"Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе".
статья
Автор: Саблина Алена Владимировна, учитель начальных классов, МКОУ "Руднянская СОШ им.А.С.Пушкина", р.п.Рудня, Волгоградская область
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Использование
электронно-образовательных ресурсов
в учебно-образовательном процессе
начальной школы.
Работу выполнила:
учитель начальных классов МКОУ Руднянской СОШ им.А.С.Пушкина Саблина Алена Владимировна
2
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-
образовательном процессе начальной школы.
Саблина А.В. учитель начальных классов МБОУ Руднянская СОШ им.А.С.Пушкина р.п.Рудня Волгоградской области В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
Наша задача
заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих
воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных
информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном
(образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и
функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения
предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой
и исследовательской деятельности учащихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС , методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий
, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования". ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения: 1. Мультимедийность. Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения. 2. Интерактивность. Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения
3 их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы. Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся. 3. Доступность. Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время. Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС). 4. Универсальность. Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
экономия времени на уроке; глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
4
Что дает ЭОР ученику?
содействует росту успеваемости учащихся по предмету; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. делает занятия интересными и развивает мотивацию. учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога. Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа- фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов
.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность: -создания и использования информации; -получение информации различными способами; -проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей; - создание материальных объектов, в том числе произведений искусства; - обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.
5 В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно- методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) ЭОР представлены информационными, практическими, контрольными и комбинированными ЭОР. О функции
информационных
ЭОР говорит их название, они ориентированы на формирование знаний, активизацию у школьников познавательного интереса к теме, расширение читательский кругозор. Эта группа ЭОР обладает также и воспитательным потенциалом. Использование информационных ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио- фрагментами, схемами и моделями: чтение фрагментов текста, просмотр иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, аудио- фрагментов (литературных текстов, музыкальных произведений), активизацию элементов (гиперссылок, фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т.п.). Включение таких ЭОР в процесс обучения, позволяет учителю организовать фронтальную работу учащихся (учителя – класс) или самостоятельную индивидуальную (Модель: 1 ПК – 1 ученик) работу в классе или дома, а также самостоятельную групповую (Модели: 1 ПК – малая группа) работу в классе по изучению нового содержания.
Практические
ЭОР призваны активизировать деятельность учеников и способствовать формированию, как предметных умений, так и читательских и речевых умений, универсальных учебных действий на основе знаний. Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, решению задач с подсказками и без, выполнение упражнений с подсказками и без них, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа. В процессе работы с практическими ЭОР учащиеся выполняют действия по вводу текста с клавиатуры, переносу элементов в нужную ячейку, установлению соответствия между элементами множеств, выбору элемента из предложенного списка, группировке объектов, перемещению объектов для составления определенных композиций, совмещению объектов для изменения их свойств или получения новых объектов, объединению объектов
6 связями с целью организации определенной системы, восстановлению правильной последовательности этапов процесса. Включение практических ЭОР в процесс обучения позволяет учителю организовать работу учащихся с интерактивной доской под руководством учителя (Модель: АРМ учителя – класс), самостоятельную индивидуальную практическую (Модель: 1 ПК – 1 ученик) работу, самостоятельную групповую практическую (Модели: 1 ПК – 2 ученика или 1 ПК – малая группа) работу, в том числе учебное исследование под руководством учителя или в режиме самостоятельной деятельности (Модели: 1 ПК – 1 ученик, 1 ПК – 2 ученика или 1 ПК – малая группа).
Контрольные
ЭОР помогают проверить знания учеников и степень сформированности их умений, их готовность к самостоятельной работе с книгой. Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, а также конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности. В процессе работы с контрольными ЭОР учащиеся выполняют: ввод текста с клавиатуры, выбор элемента из предложенного списка – однозначный или множественный, установление соответствия между элементами множеств. Деятельность с контрольными ЭОР может быть организована в форме самостоятельной индивидуальной работы в классе с последующей проверкой результатов или самостоятельной работы дома с целью самоконтроля (Модель: 1 ПК – 1 ученик). Кроме набора информационных, практических и контрольных ЭОР материалы для апробации включают в себя комбинированные ЭОР, которые включают отдельные информационные, практические и контрольные сцены. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет- ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно. И очень хорошо, что младшие школьники сегодня не остаются в стороне.
7 У меня в классе установлена интерактивная доска MIMIO, которая позволяет на большом экране демонстрировать подготовленные электронные ресурсы, работать с ними в интерактивном режиме. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. На своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, энциклопедию «Кирилла и Мефодия». Мультимедийный учебно-методический комплект (
УМК)
«Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения.
УМК
содержит методически выверенные наборы учебных медиаобъектов к урокам по различным предметам начального обучения и простую эффективную систему управления учебным процессом в компьютерном классе, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Так же УМК «Перспектива», по которому работает наша школа тоже оснащён мультимедийными приложениями по всем предметам. Методические рекомендации учителю по встраиванию
УМК
в уроки позволяют быстро подготовить и организовать различные формы обучения на занятиях: наглядные демонстрации нового материала, интерактивные практические занятия по отработке умений и закрепления знаний на уроках в начальной школе.
Опыт
использования
ЭОР и отзывы учителей начальной школы показали его педагогическую целесообразность, высокое качество и доступность для освоения учителями начальной школы, что позволило обеспечить на уроках в начальной школе:
8 повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов; дополнительную мотивацию учащихся и стимулирование их интереса к обучению; мотивацию учителей начальной школы к использованию на уроках в начальной школе современные электронные образовательные ресурсы; снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам и во время уроков; реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в школах страны, начиная с начальной школы. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Приведу пример использования ЭОР на уроке окружающий мир (3 класс).
Тема урока «Солнечная система». Используемый ресурс - «Природа, человек, общество» Электронное учебное пособие «Природа, человек, общество» представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную
9 поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно- контролирующую сторону учебного процесса по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».
Демонстрация
фрагмента с целью: сформировать представление школьников об изучаемом объекте, которое в дальнейшем будет развиваться до понятийного уровня. Учитель выводит на экран модель Солнечной системы. Схема движется, показывая, как изменяются орбиты каждой из планет. Учитель дает задание учащимся: «Расположите планеты в порядке увеличения их диаметра» (1.1.2.
Учебные упражнения
) Каждый выходит и выполняет задание у доски. Учитель дает задание учащимся: «СРАВНИТЕ ВЕЛИЧИНУ Земли и Солнца» (1.1.2.
Учебные упражнения
) 1.1.4.
Тесты
для
закрепления
(фронтально) «Составь правильное утверждение», «Отметь правильные утверждения», «Закончи правильно утверждение» Для работы с данным ресурсом в кабинете необходимо иметь: Компьютер с выходом в интернет, проектор, колонки. При использовании ЭОР учитель открывает учебное пособие, выбирает тему урока, задание, демонстрацию или тест для проверки знаний, выводит информацию на экран. Ученики выполняют задания у доски, компьютера, либо сидя за партами под комментарий учителя. Целесообразность использования данного ЭОР: углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, овладение практическими способами работы с информацией, осознанное усвоение знаний учащимися, т.к. применение иллюстративного материала вовлекает в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Также в своей работе я использую компьютерные тренажеры по различным предметам, один из них я представляю вашему вниманию «Отличник». Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую
10 оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок. Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем: быстрая обработка результатов, определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции) объективность оценки учащегося. Т.о. уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011 2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с 3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009 г.
11
Приложение
Типы ЭОР для начальной школы
Анализ ЕК ЦОР
Среди
ЭОР
, размещенных на сайте http://school-collection.edu.ruможно выделить: Наборы цифровых ресурсов к учебникам: Например «Моя любимая азбука», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык (первые уроки)», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Математика», 1 класс, Александрова Э.И. «Математика», 2 класс, Александрова Э.И. «Моя математика», 1 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. «Информатика в играх и задачах», 1 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др. «В одном счастливом детстве», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Прекрасное рядом с тобой», 1 класс, Куревина О.А., Лутцева Е.А. «Изобразительное искусство», 1 класс, Кузин В.С. Поурочные планирования: Например: Планирование к учебнику «Математика», 1 класс, Александрова Э.И. Планирование к учебнику «Моя математика», 1 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Планирование к учебнику «Моя любимая азбука», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Планирование к учебнику «Русский язык», 3 класс, Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Методические рекомендации: Например Методические материалы Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Математика», 1 класс, Александрова Э.И. Рекомендации по работе с набором ЦОР к учебникам «Моя математика», 1-4 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др., изд. «БАЛАСС» Рекомендации по работе с набором ЦОР к учебнику «Русский язык», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Инновационные учебные материалы: o «Компетентность. Инициатива. Творчество» o «Математика в начальной школе» o «Математика и конструирование» o «Компьютерный практикум для начальной школы» o «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»
12 o «Новая начальная школа 1-4» o «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы» o «Учим правила по алгоритму» o Образовательный ресурс «Начальная школа» o «Учимся правильно говорить» o «Информатика (1-4 классы)» o Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6» o «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» o «Музыка и информатика» o Музыка «Ключи» o Электронные издания: Журнал "Школьная библиотека" Журнал «Наука и жизнь» Энциклопедия "Кругосвет" Коллекции: Например Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи Произведения русской литературы XVIII - начала XX в. Зарубежная классическая музыка Комплексные ресурсы o Тематические подборки ЦОР по предметам ЭОР, размещенные на сайте "Открытый класс"(http://www.openclass.ru/node/234008), На сайте «Открытый класс» для апробации размещены также
творческие конструктивные
среды
. 1) Геометрический планшет позволяет: строить линии и фигуры, производить с ними различные действия: передвигать, закрашивать, измерять их элементы, поворачивать, строить симметричные построения, копировать, разрезать и склеивать; создавать задания с определением условия выполнения, записывая формулировку, выбирая инструменты, которые будут доступны учащемуся при его выполнении. 2) Конструктор карт и планов позволяет: создавать модели на картографической основе с презентационной схемой или с проверяемым заданием; задавать в качестве проверяемых объектов при работе в режиме автоматически проверяемого задания символы, стрелки, ломаные – как разомкнутые, так и замкнутые (области), текстовые поля и привязанные подписи, круговые диаграммы, радиокнопки и чекбоксы; проверка может осуществляться по местонахождению и свойствам объекта (цвет, вид символа и т.д.).
13 3) Клавиатурное письмо позволяет: формулировать задание не только в текстовой форме, но и в форме текстов, изображений, фонограмм или их сочетаний, благодаря чему задействуются различные каналы восприятия информации; задавать различные типы заданий, благодаря чему среда может служить не только для формирования навыков компьютерного набора текстов, но и для выполнения различных упражнений, необходимых при обучении русскому языку; настраивать режим автоматической проверки правильности действий учащегося в процессе выполнения каждого задания, а также выбирать режим представления учащемуся информации о правильных и ошибочных действиях; автоматически фиксировать все действия пользователя (учащегося) и получать как формальные оценки, так и информацию, необходимую для корректировки действий конкретного учащегося, выбора индивидуальной траектории прохождения курса и т.п. 4) Конструктор событий позволяет: изготавливать интернет-совместимые модели на основе создания или импорта атрибутированных карточек-описаний (событий); описывать событие с помощью ссылок на медиа-объекты (текстовые, графические, аудио-, видео- и другие), а также на интернет-ресурсы; описывать специфику представления событий для каждой отдельной модели за счет атрибутов и других дополнительных параметров, присваиваемых лентам времени и событиям; представить конечным пользователям один и тот же контент в отвечающих разным педагогическим концепциям визуализациях. 5) Оформитель позволяет: преобразовывать извлеченную из базы текстовую и графическую информацию, а также вводить собственные тексты и графику с целью дальнейшего преобразования и/или совмещения с «базовыми»; создавать собственную графику на заданную тему с использованием инструментов визуального конструирования и формировать из них коллекции самостоятельно создавать иллюстративные объекты разного уровня, служащие опорой для составления монологических высказываний или написания текстов различного характера, например, на русском и/или на английском языке).
В раздел начальное образование