Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Органнизация самоуправления в классе"

статья

Автор: Тесля Марина Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ г. Иркутска СОШ №15, город Иркутск



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

МБОУ г.Иркутска СОШ № 15 Учитель начальных классов ТесляМ.В. Организация самоуправления в классе В настоящее время законодательные документы, формирующие государственную политику в области образования, подчёркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет в целом процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Направленность личности обуславливается направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности. Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг её видов и тех отношений, в которые включен ребёнок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам. Для того, чтобы личность полноценно развивалась, необходимо создать соответствующие благоприятные условия, в которых у субъекта формируется способность осуществлять рефлексивный контроль, усиливается регулирующая функция сознания, что создаёт предпосылки для превращения ученика из субъекта деятельности, направленной вовне, в субъект самоизменения. Процесс воспитания при этом понимается как актуализация у ребёнка сознания самоценности своей человеческой сущности, внутренней активности, направленной на развитие собственных телесных, интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимостми социальных связей, постижения смыслов бытия, к овладению человеческим достоинством в исчерпывающем потенциале. Перед учителями начальной школы стоит, пожалуй, самая сложная задача по формированию коллектива. Ведь детский коллектив- это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём первый класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы: -Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? -Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся? -Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность- заложить основы самоуправления, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у обучающихся можно сформировать активную жизненную позицию. Делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у ребят желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Ведь деятельность рождает самоуправление. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Начальная школа- это время,, когда формируется школьная мотивация, закладываются базовые знания, умения и навыки, как в учебной деятельности, так и в системе взаимоотношений, приобретается и накапливается необходимый социальный опыт, опыт самоорганизация и саморегуляция. Всё это в школьном возрасте приобретается через игровую деятельность. «Игра- самое универсальное в неисчерпаемости своих возможностей педагогическое средство, позволяющее осуществлять внешне тонко инструментируемое прикосновение к личности ребёнка и детскому коллективу, оставаясь мощным стимулом преобразования внутреннего мира человека» (Л.С.Выгодский) С помощью игры, как наиболее близкого вида деятельности в данном возрасте, возможно создание положительного климата в коллективе, поддержание хорошей мотивации к учёбе, к школе, снижение школьной тревожности, установление положительных межличностных отношений. Младшим ребятам не подходят серьёзные формы- совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Она должна быть интересна самим ребятам, обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще. Организация любой деятельности должна решать определённые цели и задачи. Цели организации ученического самоуправления в классе: -повышение активности обучающихся в классных делах; -реализация интересов каждого обучающегося; -привлечение родителей к совместной деятельности. Задачи организации учебного самоуправления в классе:
-создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества; -дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; -создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности; -создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителя и родителей); -формировать толерантность, умение общаться. Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы: -Определяет основные направления классной жизни -Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения -Высказывает предложения по улучшению учебно- воспитательного процесса -Избирает старосту, заслушивает и оценивает работу актива -Собрание проводится не реже одного раза в четверть. Современные дети- такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужно понимание, забота и поддержка взрослых. С другой стороны, современное общество, государство сегодня, как никогда, нуждается во всесторонне развитой, здоровой, высоконравственной личности, ориентированной на абсолютные ценности- Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир,Здоровье, Земля. Задача школы- помочь растущему ребёнку стать такой личностью. Это возможно сделать лишь в условиях гуманистической воспитательной системы. У нас в классе организована работа с элементами самоуправления. Староста класса обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость, координирует работу групп. Класс разделён на 4 группы, учитывая симпатии ребят: «Лесовички», «Группа порядка», «Айболиты», «Знайки». Все ребята в классе имеют поручения. В каждой группе есть ответственный за выполнение поручений.. Раз в неделю на классном часе выслушивается отчёт о проделанной работе, происходит смена поручений по группам. Здесь нет ни командиров, ни подчинённых. Дети привыкают прислушиваться друг к другу. Они начинают понимать, что успех дела зависит от каждого из них. Хотя старшим , конечно, быть сложнее, ему надо всячески помогать. Он полностью отвечает за выполнение всех дел детьми его группы. Перемена коротка, надо успеть отдохнуть и выполнить часть поручений. Так, например, «Лесовички»- ухаживают за растениями, поливают, рыхлят почву, удобряют, очищают листья от пыли. «Группа порядка»- поддерживает порядок в классе (чистота доски, парт ,пола), следит за дисциплиной, проводит игры на перемене.
«Айболиты»- следят за чистотой рук, ногтей, внешнего вида, обуви. Большая работа у «Знаек». Они делятся на группы по количеству рядов и каждый следит за выполнение правил подготовки к уроку на своём ряду, проверяет выполнение домашнего задания, работу над ошибками, спрашивает правило. Но чтобы проверить правило или дать консультацию, надо самому хорошо знать учебный материал. Перед уроками эта группа детей консультируется у учителя. Так идёт общение детей на перемене, и это одновременно является разгрузкой от напряжённого труда на уроке. Работая с детским коллективом по этой системе, я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления невозможно подлинное развитие личности. Детей объединяют их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии. У ребят формируются отношения доброжелательности, требовательности, отзывчивости, ответственности. Ребята положительно относятся к школе. А если дети возвращаются домой радостными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, то и желание учиться у них крепнет. Итак, самоуправление в классе возможно, более того необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что- то могут, на что- то способны, что они свободны в организации своего бытия.


В раздел начальное образование