Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Проектная деятельность на уроках английского языка как средство оптимизации учебного процесса

статья

Автор: Шалыгина Ирина Анатольевна, учитель иностранного языка, ГБПОУ ИО "Ангарский педагогический колледж", город Ангарск, Иркутская область



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Проектная деятельность на уроках английского языка как

средство оптимизации учебного процесса
Современный этап развития отечественной методики характеризуется повы- шенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Главные цели введения в школьную практику метода проектов:  показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;  реализовать свой интерес к предмету исследования;  приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной ауди- тории;  продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;  совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;  подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
В настоящее время учеными-методистами и учителями-практиками предлагаются различные варианты проектов и путей их реализации. Рассмотрим типологию проектов, которая получила наибольшее распространение в практике преподавания. Проект Монопроект Коллективный проект устно-речевой письменный видовой слайд-презентация Интернет-проект Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:  тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жиз- ни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем;  проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;  необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки. Выполнение проекта предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты. Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных,
изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали. Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество. Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам. Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности учащихся, оценивания результатов работы. Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся. Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей английского языка, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов. При организации работы учащихся предполагается определенная последова- тельность в выполнении. Проиллюстрируем методику работы на примере конкретного проекта «Angarsk in my heart»/«Ангарск в моем сердце», представленном на рассмотрение методического объединения. Рассмотрим методику работы над монопроектом, где работает один ученик. Вначале он на уроке сообщает выбранную им тему проекта. Желательно, чтобы
учащийся выбирал ее сам. Автор обосновывает мотивы выбора конкретного проекта. Ученик подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих товарищей, для английских друзей, при выступлении за ее пределами. Учащиеся и учитель высказывают свои соображения в поддержку выбранной темы, предлагают различные аспекты проблемы для исследования. Уже на этом этапе станет ясен уровень языковой подготовки ученика, так как автор проекта будет излагать аргументы на иностранном языке. На следующем уроке следует сформулировать проблемы, которые ученик вы- брал для исследования. К этому моменту у него было время подумать, осмыслить тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на пример- ное содержание его работы. Скорее всего, полностью ученик не справится с этой за- дачей. На помощь ему придут учитель, одноклассники. Вот примерная проблематика по проекту«Angarsk in my heart»/«Ангарск в моем сердце»:  Изучение английского языка пробудило интерес к английской музыке, театру, литературе, ко всему, что касается Великобритании. Я хочу хорошо знать Англию. Мне это поможет принести больше пользы своей стране;  Я много читал об Англии. И увидел, почувствовал духовное богатство народа. Знакомясь с жизнью современной Англии, я невольно думаю о том, что роднит людей Англии и России, чем может духовно обогатиться Россия, каждый россиянин;  Возможно, моя будущая профессия тоже будет связана с иностранными языками;  Я хочу показать связь культур мира. Мне все это нужно для поддержания дружбы, общения, переписки с друзьями, а также как можно полнее и интереснее рассказать о своей малой родине друзьям по переписке.
Следующая ступень в организации работы предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят их формулировки, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участников, их образовательный кругозор, знание ими других источников кроме учебников. Также очень важно участие в обсуждении учеников, не задействованных в работе над проектами, поскольку они чувствуют себя причастными к исследовательской деятельности, расширяют круг своих интересов, обогащаются новыми реалиями, знаниями. Учитель может выразить свое отношение, согласие или несогласие с выбранной темой проекта и убедительно обосновать свою точку зрения, может посоветовать изменить название, направление. При выборе коллективного проекта инициатива может исходить от учителя, который ненавязчиво предлагает один или несколько вариантов заранее, будучи уве- ренным в коллективном интересе учащихся к данному виду работы. Предложения могут выдвигаться и непосредственными участниками коллективного проекта, при этом может иметь место дискуссия, которая в конечном итоге приведет к общему согласию в выборе темы. При организации работы над коллективным проектом выбирается куратор для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявле- ния отклонений, отставания некоторых учащихся, трудностей на пути исследования, выяснения причин и принятия мер к немедленному их устранению. В случае не- обходимости на помощь должен прийти учитель, другие учителя-предметники, товарищи по классу. О своей деятельности куратор регулярно информирует класс. Это может стать темой и содержанием работы на уроке. Полезны также промежуточные отчеты участников проекта. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение всех участников. Их выступления покажут, одинаков ли уровень подготовки учащихся, не возникнут ли в процессе работы противоречия, разногласия, которые будут тормозить ее выполнение; ясно станет, насколько участники проекта - команда единомышленников.
При обсуждении обоих типов проектов их участники могут не согласиться с некоторыми критическими мнениями оппонентов и продолжать работу в выбранном русле. Коллективный проект проходит следующие этапы организации работы: обоснование, согласование состава участников, выбор проблемы и логическое ее выстраивание, выбор куратора, назначение срока выполнения, периодичности отчетов о ходе работы, обсуждение и выбор источников информации. Вот примерный перечень проблем коллективного проекта «Angarsk in my heart»/«Ангарск в моем сердце»:  Чем может гордиться житель Ангарска;  Природа и человек: друзья или враги;  Культурный Ангарск;  Перелистывая страницы истории Ангарска. Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, будет объем краткосрочного монопроекта. Он охватывает сравнительно небольшой круг вопросов. Если на подготовку монопроекта отводится всего несколько дней, то возможно его представление в устной форме (что принято считать защитой) на уроке, с коллективным обсуждением и оцениванием проведенной работы. Однако и устно защищаемый монопроект должен быть зафиксирован в какой- то форме у исследователя. Это может быть развернутый план, конспектированное изложение проблем, развернутый отчет или кинопленка, что позволит сохранить проделанный учеником труд. Если проект серьезен по проблематике, предполагает углубленное исследование, время его реализации может доходить до нескольких месяцев. В этом случае целесообразнее представить его в письменном виде (постер, коллаж, эссе, доклад, стенгазета, видеофильм, концерт, заочная экскурсия). Обратимся к вопросу о том, как работать с источниками. Необходимы разные стратегии при использовании источников. Вначале учащиеся используют просмотровое чтение – они должны определить, имеет ли
отношение информация текста к проблематике проекта. С этой целью читается название книги, просматривается оглавление, иллюстрации, схемы и т.д. Если источник заинтересовал ученика в ходе беглого знакомства, он переходит к чтению с полным пониманием текста. Таким образом, путем разных стратегий чтения отбираются тексты важные для исследовательской работы по проекту. Ученик, выбравший монопроект, всю эту работу проводит сам. Участники коллективного проекта находятся в более затруднительном положении, так как они должны выстраивать письменные сообщения по конкретной проблеме с учетом логики построения и изложения всего проекта в целом: На самом деле именно на этом этапе снимаются трудности, которые учащиеся не могут преодолеть самостоятельно; они составляют план изложения, в котором от- ражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по проблеме. Далее, на каком-то уроке происходит предварительная апробация написанного каждым учеником. Поскольку это первое обсуждение как бы закон- ченного исследования, здесь могут проявляться нестыковка в логике и содержании всего проекта, противоречия, недостаточность или избыточность в раскрытии темы, ошибочная интерпретация и многие другие неувязки. Этой работе, очевидно, потребуется посвятить два урока для коллективного проекта. Монопроект может быть апробирован на одном уроке, но с обязательным выступлением экспертов, которые должны быть в курсе проблем и высказать свое отношение. Экспертами становятся все учащиеся класса. Итак, мы видим две ведущие линии в осуществлении проектной методики и оба направления одинаково важны. Первая линия состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней про- блемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным мате- риалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эру- дицию в предмете исследования. В процессе этой исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится
участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты. Ученик, способный к такой исследовательской деятельности, взрослее в своем общественном сознании и способен занять определенную позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации. Вторая линия предусматривает изложение средствами английского языка хода исследования и полученных результатов со всеми его составляющими. В этом аспекте работы учащиеся демонстрируют уровень владения языком в его содержательном плане, в знании лингвистической системы в адекватном и корректном ее применении. Предстает ясная картина того, чему ученик научился в процессе овладения языком. Опыт изучения школьных проектов свидетельствует о высоком уровне обученности учащихся языку. Словарь работ богат и разнообразен, включает общенаучную лексику, терминологию, богат синонимами, эмоционально окрашенной лексикой. По всем параметрам эти школьные проекты можно считать исследовательскими, самостоятельно выполненными и дать им название «школьные исследовательские проекты». Такой термин может употребляться применительно к школьным условиям.

Литература
1. Английский язык. 4-11 классы. Современные образовательные технологии: конспекты уроков/ авт.-сост. О.В. Захарьина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169с. 2. Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. – 2004. – №2. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Полат Е.С. – М.: АСАВЕМА, 2002. 4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2000. –№1. 5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3.

Пояснительная записка
Мероприятие проводится в виде фестиваля, на котором присутствуют представители разных европейских стран, несущие информацию о родной культуре и языке. Каждая презентация сопровождается роликом, слайдофильмом, музыкальным оформлением и творческим выступлением. С целью мотивации участия в данном мероприятии проводится анкетирование и беседа о европейских иностранных языках. Данное мероприятие проводится среди учащихся 5 классов.
Цель:
 развивать у учащихся социокультурную компетенцию средствами иностранных языков;  повышать мотивацию к изучению иностранных языков.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей, умений и навыков коллективной творческой деятельности. 2. Развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся. 3. Формирование ответственного отношения учащихся в совместной деятельности.
Оборудование
: мультимедийные средства (проектор, магнитофон, экран, ноутбук, микрофоны), элементы костюмов представляемых стран.
Межпредметные связи:
иностранные языки, русский язык, история, география, литература, музыка.


В раздел начальное образование