Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Исследовательская работа в начальной школе".

статья

Автор: Люкшина Светлана Борисовна, учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия 152", г.Казань



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность, которая ставит учащихся начальной школы в позицию первооткрывателей, искателей истины. Именно в начальной школе закладывается фундамент знаний ,умений и навыков активной ,творческой самостоятельной деятельности учащихся, приѐмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа. Чтобы работать в данном направлении, необходимо определить его цель и задачи. Цель работы- развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника. Задачи: необходимо обучать младших школьников проведению учебных исследований, развивать творческую исследовательскую активность детей. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. 1.Выбор темы. 2.Постановка цели и задачи. 3.Гепотиза исследования. 4.Организация исследования. 5. Подготовка к защите и защита работы. Главная задача учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребѐнка. Уже с первого класса необходимо вовлекать учеников в мини-исследования. Работа по программе "Перспектива" предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Исследовательская деятельность даѐт возможность работать детям с книгой, журналом в сети Интернет. Найденный материал необходимо просмотреть вместе с учителем. Готовое исследование (проект) оформляется, и ребѐнок готовится к выступлению. Каждый проект должен быть доведѐн до успешного завершения и оставить у ученика чувство гордости за полученный результат. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Организация исследования включает в себя следующие этапы: 1.Подумать самостоятельно : Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать при этом? Какие выводы я смогу сделать из того, что мне уже известно ? 2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. 3.Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера. 4.Спросить у других людей. Запиши то необычное, что узнал от других людей. 5.Понаблюдать. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
6. Провести эксперимент. Запиши план и результаты эксперимента. Проекты могут быть и во внеклассной работе. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные , групповые и коллективные). Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только одноклассники, но и родители, очень помогает мультимедийное (презентация) сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ученика. Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах становится необходимой, поскольку захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Список литературы 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998.2. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии» - Ростов-н/Д: Изда-тельство «Феникс», 2007 г.


В раздел начальное образование