Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Юный биолог"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе

Автор: Фрейманова Екатерина Андреевна, учитель начальной школы, МАОУСОШ№7, город Стрежевой,Томская область



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7

Рабочая программа по внеурочной деятельности

в начальной школе

«Юный биолог»
Разработчик программы учитель начальных классов Фрейманова Екатерина Андреевна 2014г
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. Программа рассчитана на возрастную группу от 8 до 11лет. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 18 занятий (из расчёта 1 раза в неделю с каждой группой). Продолжительность одного занятия 30 минут.
I.

Цель и задачи курса «Юный биолог»

3
Цель:
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа ставит перед собой следующие
задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. 5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. 6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. 7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. II.
Особенности программы
. Программа «Юный биолог», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
4 Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). 2 класс – «Экология моего дома» (18 часов) 3 класс – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (18 часов) 4 класс «Познавательная экология» (18 часов). .
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут- вержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Основные п р и н ц и п ы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности; • принцип наглядности; • принцип личностной ориентации; • принцип системности и целостности; • принцип экологического гуманизма;
5 • принцип краеведческий; • принцип практической направленности. Курс включает и раскрывает основные
содержательные л и н и и :
• Земля - единая экосистема. • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы. • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления. Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально- положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие биологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных
6 материалов, Метапредметными результатами изучения курса « Юный биолог» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД :
Формулировать учебную проблему под руководством учителя. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Планировать пути достижения целей. Планировать ресурсы для достижения цели. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности. Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности. Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
7 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД :
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Создавать модели и схемы для решения задач. Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Участвовать в проектно- исследовательской деятельности. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Давать определение понятиям. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий). Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
8 причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУД :
Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их. Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный биолог» выявляется с по- мощью комплекса диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся,в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели биологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
9
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Уровень результатов работы по программе:

первый уровень:
- овладение учащимися первоначальными представлениями о наиболее типичных представителей животного мира России, - знать какую пользу приносят представители животного мира; -знать пословицы, поговорки, загадки о животных; - неживое и живое в природе - уметь различать основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); - знать влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); - знать самоценность любого организма; - знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); - знать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; - знать многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; - знать основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
10
второй уровень:
-умения и навыки применять, полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; -формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
третий уровень:
-сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах . - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами; - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; - ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); - составлять экологические модели, трофические цепи; - доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; - заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; - предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); - осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; - наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

12
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» -18 ЧАСОВ
№ Кол-во часов Тема занятий Дата проведения
Введение (1час)
1 1 Что такое биология? 17.01
1. Мой дом за окном(7 часов)
2 1 Мой дом 24.01 3 1 Дом, где мы живем 31.01 4 1 Растения твоего двора 07.02 5 1 Деревья твоего двора 14.02 6 1 Птицы нашего двора 21.02 7 2 Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» 28.02, 07.03
2. Я и мое окружение( 10 часов)
8 1 Моя семья 14.03
13 9 2 Соседи-жильцы 21.03,28.03 10 1 Мой класс 04.04 11 1 Вода в жизни растений и животных. 11.04 12 1 Дом моей мечты 18.04 13 1 Рассказы, стихи о природе 25.04 14 2 Комнатные растения в квартире, в классе 16.05, 23.05 15 1 Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» 30.05
Содержание курса

2класс

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (
18 часов)
«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)

Тема 1. Что такое биология? (1час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое биология. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров
14
Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (7 часов)

Тема 2. Мой дом (1час)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе
Тема 3. Дом, где мы живем (1час)
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Тема 4. Практическое занятие «Растения твоего двора» (1час)
Знакомство детей с многообразием растений. Как ухаживать за растениями? Какие растения занесены в красную книгу?
Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Тема 6. Птицы нашего двора (1час)
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (2 час)
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (10 часов)

Тема 8. Моя семья (1 час)

15 Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Тема 9. Соседи-жильцы (2 часа)
Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа
Тема 10. Мой класс (1 час)
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу
Тема 11. Вода в жизни растений и животных. (1 час)
Свойства воды. Значение воды в жизни животных и растений.
Тема 12. Дом моей мечты (1 час)
Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде
Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе (2 час)
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями
16
Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (2 час)
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3класс

«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» -
18 часов № Кол-во часов Тема занятия Дата проведения
Введение (2час)
1 1 Вводное занятие. Мы жители планеты Земля 17.01 2 1 Мир вокруг. 24.01
1. Человек и природа (5 часов)
3 1 Биология и мы. 31.01 4 1 Осенние работы в поле 7.02 5 1 Пришкольный участок 14.02
17 6 1 Место человека в мире природы. Принятие в юные биологи 21.02 7 1 Осень в лесу 28.02
2. Неживое в природе ( 12часов)
8 1 Неживая природа 7.03 9 1 Солнце – источник тепла и света 14.03 10 1 Вода, её признаки и свойства 21.03 11 1 Берегите воду! 28.03 12 1 Почва – святыня наша. 4.04 13 1 Состав и свойства почвы 11.04 14 1 Погода. Климат. 18.04 15 1 Предсказание погоды по народным приметам 25.04 16 1 Почему нельзя? 16.05 17 1 Диалоги с неживой природой 23.05 18 1 Практикум «Хлебные крошки» 30.05 Содержание курса 3 класс
НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» -18 часов

«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

18 Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)

Тема 3. Биология и мы. (1 час)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Тема 4. Осенние работы в поле (1 час)
Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.
Тема 5. Пришкольный участок (1 час)
Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения.
Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Тема 7. Осень в лесу (1 час)
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом,
19 продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме.
Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.
Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды
Тема 12. Берегите воду! (1 час)
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения.
Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)
Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)
Значение почвы и меры по ее охране.
Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз
20 погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе.Практическая работа «Наблюдение за погодой».
Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.
Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4класс

21
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 18 часов
№ Кол- во часов Тема занятия Дата проведения
Введение (1час)
1 1 Вводное занятие. Жизнь на Земле 17.01
1. Среда обитания (6 часов)
2 1 Времена года на Земле 24.01 3 1 Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе 31.01 4 1 Изменения окружающей среды 7.02 5 1 «Осень на пришкольном участке» 14.02 6 1 Условия жизни растений 21.02 7 1 Разнообразие животных, условия их жизни 28.02
2. Жизнь животных ( 4часа)
8 1 Динозавры – вымерший вид животных 7.03 9 1 Просмотр видеофильма о жизни динозавров 14.03
22 10 1 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 21.03 11 1 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений 28.03
3. Реки и озера (8 часов)
12 1 Реки и озера 4.04 13 1 Получение кислорода под водой 11.04 14 1 Пресноводные животные и растения 18.04 15 1 Жизнь у рек и озер 25.04 16 1 Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» 16.05 17 1 Околоводные птицы 23.05 18 1 Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» 30.05
Содержание курса 4-й год обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 18 часов

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и
23 различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
24
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)

Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)

25 Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге.
Список литературы:
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2010. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2 Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
26


В раздел начальное образование