Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Ударные и безударные гласные".

методическая разработка урока русского языка.

Автор: Банщикова Любовь Викторовна, учитель начальных классов, МКС(К)ОУ С(К)ОШ №92, город Ижевск



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Урок русского языка в 4 классе школы 8 вида.

Тема «Ударные и безударные гласные».

Цели:
-закрепить умение находить ударные и безударные гласные; -углубить понятие, что ударные гласные произносятся и пишутся одинаково; -способствовать развитию зрительно-слуховой памяти, слухового восприятия, коррекции мышления на основе упражнения. -воспитывать эмоциональную адекватность поведения. - прививать любовь к сказкам, воспитывать доброту и отзывчивость.
Оборудование:
предметные картинки.
Ход урока:

Орг.момент.
Учитель: Встали мы у парт все ровно, Всё отлично? Все здоровы? (ответы детей). Тихо сели, спинки прямо. Глазки смотрят на меня. Мы начнём урок, друзья! Ребята, а какой у нас сейчас урок? (ответы детей). Правильно урок русского языка, а так как на этом уроке нужно много писать, для начала мы с вами разомнём наши пальчики.
Тренинг для фаланг пальцев «Сорока».
Тут сорока прилетала «клювик» правой рукой. Угощать всех кашей стала кулачок левойрукой. Кушай, крошка, массаж мизинца И Алёшка, массаж безым.пальца И Антошка, массаж ср.пальца И Серёжка, массаж УК.пальца И для старшего немножко массаж большого пальца
Кашу пальчики поели «тарелочки» Заплясали и запели. «фонарики». (То же сделать для другой руки.) Вы любите путешествовать, ребята?
Постановка задачи урока
Учитель: — Сегодня мы отправляемся в сказку. — Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать учиться писать слова с ударными и безударными гласными и подбирать проверочные слова. Подарите друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. — Что за сказка ждёт нас в гости? Угадайте!
Отгадайте загадку
Вы знаете девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг — только грязь и зола. А звали красавицу (Ответ: Золушка) Учитель: — С какой буквы начинается слово Золушка? — Почему это слово надо писать с заглавной буквы?
Минутка чистописания.
Давайте напишем по образцу букву З и слово Золушка. Внимание на доску. Сначала проследим за правильным написанием буквы З заглавной, затем з строчной и словом Золушка. Обратите внимание на соединение букв в слове.
Словарная работа
Учитель:
Чтобы нам попасть в сказку необходимо пройти по тропинке словарных слов , ответить на вопросы, поставить ударение в каждом слове, подчеркнуть безударные гласные.
Аптека, берег, билет, Россия, здоровье, деревня.
(Работа у доски и в тетрадях). Учитель: -какие слова написали с большой буквы, почему? (ответы детей). При написании уч-ся комментируют: би-лет – ударная гласная е, безударная –и. Вот по тропинке мы пошли. Учитель: Что надо сделать, чтобы гласная, которая слышится неясно, нечётко, стала слышаться яснее? Давайте вместе прочитаем и запомним стих-е. Учитель: Вот мы и прошли по тропинке словарных слов и оказались в сказке. Вспомним начало сказки. Отец женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал.У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.
Бедную Золушку заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень - своих сестриц. И вот как-то раз сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми. Золушка тоже очень хотела поехать на этот бал и она сказала об этом мачехе. «Хорошо, ты поедешь, если выполнишь моё задание»- сказала мачеха.. И дала Золушке такое задание с которым она без вашей помощи ну никак не может справиться. Мачеха оставила ей много разных продуктов, лежащих на огромном столе и заставила их разложить на 3 полки в шкафу. На первую полку— слова с ударением на первый слог, на вторую — слова с ударением на второй слог, а на третью– на 3 слог. У нас с вами вместо полок будет вот такая таблица.(Каждому ребёнку раздаём листочки с такой таблицей, дети самостоятельно «раскладывают» продукты «по полочкам».)
Слова для работы
: рис, гречка, пшено, земляника, горох, пшеница, овёс, кукуруза, Молодцы, ребята, справились с заданием, помогли Золушке. Но мачеха была злая и коварная и уехала на бал без Золушки, захватив только своих дочерей. Но вы же помните сказку? Кто помог отправиться Золушке на бал? Конечно крёстная фея. Решила она помочь Золушке, да и здесь препятствие: не пускают её слова с безударными гласными на огород за тыквой для кареты, давайте поможем Золушке, вставим пропущенные буквы в слова А давайте ещё раз вспомним, что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную? Правильно, надо подобрать проверочное слово. Задание (стр.80, упр.14). Аксенова А.К. Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. VIII вид). Ай-да мы молодцы! Опять помогли Золушке. Устала Золушка и пошла на речку отдохнуть, (картинка с изображением реки) давайте и мы вместе с ней немножко отдохнём, да наши пальчики разомнём.
Пальчиковая игра «Рыбки».
5 маленьких рыбок играли в реке («лодочка» руками) Лежало большое бревно на песке (руки прижать друг к другу и переворачивать с боку на бок). И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (рыбка «ныряет») Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозит пальцем)
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (руки сложить под щёчку, спим). 4-я стала чуть-чуть замерзать (дрожь). А 5-я крикнула: «Здесь крокодил!» («пасть крокодила»). Плывите скорее, чтоб не проглотил! («лодочка» , уплывает, прячется). Учитель: Ну вот уже и карета готова, и кучер, и лошади. Но у Золушки нет туфелек. И опять нам с вами придётся ей помочь. Паж приготовил Золушке туфли, но спрятал их, а где найти туфельки мы узнаем из записки. (Читаем записку, написанную на обратной стороне доски). Но что это, ребята? Правильно ли написана записка? Нет, он допустил много ошибок, вот поэтому Золушка и не может найти туфельки. Давайте исправим ошибки. «Ищи туфелки на бирегу рики». (дети исправляют ошибки, комментируя какую букву надо исправить и почему). Вот и нашла Золушка свои туфельки. Теперь она готова отправиться на бал.
VIII Домашнее задание
Ребята, Пажу так понравилось как вы помогли Золушке, что он попросил меня передать вам домашнее задание, каждому из вас он приготовил листочек , где написаны слова с пропущенными орфограммами (разбор д. з ).


(
Над каждой туфелькой написать слова с пропущенными буквами: ска…ка, мач…ха, с…стра, з…рно, ч…сы, плат…е, з…ла, к…рета, дв…рец,туфел…ка), дети должны вставить пропущенные буквы и раскрасить туфельки, найдя среди них одинаковые).
IX.Итог урока

Рефлексия.
— Вот мы и помогли Золушке. Понравился вам сегодняшний урок? Что мы делали на уроке? Какие правила повторили? Ребята, а у меня есть волшебная палитра, сейчас каждый из вас подойдёт, выберет цвет по своему настроению и украсит платье Золушки, чтобы она ещё более нарядная отправилась на бал.
Оценка.
-Сегодня на уроке мы помогая Золушке повторили очень много правил. Какие? (ответы детей). Я очень рада, что мы помогли нашей героине, вы все очень старались, молодцы. На этом наш урок закончен.


В раздел начальное образование