Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Узнаем сами"

Образовательная программа

Автор: Алексеенко Ирина Петровна, учитель начальных классов, Филиал МОБУ "Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Гончарова"-Калиновская ООШ, село Калиновка



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Филиал МОБУ «Ромненская СОШ» - Калиновская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Узнаём сами»
(для учащихся 1 – 4 классов) учителя Алексеенко Ирины Петровны с. Калиновка 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения . В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности. Программа «Узнаём сами» ориентирована на следующие направления: проектное, социальное, общеинтеллектуальное.
Актуальность
программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Новизной
данной программы является то, что в основе лежит системно- деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:  реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;  воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;  признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной
системы проектных задач
. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:  Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей деятельности);  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный.

Цель программы
– формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
 Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;  Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;  Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
Форма организации
: занятия проводятся
1 раз в неделю
в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Количество учащихся
от 5 до 10 человек.
Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации
программы: 4 года (1-4 класс). Занятия проводятся во второй половине дня. Программа внеурочной деятельности «Узнаём сами» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю: 33 часа на первом году обучения; 34 часа на втором году обучения; 34 часа на третьем году обучения; 34 часа на четвертом году обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитательные результаты проектной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Содержание Способ достижения Возможные формы деятельности
Первый уровень

результатов
Предполагает приобретение учащимися новых социальных знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в первичном понимании детьми социальной реальности повседневной жизни, сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта Беседа
Второй

уровень

результатов
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) Дебаты, тематический диспут
оформлении интересующей информации.
Третий

уровень

результатов
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде Проблемно- ценностная дискуссия с участием внешних экспертов В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В
сфере личностных универсальных учебных действий
у выпускника будут сформированы:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;  ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;  способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;  устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;  адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. В
сфере регулятивных универсальных учебных

Выпускник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;  различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. В сфере познавательных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Выпускник получит возможность научиться:  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий

Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  задавать вопросы;  использовать речь для регуляции своего действия;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

1 год обучения
№ Тема Количество часов Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия/ всего теория практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1 Вводное занятие. Что такое исследование. 5 2 3 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете/ 2 Методы исследования 5 1 4 Познавательная игра. Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете, библиотеке/ 3 Практико- тренировочные занятия. 4 - 4 Групповая и индивидуальная деятельность/ познавательные игры, экскурсии/ 4 Классификация предметов 4 1 3 Парная и индивидуальная деятельность. Познавательные игры/кружковое занятие в учебном кабинете/ 5 Коллективное занятие «Жилой дом» 2 1 1 Групповая и индивидуальная деятельность/экскурсия по улицам населённого пункта, конкурс рисунков, практикум/
6 Коллективная игра «Как работает завод» 2 - 2 Групповая и индивидуальная деятельность. Познавательная игра/кружковое занятие в учебном кабинете/ 7 Наблюдение и наблюдательность 4 1 3 Парная и индивидуальная деятельность/кружковое занятие в учебном кабинете/ 8 Экскурсия- наблюдение за воробьями. 1 - 1 Групповая и индивидуальная/экскурсия по улицам населённого пункта/
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
9 Коллекционирование как исследовательская практика 4 1 3 Групповая и индивидуальная /занятие в учебном кабинете, в музее/
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
10 Экспресс- исследование. 2 1 1 Групповая и индивидуальная/кружковое занятие в учебном кабинете/ Всего 33 8 25
2 год обучения
№ Тема Количество часов Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия/ всего теория практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1 Что такое эксперимент 4 1 3 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете, дома/ 2 Структура исследования 4 1 3 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете, библиотеке/ 3 Учимся выдвигать 6 2 4 Групповая и
гипотезы индивидуальная деятельность/ кружковое занятие в учебном кабинете, познавательные игры/ 4 План исследования 3 - 3 Коллективная и индивидуальная деятельность. /кружковое занятие в учебном кабинете/
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
5 Сбор материала для исследования 3 - 3 Групповая и индивидуальная деятельность /занятие в учебном кабинете/ 6 Что такое обобщение 5 1 4 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете, упражнения/ 7 Что такое понятие 7 2 5 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете, библиотеке/
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
8 Экспресс- исследование “Как зимуют травы” 2 - 2 Групповая и индивидуальная деятельность /экскурсия в школьный сад// Всего 34 7 27
3 год обучения
№ Тема Количество часов Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия/ всего теория практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1 Как подготовить сообщение 6 1 5 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете/ 2 Подготовка к защите 5 1 4 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое
занятие в учебном кабинете, библиотеке/ 3 Индивидуальные консультации 6 - 6 Групповая и индивидуальная деятельность/ кружковое занятие в учебном кабинете, библиотеке/
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
4 Участие в конференциях 4 - 4 Групповая и индивидуальная деятельность /занятие в учебном кабинете / 5 Мини-конференция 6 - 6 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете / 6 Научно-практическая конференция 1 - 1 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в актовом зале школы/ 7 Выставка работ, презентации 2 - 2 Групповая и индивидуальная деятельность /выставка и презентация исследовательских работ/
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
8
Работа по

методикам
4 1 3 Групповая и индивидуальная работа/кружковое занятие в учебном кабинете, библиотеке/ Всего 34 3 31
4 год обучения
№ Тема Количество часов Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия/ всего теория практика
Раздел 1. Этап планирования
1 Выбор темы. Определение цели и задач. 5 - 5 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете, создание
дневника проекта/ 2 Источники информации. План работы. 8 - 8 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете информатики, библиотеке, музее /
Раздел 2. Этап исследования
3 Информация. 6 - 6 Групповая и индивидуальная деятельность /занятие в учебном кабинете, работа с печатными источниками в библиотеке, поиск в Интернете, опрос, наблюдение/ 4 Выводы. 7 - 7 Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете, оформление конечного продукта /
Раздел 3. Этап презентации
5 Презентация 8 - 8 Групповая и индивидуальная работа/кружковое занятие в учебном кабинете. Презентация проектов/ Всего 34 - 34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в школе: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.
1 год обучения

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей

1.Вводное занятие
.
Что такое исследование (5 ч.)

Теория (2ч) Понятие “исследование”. Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Практика (3ч) Плавучесть предметов. Эксперименты с магнитом и металлами. Эксперименты по смешиванию красок.
2.Методы исследования (5 ч.)
Теория (1ч) Думай самостоятельно. Просмотр книг. Вопрос - ответ. Кино- и телефильмы. Помощь компьютера. Свойства света. Рост и размножение комнатных растений. Практика (4ч) Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов ( вода, свет, комнатные растения, люди).
3. Практико-тренировочные занятия (4ч.)
Практика (4ч) Игры «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у предмета», «Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна - сюжетов много». Экскурсии
:
« Почему светит солнце?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?» «Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?» Рисование осенних листьев, деревьев, фруктов (форма, цвет, где растут, почему меняют цвет, и опадают с деревьев)
4. Классификация предметов (4 ч.)
Теория (1ч) Понятие “классификации”. Классификация предметов по разным основаниям. Практика (3ч) Игры «Продолжи ряд», «Набор картинок», Геометрические фигуры для классифицирования, «Четвертый лишний». Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое».

5. Коллективное занятие «Жилой дом» (2 ч.)
Теория (1ч) Понятие “жилой дом”. Практика (1ч) Экскурсия и наблюдения за тем, как строятся и функционируют жилые многоэтажные дома. Создание учащимся «собственной квартиры», рисование несуществующей, идеальной квартиры. Сборку жилого дома. Коллективное обсуждение выполненной работы.
6. Коллективная игра «Как работает завод» (2ч.)
Практика (2ч) Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного производства.
7. Наблюдение и наблюдательность (4 ч.)
Теория (1ч) Преимущества и недостатки (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практика (3ч) Парные картинки, содержащие различия; найди два одинаковых квадрата; найди ошибки художника; найди силуэт изображённого предмета.
8. Экскурсия-наблюдение за воробьями
.(1ч) Практика (1ч)
9. Коллекционирование (4 ч.)
Теория (1ч) Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практика (3ч) Выбор темы для коллекции; сбор материала.
10. Экспресс-исследование (2 ч)

Теория (1ч) Что такое экспресс-исследование. Практика (1ч) Мини-семинар, выставка.
2 год обучения

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (17 ч)

1.

Что такое эксперимент (4 часа)
Теория (1ч) Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практика (3ч) Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)
2.

Структура исследования (4 часа)
Теория (1ч) Что такое тема исследования. Правила выбора темы исследования. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Практика (3ч) Анкета “Что мне интересно?” Составление модели “Почему репейник колючий”.
3.

Учимся выдвигать гипотезы (6 часа)
Теория (2ч) Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если Практика (4ч) Игры - задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?” Организация и
проведение игр « Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных» 4.
План исследования (3 ч)
Практика (4ч) Планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?” Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы?”
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (15 ч)

5. Сбор материала для исследования (3 ч)
Практика (4ч) Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.
5.

Что такое обобщение (5 ч)
Теория (1ч) Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения. Практика (4ч) Упражнения “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. 6.
Что такое понятие (7 ч)
Теория (2ч) Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие. Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.). Практика (5ч) Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е. Чарушин “Про Томку”. Загадки как определения понятий. Тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.), “Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок, составление кроссвордов.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (2 ч)

7. Экспресс-исследование “Как зимуют травы” (2 ч)
Практика (2ч)

3 год обучения

1.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к

защите (6 ч)
Теория (1ч) Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практика(5ч) “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
2.

Подготовка к защите (5 ч)
Теория (1ч) Что такое защита. Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Практика(4ч) «Вопросы и ответы”, “Как доказывать идеи” и др.
3.

Индивидуальные консультации (6ч)
Практика(6ч) Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. 4.
Участие в конференциях (4ч)
Практика(4ч) Подготовка к выступлению перед аудиторией. Выступления в группах малого состава.
5. Мини-конференция (6 ч)
Практика(6ч) Дети и взрослые выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
5. Научно-практическая конференция (1 ч)
Участие предполагает присутствие на школьной конференции, выступление лучших докладов, вопросы авторам сообщений, высказывание собственных суждений.

6. Выставка исследовательских работ, презентация (2 ч)
Практика(2ч) Выставка исследовательских работ, презентация о работе клуба, мнения членов клуба, их пожелания.
7. Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” (4ч)
Теория (1ч) Работа по методикам “Продолжи исследование” Практика(3ч) “Мини-курсы»
4 год обучения

Раздел 1. Этап планирования (13 ч)

1. Выбор темы. Определение цели и задач (5 часа)
Практика(4ч) Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы. Определение цели и задач проекта, создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проекта)
2. Источники информации. План работы (8 часов)
Практика(8ч) Определение источников информации, составление плана работы, распределение обязанностей (для группового проекта). Консультация по методам сбора информации и его обработке.
Раздел 2. Этап исследования (12 ч)

3. Информация (6 часов)
Практика(6ч) Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.) Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

4.

Выводы (7 часов)
Практика(7ч) Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода, обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта. Оформление конечного продукта.
Раздел 3. Этап презентации (8 ч)

Презентация (8 часов)
Практика(8ч) Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта). Презентация проекта, обмен впечатлениями.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом. Курс «Узнаём сами» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные

пособия
:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; 2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Другим средством наглядности служит оборудование для
мультимедийных

демонстраций
(компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и
средств фиксации окружающего мира
(фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют
разнообразные действия с изучаемыми объектами
. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В ходе изучения курса «Узнаём сами» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают
методами познания природы
, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий
организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит
экскурсиям.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
Система оценки предусматривает
уровневый подход
к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы,
проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Важнейшим звеном внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий и личностных результатов, которые осуществляются при выполнении следующих требований: - Отслеживание содержательного объема, осмысленность, система в знаниях, прочность и действенность; -Объективность; -Индивидуализация; -Систематичность. На занятиях по проектной деятельности используются разные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. -Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающихся на каждом занятии. Разработаны критерии и показатели для выявления универсальных учебных действий и личностных результатов .
ИТОГИ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ
Презентации проектов Участие в конкурсах и олимпиадах Выставки Конференции Фестивал и Чемпионат ы



В раздел начальное образование