"Пути преодоления трудностей в период адаптации первоклассников"
доклад
Автор: Сухинина Лариса Анатольевна, учитель начальных классов, МКОУ Кармаклинская СОШ, Д. Кармакла, Барабинский район, Новосибирская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Для первоклассни- ков изменилось социальное окружение и система деятельности. Ситуация новиз- ны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год стано- вится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке ста- новится проблематичной. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ре- бенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естествен- ный процесс адаптации более интенсивным.Каковы же задачи адаптационного периода
для первоклассников: — помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать раз- личие: школьник — не школьник); — ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии; — научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости); Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное со- трудничество с родителями. Необходимо подготовить родителей к новой роли - родителя школьника. Для этого я провожу родительское собрание еще до начало учебного года, на котором знакомлю их с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; провожу анкетирование, которое помогает мне больше узнать ребёнка и подобрать к нему свой “ключик и даю советы, чтобы они под- держивали в ребёнке его стремление стать школьником, потому что он должен видеть и чувствовать заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отно- шение к его первым достижениям. Важно поддерживать первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно нужно найти то, за что его можно похвалить. Обсудить с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Составить распорядок дня и следить за его соблюдением. Помнить, что ребёнок имеет право на ошибку. Если что-то беспокоит родителей в поведении ребёнка, его учебных делах, то чтобы не стеснялись обращаться за советом к учителю. И главное договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требо- ваниях, продиктованных школьными правилами. Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть.
Что можно сделать учителю, чтобы помочь ребятам преодолеть эти трудности? снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе; познакомить детей друг с другом познакомить ребят со школой, с режимом дня в школе; познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому
на первом этапе
адаптационного периода, который длит- ся примерно неделю, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить де- тей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества. Работая
на втором этапе
над режимом дня школьника, ребята вспомина- ют, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В ре- зультате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что — помога- ет стать настоящими школьниками. На
третьем этапе
учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, ин- терес и др.) и способы, как всего это можно достичь.
Четвертый этап
адаптационного периода первоклассников посвящен кон- тролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учи- тель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассников, ока- зывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети, и какие правила школьной жизни помо- гают им справиться с заданиями. На
заключительном этапе
ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, рас- пределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период пер- воклассников праздником «Посвящение в ученики». И подведем итог некоторыми выдержками из литературы по ФГОС Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе Самый важный результат такой помощи – это восстановить у ребёнка положи- тельное отношение к повседневной школьной деятельности. Когда школа прино- сит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, тогда школа не является проблемой. Соблюдение режима Ребёнку необходима моральная и эмоциональная поддержка (поменьше ругать, побольше не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает) Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с достижением других. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим; отмечать его, пусть даже самые маленькие успехи.
Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Ребёнку необходимо показать, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще просто как собственное дитя.
В раздел начальное образование