"Гиперактивный ребенок в школе"
"Что такое гиперактивность?"
Автор: Акшина Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №45, город Пенза, Пензенская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Занятие с педагогами начальных классов «Работа педагога с «особым» ребёнком в
учебной и внеучебной деятельности».
1.
Приветствие.
Каждый участник произносит фразу» «
Добрый день. От этого
занятия я жду…
» продолжая её по своему усмотрению. (3 минуты) 2. Теоретический блок «
Что такое гиперактивность
». Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок (или занятие в детском саду), вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания к ребёнку. Такой термин применяют к детям, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и не управляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Именно поэтому и врачам и родителям бывает трудно определить, проявляет ли ребёнок признаки гиперактивности – что требует принятия своевременных мер – либо же ребёнок совершенно нормален. Существуют разные степени гиперактивности: у одних малышей это проходит в мягкой форме, у других имеет самые острые проявления. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.
Гиперактивность
проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движегниями, которых ребёнок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк.
Нарушения внимания
могут проявляться в трудностях, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумение слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребёнка связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность
выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и починяться правилами ждать, часто повышают голос, часто меняется настроение. В конце раздаётся анкета «Признаки импульсивности». Характерной чертой умственной деятельностью гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5 – 15 минут, затем 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребёнок готов к работе в течение 5 – 15 минут. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счёта. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект
таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одарённые. Анализ возрастной динамики показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5 – 10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12 – 15 лет. Среди мальчиков 7 – 12 лет признаки синдрома диагностируются чаще, чем среди девочек. Причины гиперактивности детей: Органические поражения центральной нервной системы. Генетические причины. Или наследственная. Неблагоприятно протекающая беременность. Неблагоприятные роды. Патология родов. Инфекции и интоксикации первых лет жизни ребёнка. Если родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Благоприобретённая гиперактивность. Неправильное воспитание (чрезмерная требовательность или чрезмерная опека). (5 минут).
3.
Практическое задание «
Портрет гиперактивного ребёнка
». Участники делятся на две подгруппы. Первой группе выдаётся карточка, на которой перечислены характерные особенности поведения ребёнка. Участники подгруппы выбирают те из них, которые свойственны гиперактивным детям. Они могут сами дополнить этот список. Таким образом составляется портрет гиперактивного ребёнка. Второй подгруппе предлагается лист бумаги (формат А3) и гуашь с кисточками. Они должны попробовать нарисовать портрет гиперактивного ребёнка. (5 минут на составление и 5 минут на зачитывание).
4.
Теоретический блок «
Как выявить гиперактивного ребёнка в группе
». Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днём проявляются признаки гипиперактивности, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинский работник, учитель музыки) должны вести за ним целенаправленное наблюдение. Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребёнка обратиться к детскому невропатологу. Есть критерии, которые помогают педагогу в своей практической работе выявить гиперактивного ребёнка в группе. Эти критерии вы видите на экране. И я даю вам памятку, которую вы сможете использовать в своей работе. Теоретический блок «
Как помочь гиперактивному ребёнку
». Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы учитель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила и «секретные знаки», которые учитель будет использовать всякий раз, когда ребёнок отвлекается и выключается из работы. Для таких детей, по возможности, необходимо выбрать оптимальное место в классе – в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребёнку, должны быть чёткими и краткими (не более 10 слов). Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определённые интервалы. Если ученику необходимо выполнить объёмное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы. Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите,
чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом. Школьный урок продолжается 40—45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке. (5 минут).
5.
Практический блок. «
Приёмы саморегуляции
». Существуют различные способы и приёмы саморегуляции. Американсикй психолог Аргайл называет следующие занятия, которые приносят людям хорошее настроение и способствуют полноценному душевному отдыху: пребывание в кругу друзей, занятия спортом, прослушивание хорошей музыки, общение с детьми, хороший сон, возможность дышать свежим воздухом. А сейчас я предлагаю сделать упражнение, которое позволяет избавиться от плохого настроения. Его вы можете самостоятельно применять в те моменты, когда у вас плохое настроение. Упражнение «Настроение». Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Вспомните, пожалуйста, неприятную ситуацию, которая произошла с вами ни так давно, вспомните те чувства, которые вы в тот момент испытывали. Расслаблено, левой рукой, нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом, полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите своё грустное настроение на бумагу. Закончим рисунок. А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5 – 7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны. После этого, ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите в урну. ( 6 минут).
6.
Теоретический блок
«Игровые приёмы работы с гиперактивными детьми
». Гиперактивные школьники испытывают дефицит двигательной самореализации. Школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А дома — вновь замечания, ограничения. У импульсивных детей часто наблюдаются и мышечные зажимы, и непроизвольные,
навязчивые движения. Таким детям не давать двигаться — это все равно что запрещать дышать. Вот и возникают внутренние, личностные или внешние, межличностные конфликты. Это иногда приводит к психосоматическим проблемам у ребенка, к «уходу в болезнь». Однако есть и позитивный выход из данной ситуации. Если потребность в движении существует, то ее можно реализовать организованно. Всем известные физминутки на уроках позволяют школьникам подвигаться. Совсем было бы хорошо, если бы учителя про них не забывали. А то типична ситуация: план урока не выполняется, многое еще надо успеть сделать, и физминутка выпадает, исчезает. Такой «игровой минуткой» мы можем начать урок, если дети перевозбудились на перемене или пришли с урока физкультуры. И, конечно, в данной ситуации она должна быть спокойной. Если идет урок с повышенной интеллектуальной нагрузкой (например, контрольная работа), то можно выбрать комбинированный вариант (подвижная и спокойная игра) в середине урока или при возникновении первых признаков усталости у детей. Существуют различные виды игр, которые можно применять с детьми. Это игры для развития внимания, игры для релаксации, игры, развивающие навыки волевой регуляции, коммуникативные игры. Игры могут быть подвижные, спокойные, за партами, игры – релаксация. Игры могут быть направлены на тренировку одной функции, на тренировку двух и трёх функций.
9
. Участники делятся на две группы, каждая из которых составляет обращение от имени гиперактивных детей к родителям, учителям, с товарищам. По окончании работа зачитываются все два письма.
10.
Прощание с участниками. Что узнали нового, что ещё хотели бы узнать.
ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ РЕБЕНКА
1. Всегда находит быстрый (необязательно верный) ответ, когда о чем-то спрашивают. 2. У него часто меняется настроение. 3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя. 4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро. 5. Обидчив, но не злопамятен. 6. Часто чувствуется, что ему все надоело. 7. Быстро, не колеблясь, принимает решения. 8. Может решительно отказаться от еды, которую не любит. 9. Часто отвлекается на занятиях. 10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ. 11. Обычно уверен, что справится с любым заданием. 12. Может нагрубить родителям, воспитателю. 13. Временами кажется, что он переполнен энергией. 14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит. 15. Требует к себе внимания, не хочет ждать. 16. В играх не подчиняется общим правилам. 17. Горячится во время разговора, часто повышает голос. 18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой. 19. Любит организовывать и предводительствовать. 20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
излишне говорлив продуктивно работает по пооперационным картам отказывается от коллективной игры чрезмерно подвижен имеет высокие требования к себе не понимает чувств и переживаний других людей ощущает себя отверженным любит ритуалы имеет низкую самооценку часто ругается со взрослыми создает конфликтные ситуации отстает в развитии речи чрезмерно подозрителен вертится на месте совершает стереотипные механические движения контролирует свое поведение чрезмерно беспокоится по поводу каких- либо событий сваливает вину на других беспокоен в движениях имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли... часто спорит со взрослыми суетлив кажется отрешенным, безразличным к окружающему любит заниматься головоломками, мозаиками теряет контроль над собой отказывается выполнять просьбы импульсивен плохо ориентируется в пространстве часто дерется имеет отсутствующий взгляд часто предчувствует «плохое» самокритичен не может адекватно оценить свое поведение имеет мускульное напряжение увлекается коллекционированием имеет плохую координацию движений опасается новой деятельности часто специально раздражает взрослых задает много вопросов, но редко дожидается ответов робко здоровается годами играет в одну и ту же игру мало и беспокойно спит говорит о себе во втором и третьем лице толкает, ломает, рушит все кругом чувствует себя беспомощным задевает и роняет предметы завистлив, мстителен избегает прямых взглядов ведет себя однообразно раздражителен легко отвлекается часто страдает головными болями, спазмами винит других в своих ошибках стремится разозлить маму, воспитателя избегает общения со взрослыми боится потерять над собой контроль имеет хорошую механическую память думает, что он хуже других не хочет разлучаться с родителями имеет низкий уровень эмпатии неуклюж избегает общения с детьми часто сердится и отказывается что-либо делать
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В ГРУППЕ
ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ
имеет много незаконченных проектов непоследователен в поведении не может долго удерживать внимание не слышит, когда к нему обращаются с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его имеет трудности в организации поведения теряет вещи избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий часто бывает забывчив
ОЦЕНКА СВЕРХАКТИВНОСТИ
ерзает, как червяк беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо) спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве) находится в постоянном движении, «с мотором» очень говорлив
ОЦЕНКА ИМПУЛЬСИВНОСТИ
отвечает до того, как его спросят не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях часто вмешивается, прерывает говорящего плохо сосредоточивает внимание не может отложить вознаграждение не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий) Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.
СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО
РЕБЕНКА
01. Каковы особенности протекания беременности и родов у матери? 02. Каковы особенности раннего развития ребенка? 03. Является ли ребенок правшой или левшой? 04. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, к алкоголизму, к употреблению наркотиков? 05. Какова амплитуда настроений ребенка? 06. Трудно ли ребенку приступить к занятиям? 07. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)? 08. Нет ли склонности принижать свои успехи? 09. Трудно ли доводить до конца начатое? 10. Трудно ли справляться с гневом? 11. Легко ли отвлечь от выполнения задания? 12. Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы TV на другую? 13. Умеет ли следовать указаниям взрослых? 14. Легко ли приходит в состояние гнева? 15. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)? 16. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная? 17. Имеет ли привычку лгать? 18. Учится ниже своих способностей? 19. Является ли чрезмерно экспрессивным? 20. Характерна ли низкая переносимость огорчений? 21. Умеет ли планировать последствия своего поведения? 22. Каков уровень самооценки? 23. Каков уровень развития мелкой моторики? 24. Насколько хорошо развита координация движений? 25. Страдает ли нарушением сна? 26. Не является ли аллергиком? 27. Страдал ли кто-либо из членов семьи дефицитом внимания? 28. Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый? 29. Часто ли нарушает правила? 30. Часто ли проявляет беспокойство? 31. Характерна ли роль «клоуна» в группе? 32. Является ли полной семья? 33. Не было ли в семье усыновлений? 34. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие? 35. Какова очередность рождения данного ребенка в семье? 36. Трудно ли ему хранить секреты? 37. Нравится ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу? 38. Часто ли приходит в ярость? 39. Склонен ли к депрессиям? 40. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы? 41. Подчиняется ли правилам, инструкциям? 42. Трудно ли ему дожидаться своей очереди в игре, на занятиях? 43. Способен ли длительное время ждать вознаграждения? 44. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций? 45. Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи? 46. Есть ли в семье другие гиперактивные члены? 47. Как реагирует на замечания взрослых?
48. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке? 49. Теряет ли ребенок свои вещи? Рекомендации родителям гиперактивных детей. 1. Ежедневно родители ставят перед ребенком конкретную цель, которую он должен реализовать. Формулировка цели должна быть четкой и лаконичной. 2. Родителям необходимо заранее продумать поощрения, которыми будут стимулировать усилия ребенка по достижению поставленной цели. Они могут быть как моральными, так и материальными. 3. По истечении дня родители вместе с ребенком должны проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели. 4. Систематически родители фиксируют изменения в поведении и личности ребенка, описывая их в конкретных проявлениях, и сообщают о его достижениях врачу и/или психологу. 5. В случае достижения ребенка значительных изменений он должен обязательно получить обещанное родителями вознаграждение. Эта модель призвана помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, ее рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми.
1. Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи. 2. Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно. 3. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя. 4. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия. 5. На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом. 6. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения. 7. Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности. 8. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит. 9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны. 10. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям. 11. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми.
1. Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи. 2. Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно. 3. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя. 4. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия. 5. На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом. 6. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения. 7. Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности. 8. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит. 9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны. 10. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
11. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.
Игровые приёмы работы с гиперактивными детьми.
«Лови - не лови»
Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в "Съедобное - несъедобное". Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться "Мебель - не мебель". Аналогично можно играть в такие варианты, как "Рыба - не рыба", "Транспорт - не транспорт", "Летает - не летает" и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!
"Зоркий Глаз"
Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.
"Прикосновение"
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке. Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.
2. "Шалтай-Болтай"
Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой. Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение: Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.
Молчу - шепчу - кричу"
Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы
ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
"Час тишины" и "час можно"
Эта игра дает возможность ребенку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми "час тишины". Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет "час тишины". В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит "час можно", когда ему будет позволено делать все, что угодно. Пообещайте не одергивать ребенка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.
"Ожившие игрушки"
Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом игра будет окончена.
«Запрещённое движение»
Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку они повторяют ритмичные движения, которые показывает учитель. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры. Существует такой вариант этой игры: ведущий называет вслух цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещённую цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.
Приёмы саморегуляции.
Пребывание в кругу друзей
Занятия спортом
Прослушивание хорошей музыки
Общение с детьми
Хороший сон
Возможность дышать свежим воздухом
. Упражнение
«Настроение
». Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой, нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом, полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите своё грустное настроение на бумагу. Закончим рисунок. А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5 – 7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны. После этого, ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите в урну. Упражнение
«Пушинка».
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10 – 15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. Упражнение
«Ты – лев!
». «Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твои твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты, сильный, спокойный, уверенный в себе!».
Дыхательная релаксация
. Наиболее простой способ расслабиться – это дыхание на счёт. На четыре счёта – выдох.
В раздел начальное образование