"Нравственное воспитание младших школьников во внеурочное время"
статья
Автор: Салишева Галина Павловна, учитель начальных классов и воспитатель ДОУ, МБДОУ детский сад "Радуга"д. Каргино, РБ, Мишкинский район, д.Каргино
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочное время
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» Для усвоения нравственного образца необходимо ставить младшего школьника в ситуации практического совершения реальных нравственных поступков. Эти ситуации должны быть значимы для ребенка, в противном случае они не будут производить на него должного воздействия, хотя он и будет совершать соответствующие поступки. Организацией практики общественного поведения не ограничивается процесс нравственного воспитания. Возникшие в опыте ребенка чувства и привычки могут остаться недостаточно им осознанными. Поэтому необходима специальная работа с детьми над усвоением ими нравственных знаний, формированием у них нравственных представлений и понятий. Однако при этом следует иметь в виду, что усвоенные ребенком моральные знания не должны опережать его нравственный опыт. Знания, не опирающиеся на нравственные чувства и привычки, ещё легче могут приобрести формальный характер, чем внешне усвоенное поведение. В основе нравственного воспитания процесс усвоения индивидом моральных норм и принципов, выработанных обществом, суть их заключается в том, что они выражают нужды других людей, нужды общества. Действия, поступки, направленные на внешнее соблюдение моральных норм, но побуждаемые не интересами общества, а какими-либо иными мотивами, по самой логике морали не могут расценены как нравственные. Нами была проведена экспериментальное исследование педагогических условий нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время. Целью экспериментального исследования является нравственное воспитание младших школьников во внеурочное время. Задачи исследования:
1. Выявить уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников. 2. Разработать педагогические рекомендации по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочное время. В исследовании принимали участие 20 человек. Методы исследования. В результате наблюдения было установлено следующее: 1) проявляют отзывчивость – 10% детей, сопереживание - 10% детей, не знают норму 45% и 30% детей соответственно. 2) самостоятельно извиняются (без требования педагога) за неправильные поступки – 10% детей, 3) здороваются с учителем класса и педагогами школы (в большинстве случаев) – 10% детей, здороваются только с учителем класса – 55 % детей, не здоровается (здоровается только после напоминаний) – 32 % детей; 4) помогают во всем педагогу по его просьбе (и сами предлагают свою помощь) – 45 % детей. 5) дружно играют, делятся ручками, ластиком, листами – 5% детей, делятся только с лучшими друзьями – 30 % детей. Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать следующий вывод: данные диагностики показывают, что знания у младших школьников о нравственных нормах сформированы не у всех детей, но даже их наличие не всегда обеспечивает нравственное поведение. Именно поэтому необходима дальнейшая работа по формированию нравственных представлений и поступков младших школьников. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жесткость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить детей от мира жестокости и грубости, познакомить учащихся с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Процесс нравственного воспитания младших школьников происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Задачи нравственного воспитания можно сформулировать следующим образом: - осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма; - развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям; - выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям; - формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия; - формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным; - формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; - формирование навыков культуры поведения и др. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников надо учитывать их возрастные и психологические особенности: склонность к игре, невозможность долго заниматься монотонной деятельностью, недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом, нравственность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.
В раздел начальное образование