"Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща".
конспект урока по русскому языку для 2 класса по программе "Школа 2100" с презентацией
Автор: Габидуллина Раушания Рашитовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №4 им. Тикеева Д. С. муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, село Иглино
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Тема: Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща. Цели деятельности учителя: способствовать формированию интереса к русскому языку, «живому» слову; создать условия для наблюдения за написанием буквосочетаний ча-ща, развития умения видеть изучаемую орфограмму и графически обозначить её. Планируемые результаты образования: Предметные: видят «опасные места» в словах, изученные орфограммы; ставят ударение, различают ударный и безударный слоги; находят корень в группе однокоренных слов. Личностные: понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: называют последовательность простых знакомых действий, находят пропущенное действие в известной им последовательности. Коммуникативные: слушают и понимают речь других. Оборудование: 1) рисунки с изображением волка, зайца, галки. 2) солнце, солнце за тучкой, тучка. 3) карточки для оценивания красный, жёлтый, зелёный цвет. 4) лист с заданием для каждого ученика (волк, заяц, галка) 5) задания для пары ( коровы, сороки…) 6) закладки для каждого ученика. План урока. 1. Мотивация к учебной деятельности ( организационный момент). Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Эмоциональный настрой.У вас на партах сигнальные карточки. Поднимите ту карточку, с каким настроем вы приступаете к работе на уроке? - Хорошо, настрой у вас хороший, приступаем к делу. - Сели все правильно, открыли тетради, написали число 12 февраля. Классная работа. - А какие буквы мы будем писать на минутке чистописания вы узнаете, послушав стихотворения. В Чайной Чайка с Черепашкой Чаевали Чаем с Чашки. ЧайниЧек – для Черепашки, Чёрный Чай для Чайки в Чашке! ( Повторяется звук (Ч)) Как леЩи Щавель Щипали, Щуку Щами угоЩали, Чтобы Щука после Щей ЗаЩиЩала бы леЩей. - Прежде чем начать писать разомнём наши пальчики. Утром пальчики проснулись. Потянулись И встряхнулись Крепко-крепко обнялись, За работу принялись. Налепили куличей, Стали звать к себе гостей, Заиграли на рояле И весь день протанцевали. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Слайд 1.
Кувш_н, пруж_на, ч_шка, рощ_, ош_бка, свеч_, снеж_нка, пищ_.
-Прочитайте слова. ( Читает 1 ученик) На сколько групп по орфограммам их можно разделить? Почему? (Можно разделить на 2 группы) Слова с буквосочетаниями жи-ши и ча-ща. -Выпишите в столбик со строчной буквы только слова с буквосочетаниями жи-ши. Обозначьте орфограмму.
Дети выписывают. Прочитайте слова, которые выписали, сформулируйте орфограмму. 3. Постановка учебной задачи. - Скажите, все ли слова выписали? Прочитайте те слова, которые остались. Какая орфограмма объединяет эти слова? Запишите слова 2-ой группы во второй столбик, обозначьте орфограмму. Прочитайте слова 2-го столбика, сформулируйте орфограмму. -Сформулируйте сами цель урока по словам второго столбика. Что мы сегодня будем делать на уроке? Слайд 2. Физминутка. 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения). 1) Работа с правилом (с. 115). - Откройте учебники на стр. 115 -Найдите правило в рамочке. - Прочитайте правило друг другу в парах. - Скажите первую часть. (В буквосочетаниях
ча-ща
после
ч
и
щ
пишется буква
а
.) - Какая орфограмма? («Написание буквы
а
после
ч
и
щ
»). 5. Первичное закрепление. Упр. 169 (с. 115) Материал для наблюдения. (Развитие предметных умений. Общаются и взаимодействуют с разными людьми: владеют устной и письменной речью, понимают других, договариваются. Сотрудничают друг с другом). - Прочитаем слова по «цепочке». - Что общего во всех словах? - На какие группы можно разделить слова? ( На 4 группы - у них общий корень, они однокоренные слова). - В какой группе однокоренных слов ударение падает на ча-ща? (Чаша, чашка, чашечка). ( Прощай, прощание) -Запишите первую группу. Что общего между словами этой группы? (У них общий корень, они однокоренные.) - Выделите корень и обозначьте
орфограмму ча
. Дети работают в тетрадях. Слайд 3.
- Проверьте по слайду, правильно ли вы сделали, исправьте ошибки. -Когда я произношу слова
частица, частичка
после
ч
что вы слышите? ( Слышим и). - Когда после
ч
и
щ
стоит безударный гласный, прежде чем применить правило, нужно проверить ударением. Часть, частица, частичка. - Какое из этих трёх слов является проверочным для оставшихся двух? - Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемые, обозначьте орфограмму. Один ученик работает у доски. Дети списывают образец с доски. - Какие слова ещё остались? - В каком слове в оставшейся группе слов гласный после
щ
ударный? (В слове
площадка
). - Сделаем вывод по нашим наблюдениям. Прежде чем применить правило ча-ща пишем с а, в безударном положении надо подобрать однокоренное слово, чтобы ударение падало на ча-ща. 6. Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите орфограммы. Работаем в паре. Пишем прямо на листочках. Один записывает другой говорит. Коровы __________ . Сороки ____________. Мыши ____________. Медведи ___________. Петухи __________. Дятлы ___________. Слова для справок: пищат, трещат, мычат, кричат, стучат, рычат. - Проверим предложения, говорите какая орфограмма. 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). - Какое правило повторяли на уроке? - Для чего нужно знать это правило? 8. А теперь оценим свою работу на уроке. - Кто запомнил орфограмму и сможет использовать правило поднимите солнышко. - Если у вас остались вопросы, что-то не получилось- солнышко за облачком. - Теперь открыли дневники, запишем домашнее задание. Слайд 4. Домашнее задание: 1) с.115 упр. 170
2) написать пословицу с буквосочетаниями ча-ща. - За вашу работу на уроке я бы хотела подарить вам закладки с правилом на ча-ща, чтобы вы хорошо запомнили эту орфограмму.
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ЧА и ЩА.
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча –
Все слова на ЧА и ЩА.
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквой А писать!
В раздел начальное образование