистощим на выдумки и. Такое общение с родителями дает свои плоды: родители не боятся , что им придется испытать неприятные минуты перед другими родителями, охотно приходят в школу пообщаться с учителем, посмотреть на своих детей, ознакомиться с результатами контрольных работ, посмотреть выставку тетрадей, рисунков, поделок. Сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя. Серьезное внимание уделяем культуре поведения, привитию этических норм и правил поведения, воспитанию чувства прекрасного. С этой целью, кроме бесед, экскурсий, классных часов, проводим в 3-4 классах внеурочные занятия по нравственному воспитанию. Реализации цели служат задачи: вооружить подрастающее поколение знаниями, умениями и навыками поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в гостях, на улице, в общественных местах); создание условий для установления контактов с окружающими, для сохранения естественности в общении, создание атмосферы доброжелательности и товарищеского взаимопонимания. Кроме того, в классе проводятся внеурочные занятия по основам православной культуры, что является хорошим подспорьем в системе воспитательной работы в детском коллективе. Раздел «Православная этика» включает в себя темы: «Любовь – венец всех человеческих добродетелей», «Совесть – голос Божий в душе человека», «Простить – исправить зло»,
6 «Доброе отношение к животным», «Ложь – это грех», «Трусость и жадность – пороки нашей души», «Мужество и щедрость», «Милосердие», «Зависть» и т. д. Основные понятия православной этики благодатным зерном падают в восприимчивую детскую душу. Например, на занятии по теме «Добрые и злые поступки человека» говорилось о состоянии души человека, когда он совершает добрые и злые дела. Если человек совершает доброе дело, тогда на душе у него радостно, светло, совесть спокойна и чиста. Все люди вокруг кажутся добрыми и милыми, всем хочется сказать добрые и ласковые слова. Но, к сожалению, случаются не только добрые, но и злые поступки, что является причиной резкого изменения состояния души. В конце занятия ребята пришли к выводу: чтобы не было зла на Земле, каждый человек ежедневно должен становиться чуточку добрее. Каждый день перед сном надо подводить итог прожитому дню : какие добрые дела совершены за день. Как приятно было видеть, когда дети , услышав слова об окончании занятия, тут же проявили порыв души на добрые дела: Дима схватил корзину, чтобы вынести мусор, Сережа стал мыть доску, Ангелина - поливать цветы, несколько девочек – делать уборку в классе. Мы в очередной раз убеждаемся , что учитель начальных классов учит не только чтению, письму и счету, но и добру, милосердию честности, справедливости, щедрости и т.п. Из всего сказанного следует, что за нравственным развитием учащихся надо следить так же тщательно, как следят за их успехами в чтении, письме, математике. Учителя начальных классов взращивают своих учеников, как заботливый садовник выращивает свои любимые цветы, помогает им из хрупких и трепетных ростков стать упругими и крепкими, не утратив при этом душевной щедрости, способности дарить радость окружающим. Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное накопление детьми положительного нравственного опыта. Душевные богатство учащихся начальных классов множатся через душевное богатство учителя, так как дети данной возрастной группы во всем стремятся подражать и копировать своего педагога. Такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание, проявляются в личности младшего школьника через отношения учителя и ученика и остаются на всю жизнь. Главное качество учителя начальной школы – это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребенком. А главное дело учителя – целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души, раскрывая его способности, помогая ему стать личностью и соответствовать общечеловеческим моральным принципам. Используемая литература: 1.Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2009. 2. А.С.Макаренко. Беседы для родителей.
В раздел начальное образование