Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Психологическое здоровье школьника"

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Лебедь Татьяна Павловна, учитель начальных классов,социальный педагог, МБОУ(Призначенская СОШ), Белгородская область, Прохоровский район с. Призначное



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Лебедь Т.П.
Белгородская обл., п.Прохоровка, МБОУ(Призначенская СОШ) Одной из актуальных проблем практической педагогической психологии и пси- хологии развития личности является проблема психологического здоровья школьников и условий его сохранения. Актуальность исследования проблемы психологического здоровья школьников определяется тем, что современный этап развития системы обра- зования характеризуется, с одной стороны, гуманизацией ее ценностно-смысловых ориентаций, целей, форм и методов, с другой, – поиском путей сближения гуманисти- ческой и нормативной педагогики, предметного и диалогического подходов к образо- ванию. Какие бы изменения ни происходили в системе образования, их целью является развитие личности школьников и качество жизни всех субъектов образовательного процесса. Именно поэтому особую актуальность исследуемая проблема приобретает в рамках модернизации образования. Анализ литературы показывает, что проблема психического и психологического здоровья человека всегда привлекала внимание представителей разных отраслей науки и практики. В то же время недостаточная концептуальная разработанность проблемы психологического здоровья, отсутствие единого понимания сущности, структуры и критериев данного феномена, четкого разграничения понятий психического и психоло- гического здоровья и выделения предмета собственно психологического исследования не дают ответа на многие вопросы педагогической практики. В последнее время в психологии наблюдается повышенный интерес к исследо- ванию проблемы самореализации личности. Обусловлено это, во-первых, недостаточ- ной разработанностью психологических аспектов проблемы самореализации личности (в сравнении с философскими и педагогическими); во-вторых, необходимостью каче- ственно нового подхода к решению проблемы развития и использования внутреннего потенциала личности и, в-третьих, пониманием и в теории и на практике определяю- щей роли самореализации не только в деятельности, но и, в целом, в жизни человека. Следует отметить, что феномен самореализации личности, являясь в основном предметом общепсихологических исследований, все больше привлекает к себе внима- ние исследователей в области психологии развития, детской и педагогической психоло- гии. Связано это с тем, что понять природу, раскрыть ее механизмы и условия самореа-
2 лизации невозможно вне психоисторического анализа данного феномена как на уровне филогенеза, так и на уровне отногенеза. Самореализация как способ бытия человека теснейшим образом связана с конкретной социальной ситуацией. Так как основной сферой жизнедеятельности школьника выступает образование, то закономерно возникает необходимость введения интегрального показателя, характе- ризующего и состояние учебной деятельности и самочувствие каждого школьника. В качестве такого показателя, с нашей точки зрения, и выступает самореализация лично- сти школьника, поскольку она отражает не только продуктивность учебной деятельно- сти, но и удовлетворенность школьника процессом и результатом обучения. Продук- тивность и удовлетворенность, будучи условиями полноценного существования (Э. Фромм) и положительного самочувствия, позволяют рассматривать самореализацию школьника в учебной деятельности как условие его психологического здоровья. В нашем исследовании психологическое здоровье изучалось в контексте психо- логического обеспечения педагогического процесса. С этой точки зрения оно рассмат- ривается как способ бытия всех субъектов образовательного пространства, непосред- ственно связанный с состоянием их психологической культуры. В связи с этим в рам- ках исследования актуальным является вопрос о том, для чего нужна самореализация школьнику, каким целям она служит, какие функции выполняет, в каком отношении к психологическому здоровью школьников она находится и какие психолого- педагогические условия необходимы для того, чтобы самореализация благоприятство- вала сбережению, а не разрушению психологического здоровья школьников. В ходе исследования выявлены закономерные связи самореализации школьни- ков в учебной деятельности с состоянием их психологического здоровья. Установлено, что учащиеся, для которых ведущей жизненной стратегией является стремление к са- мореализации в учебной деятельности, характеризуются наличием позитивного (сано- генного) мышления, необходимой органической составляющей которого являются по- ложительные, жизнеутверждающие переживания, проявляющиеся, прежде всего, в сфере эмоций и чувств. Позитивное мышление, обеспечивая продуктивность, успеш- ность и конструктивность решения учащимися учебно-познавательных задач, с одной стороны, выступает механизмом развития потребности и способности учащихся к са- мореализации, с другой, свидетельствует о психологическом здоровье. Самореализация школьников в учебной деятельности способствует изменениям и в их эмоциональной сфере. В частности, учащиеся, стремящиеся к самореализации, способны преодолевать такие эмоциональные барьеры, как барьер страха в отношениях
3 с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх ситуации про- верки знаний, что свидетельствует об оптимальном состоянии тревожности. Развитие позитивного мышления, снижение тревожности, актуализация потреб- ности в достижении успеха и самореализации способствует тому, что учащиеся и в сложных, фрустрирующих учебных ситуациях способны вместе с учителем реализовы- вать такие принципы организации учебной деятельности как принцип самоорганиза- ции, принцип самодеятельности и принцип ответственности [1]. Исследование связи самореализации школьника в учебной деятельности с со- стоянием его психологического здоровья позволило выявить противоречия, лежащие в основе процесса самореализации, механизмы их разрешения в учебной деятельности, а также закономерности, обеспечивающие развитие у учащихся потребности и способно- сти к самореализации в учебной деятельности[4]. В исследовании установлено, что, во- первых, самореализация школьника в учебной деятельности может выполнять функ- цию условия психологического здоровья, если учителем в учебном процессе создаются условия для формирования психологической по своей сути культуры самореализации. Культура самореализации школьника в учебном процессе предполагает обнаружение им интеллектуальных и эмоциональных барьеров и поиск путей для их преодоления. Роль учителя в развитии у школьников культуры самореализации заключается в созда- нии барьеров самореализации и условий для их преодоления школьниками в процессе решения учебно-познавательных задач. Во-вторых, формирование культуры самореа- лизации сопряжено с состоянием и развитием психологической культуры личности и ученика, и учителя. Психологическая культура выступает универсальным средством самореализации, это инструмент, с помощью которого личность самореализуется. Бу- дучи универсальным средством самореализации, психологическая культура выражает технологию процесса самоосуществления личности. Психологическая культура, как показало исследование, является связующим звеном между самореализацией личности школьника в учебной деятельности и его психологическим здоровьем. Будучи инструментом самореализации, психологическая культура сопряжена с психологическим здоровьем, являясь результатом внутренней работы по преодолению личностью неаутентичных компонентов собственного внут- реннего мира. При этом психологически культурный, а значит, и психологически здо- ровый учитель способен не только к творческой самореализации, но и, главное, к кон- струированию здоровье сберегающих психолого-педагогических технологий, направ- ленных на создание условий для самореализации школьников[3].
4 Список литературы: 1. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпо- сылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет. // Вопросы психологии - № 2. - 2013. 2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.–М.,2011.–С.129 3. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Ра- звитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: 2005. 4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования млад- шего школьного возраста. Для школьных психологов. – Томск: Пеленг, 2003. – 69 с.


В раздел начальное образование