Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Музейная педагогика"

статья

Автор: Никитенко Евгения Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ Новоалтатская СОШ №4, с.Новоалтатка, Шарыповский р-он



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

3
Музейная педагогика.
Одним из условий повышения качества общего образования является признание первостепенного приоритета воспитания, которое должно быть гармонично интегрировано в общий процесс обучения и развития. Соответственно важнейшая задача воспитания состоит в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Данная задача выступает на первый - план уже в начальной школе, когда ребенок наиболее восприимчив к положительному воздействию со стороны педагога. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных учреждений является патриотическое воспитание, воспитание личности патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы. В своих исследованиях отечественные ученые определяют патриотизм как политический принцип (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев), как сложное нравственное качество (В.В. Белоусов, JI.P.Болотина, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.). Неоднозначность патриотизма как духовного феномена и как нравственного качества, приобретаемого человеком в процессе нравственного (патриотического) воспитания, показывает его значимость и сложность. За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Использование средств музейной педагогики в процессе воспитания патриотизма у младших школьников нашло свое отражение в работах B.C.
4 Азарова, Е. Вансловой, Л.Б. Голышевой, М.В. Гурьева, Л.О. Гусаровой, Т.Н. Панкратовой, А.Е. Сейненского, В.Е. Туманова, Я. Хенкина, Т.В. Чумаловой, С. Штейн. Изучение литературы по проблеме использования средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников показало недостаточность научных знаний об использовании потенциала музейной педагогики в образовательном процессе начальной школы, о применении средств музейной педагогики наряду с традиционными формами и методами воспитания у младших школьников любви к малой Родине в учебной и внеклассной деятельности. Наша школа содержит в себе огромные возможности патриотического воспитания средствами музейной педагогики: проведение экскурсий в музеи, научная и учебно-исследовательская работа школьников и т.д. Взаимосвязь учебно-воспитательной работы учителя начальной школы и музееведческой деятельности школьного музея, направленной на воспитание у младших школьников любви к малой Родине, осуществляется в разнообразных формах: проведение системы уроков, краеведческих экскурсий, внеклассных занятий в школьном музее; учебная и внеклассная деятельность учащихся начальной школы содержательно обогащается краеведческой, этнокультурной и музееведческой информацией. Я.А. Коменский впервые обозначил принцип наглядности в обучении как непосредственное ознакомление учащихся с предметами и последующим их разъяснением. Первый этап становления музейной педагогики (1860-е - 1940-е гг.) был определен демократическим движением XIX в. Необходимость развития педагогической науки была осознана выдающимися общественными деятелями. Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. рассматривали вопросы народного образования и указывали на то, что развитие науки, искусства, литературы, а также общественного сознания должно находить свое отражение в воспитании.
5 Русский философ Н.Ф. Федоров в своей работе «Музей, его смысл и назначение» указывал, что музей - «это высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...» и представлял механизм трансляции культуры как объединение предшествующих и последующих поколений через музей. Известный общественный деятель, педагог Н.И. Пирогов выдвигал идею специальной подготовки учителей к обеспечению наглядности учебного процесса. 1864 г. органы народного образования Санкт-Петербурга инициировали идею о профессиональной подготовке учителей на базе музеев. В результате был организован Педагогический музей военно- учебных заведений. Коллекции музея были распределены по трем группам: школьные пособия, пособия по изучению человека как предмета воспитания и пособия по внешкольному воспитанию. В Советском союзе понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Аврам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с
6 особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. Направления деятельности школьного музея:
-
поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения.
-
экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. . экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно- урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности.

В исследовании принимали участие учащиеся 2 Для более точного определения уровней сформированности когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов патриотической воспитанности учащихся мы использовали ряд диагностических методик Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, М.И. Шиловой. Результаты представлены на рисунке 1.
7 Рисунок 1 - Уровни сформированности компонентов патриотической воспитанности у младших школьников (констатирующий этап) В целях получения общей картины состояния патриотической воспитанности младших школьников в контексте нравственного воспитания нами были применены отдельные фрагменты программы изучения нравственной воспитанности школьников М.И. Шиловой, включающие следующие критерии: любовь к Родине, родному краю, гордость за свою страну; любовь к родной природе; служение своими силами Отечеству; забота о своей школе. Нами был внесен дополнительно один критерий – отношение к своей семье. Из приведенных рисунков мы видим, что наиболее развитыми у младших школьников являются когнитивный и эмоциональный компоненты патриотической воспитанности, хотя их развитие нуждается в дальнейшей планомерной работе. Что касается деятельностного компонента патриотической воспитанности, то высокий уровень его проявления показали всего 6% школьников экспериментальной группы. Это объясняется следующим образом: у младших школьников преобладает эмоциональное восприятие окружающей действительности, и они могут интуитивно совершать правильные поступки, но объяснить, почему так поступают, они часто не могут, так как не владеют достаточным объемом знаний о патриотизме и нравственности.

Результаты представлены на рисунке 2. 0 20 40 60 80 100 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 12,5 47 40,5 20 75 5 6 31,5 62,5 Когнитивный компонент Эмоционально -волевой компонент
8 Рисунок 2 - Уровни сформированности компонентов патриотической воспитанности младших школьников на контрольном этапе ОЭР В целях получения общей картины состояния патриотической воспитанности младших школьников в контексте нравственного воспитания нами были применены отдельные фрагменты программы изучения нравственной воспитанности школьников М.И. Шиловой, включающие следующие критерии: любовь к Родине, родному краю, гордость за свою страну; любовь к родной природе; служение своими силами Отечеству; забота о своей школе. Нами был внесен дополнительно один критерий – отношение к своей семье. Из приведенных рисунков мы видим, что потребностно- мотивационный, эмоциональный, когнитивный и деятельностный компоненты патриотической воспитанности младших школьников получили существенное повышение в на контрольном этапе опытно- экспериментальной работы, так как проводилась систематическая работа педагогов по воспитанию любви у младших школьников к малой Родине с использованием средств музейной педагогики. Следовательно, влиянии средств музейной педагогики на патриотическое воспитание младших школьников экспериментально 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 22 78 0 45 50 5 12,5 75 12,5 Когнитивный компонент Эмоционально-волевой компонент Деятельностный компонент
9 подтвердилась: уровень патриотической воспитанности учащихся существенно повысился. В работе показывается, что понятие «патриотизм» представляет собой, сложное структурное образование. Оно начинается с естественной бессознательной привязанности человека к отчему дому, родному краю, семье. Чувство любви к родительскому очагу, к родным и близким людям, сверстникам и ближайшему взрослому окружению всегда глубоко индивидуально, за ним стоит уникальный жизненный опыт. Тем не менее, оно - источник формирования у человека в более зрелом возрасте патриотических и других социальных чувств и взглядов. Патриотизм тесно связан с народной культурой. Целенаправленное систематическое и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе взаимодействия семьи и школы в решении данной проблемы, позволяет с раннего детства формировать высоконравственную личность, истинного патриота своей Родины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - №9. - С. 17-20. 2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: Учеб.пособие по психологии / А.Д. Алферов. Р-н / Д. : Феникс, 2000. - 384 с. 3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М. : Педагогика, 1985. - 363 с. 4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX н. XX в. / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
1 0 5. Быков, А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А.К. Быков // Воспитание школьников. - 2006. - №5. - С. 4-7. 6. Быть достойным (программа гражданского и патриотического воспитания) // Воспитание школьников. 2003. - №2. - С. 37 - 45. 7. Ванслова, Е. Музейная педагогика / Е. Ванслова // Воспитание школьников. - 2000.- №4. - С. 11-14. 8. Ванслова, Е. О роли музейной педагогики в решении проблем вандализма / Е. Ванслова // Воспитание школьников. 2002. - №7. - С. 11 - 13. 9. Верба, А.И., Сейненский, А.Е. Школьный музей в системе учебно- воспитательной работы / А.И. Верба, А.Е. Сейненский // Воспитание школьников. - 1986. №2. - С. 41 - 45. 10. Власов, Ю.А. Музей боевой славы — центр патриотического воспитания / Ю.А. Власов // Начальная школа. - 2009. - №5. - С. 14-15. 11. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2121 Педагогики методика нач. обучения / М.В. Матюхина, Т.С. Мехальчик, Н.Ф. Прокина и др.: Под. Ред. М.В. Гамезо и др. М. : Просвещение, 1984. - 256 с.


В раздел начальное образование