"Методика исследовательской работы в начальной школе"
статья
Автор: Орлова Елена Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ Киясовская СОШ, село Киясово, Удмуртская Республика
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Орлова Елена Васильевна
МБОУ «Киясовская СОШ»
Методический семинар по теме :
«Методика исследовательской работы в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям,
а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в
исследовательском поиске,-
одна из основных практических задач
современного образования.
Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать специфические знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска. Исследуя проблему с ребёнком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая, друг другу, мы можем открывать новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству. Я. А. Каменский сказал: «Обучая других, обучаешься сам». Цель исследовательского обучения: «Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры» Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие: - умение видеть проблемы; - умения и навыки наблюдения - умение задавать вопросы; - умение выдвигать гипотезы; - умение давать определение понятиям; - умение классифицировать; - умения и навыки проведения экспериментов; - умения делать выводы и умозаключения; - умения и навыки структурирования материала; - умения и навыки работать с текстом; - умения доказывать и защищать свои идеи. Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных уме- ний и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. Остановимся на
«Развитии умений видеть проблему».
Проблема - это затруднение, неопределённость. Поиск проблем - дело непростое. Известный философ Ф.Ницше писал, что
«великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо,
пока один не поднимет его».
Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Не следует требовать, чтобы ребёнок, начиная собственное исследование, чётко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом, уже начиная действовать. Акт творчества будет существенно обеднён, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Поэтому с ребёнка далеко не всегда следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования. Мы привыкли к тому, что прежде чем что-то делать, надо чётко всё осознать, определить цель, составить план- алгоритм, и действовать. Но следует понимать, что исследовательская деятельность - деятельность творческая, и она имеет свою специфику.
А
уже на этапе составления алгоритма мы теряем всё, что имеет отношение к творчеству.
Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Давайте рассмотрим некоторые упражнения и методики, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи на примере урока «Окружающего мира». Сегодня 25 ноября. Оглянитесь вокруг, прислушайтесь. Чтобы описать свои ощущения, чувства, разделимся на группы. ЗАДАНИЕ для
1
группы - группы артистов: «Посмотри на 25 ноября чужими глазами». На партах лежат листки, на которых написано, чьими глазами вы будете смотреть на мир - глазами зайчика в лесу; солнца в небе; речки; ребёнка, гуляющего во дворе; грядки в огороде. Расскажите, что вы увидели. ЗАДАНИЕ для
2
ГРУППЫ-группы художников. - «Тема одна - сюжетов много» -вы должны придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему «25 ноября». ЗАДАНИЕ для 3 группы: «Назвать как можно больше признаков предмета» - предметом будет являться сегодняшний день «25 ноября». (Осенний, ясный, облачный, пасмурный, ветреный, безветренный, солнечный, холодный, дождливый). Выиграет тот, кто выделит и напишет, как можно больше признаков этого дня. ЗАДАНИЕ для
4
группы- группы экспертов - «Составь рассказ, используя данную концовку» Эксперты слушают выступления и делают вывод, который должен закончиться словами «Потому что наступило 25 ноября». В результате поставленной проблемы дети на уроке усвоят тему и придут к выводу, что данную проблему надо специально исследовать. Только на первый взгляд, кажется всё просто, но, сколько всё же существует неясных вопросов. «Посмотри на мир чужими глазами» - если смотреть на один и тот же объект с различных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другим. «Составь рассказ, используя данную концовку» и «Назвать как можно больше признаков предмета» - применять можно на уроке русского языка. НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ Такие темы как «Почему светит солнце?», «Почему дети идут в школу?», «Почему играют котята?» - внешне выглядят простыми и доступными, но на практике не так просты, как кажется. Для этого нужно рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы. Такие задания можно применять на уроках окружающего мира.
«Наблюдение очевидного» - использовать на уроке изобразительного ис- кусства задание: рассмотреть хорошо знакомый объект -портрет и сказать, что видят его глаза в данную минуту. (Причёска, губы, глаза, покрой одежды и т.п.).
«Увидеть в другом свете». Ни для кого, ни секрет, что одни и те же предме- ты при разном освещении выглядят, и воспринимаются по-разному. Естественно, мысленно можно поменять не только свет, освещающий предмет, но и его цвет. Как изменится этот предмет и что произойдёт с нашим отношением к нему и отношением к нему окружающих? Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к синей котлете или красному воробью? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир? - такое задание применять во внеклассной работе.
«Рассмотреть знакомый предмет» - на уроке изо, рассмотреть осенний лист, охарактеризовать форму, назвать цвет, где они растут, почему меняют цвет и опадают, затем нарисовать по памяти. Таким образом, ребёнок учится открывать в обыденном новые, не- ожиданные возможности. В результате наблюдения в выявлении проблемы, дети становятся внимательнее, учатся излагать свои мысли, сталкиваются с другими взглядами, результатами наблюдений становятся обобщающие уроки по темам. С
целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование: 1. загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий на развитие творческих способностей; 2. игр-исследований, фантастических исследований; 3. ролевых игр, дающих возможность провести квазиисследования возможностей каждой профессии: если б я был строителем (поваром, учителем, фермером и т. д.). В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно- ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. Деятельность учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящаяся учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Эти условия разработаны старшим преподавателем Томского Государственного педагогического университета Н. А. Семеновой [Семенова 2007]. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе непрерывно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не так» - блокируют желание
работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Учёт возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие? Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е.С. Попов) Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая
деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования. В основе и метода проектов, и метода исследований лежат: *развитие познавательных умений и навыков учащихся *умение ориентироваться в информационном пространстве *умение самостоятельно конструировать свои знания *умение интегрировать знания из различных областей наук *умение критически мыслить. Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают: *наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения *практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов *самостоятельную деятельность ученика *структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов *использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родивши сь из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован Стандартами 2 поколения. В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: -исследовательские проекты -творческие -приключенческо-игровые -информационные -практико ориентированные проекты. В качестве раздаточного материала приготовила таблицу «Этапы работы над проектом или исследованием» Раздать таблицы учителям.
А сейчас более подробно остановимся на организации исследовательской
деятельности учащихся в начальной школе.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку- энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению
внутренней мотивации у учеников, не востребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа? Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно- ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть
творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических
средств и методов особое место занимает исследовательская творческая
деятельность.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша. Самый естественный образ действий грудного ребёнка (как и далее) – это исследование (окружающей обстановки, звуков, предметов, возможностей своего тела, голоса, эмоциональных проявлений…). Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”. В предшкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные “как?”, “зачем?” и “почему?”). Умные родители не отталкивают детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты надоел со своими вопросами!”, “когда ты только помолчишь!”), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности
исследователя. Приходя в школу, сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, непривычные к интеллектуальному труду ученики (или ученики с повышенной утомляемостью), быстро устают “думать” и начинают “экранировать” “лишние” знания, оставляя только необходимый минимум для себя (закон энергосбережения). Так формируются здоровые “середнячки”, которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке. Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает, они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают “тосковать”, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд “шалунов” (им скучно на уроке, когда все задания выполнены), они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не “хорошистов”, а “способных, но ленивых, троечников”. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала “тоски” по интеллектуальной загрузке. Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини- исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем я мог бы гордиться? Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть: фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); экспериментальной; изобретательской; теоретической. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и
полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе, или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат. При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы:
Тема исследовательской работы.
Как будет называться мое исследование?
Введение.
Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
Цель.
Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования.
Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы
. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы.
Мои результаты исследования.
Выводы.
Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Использованная литература.
Готовясь к методическому семинару по данной теме нашла методику по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которую разработала учитель начальных классов Кулик Елены Николаевны. Обычно в исследовательской работе : 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.
Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.
Алгоритм проектирования:
выбор темы проекта; актуальность проекта, постановка цели, задач; анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
формирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез; подготовка и написание работы; оценка проекта экспертами (практическая проверка); последействие – устранение недостатков в проекте, оформление; выступление, защита проекта.
Рассмотрим основные шаги написания проекта.
1. Выбор темы проекта.
В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать: интеграцию наук и различных областей практической деятельности; практическую ориентацию целей, задач и содержания работы; предметно-объектный принцип исследования; практическую значимость результатов проекта. В любой области познавательной активности можно найти тему для будущего исследования. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия. Для учебного исследования это может подойти. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над исследованием, а иногда это длительная работа, превратится в тяжкую повинность. В этом случае мы можем не только не получить развитие познавательного потенциала, но и отбить охоту к исследовательской деятельности вообще. При этом надо иметь в виду, что и для учителя метод исследовательской деятельности является довольно трудоемкой технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем исследования. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно работать. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать. Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Деятельность по обнаружению проблем связана с самой сутью творческого мышления. В ходе развития познавательного процесса непрерывно возникают все новые и новые проблемные ситуации. Истоком, началом и причиной нового знания является незнание, проблема. До тех пор, пока не поставлена в ясной форме проблема, не может быть сознательной поисковой деятельности по преодолению указанных отрицательных моментов. Среди проблемных ситуаций можно различать стандартные (рутинные) и нестандартные (оригинальные, творческие). Суть первых заключается в том, что
они дают знание, принципиально не отличающееся от имеющегося знания, а кроме того, в существующем арсенале науки имеются средства и методы разрешения проблем, порожденных этими ситуациями. Нестандартные проблемные ситуации характеризуются иными, противоположными признаками. Они проблематичны в двух отношениях. Во- первых, они содержат в себе какую-либо когнитивную проблему, т.е. проблему, относящуюся к самому объекту исследования, а во-вторых, проблемой для исследователя являются способы, методы и средства решения когнитивных проблем. Таким образом, ученый оказывается в ситуации неопределенности как по отношению к исследуемому объекту, так и по отношению к познавательным действиям с этим объектом. Проблемные ситуации чаще всего существуют в виде противоречий между теми или иными элементами знания, в виде парадоксов, антиномий, дилемм, в форме необъясненных фактов, выступают в качестве противоречий между потребностью в решении какой-либо проблемы и ограниченными возможностями наличного знания. Научиться выявлять противоречия можно с помощью игр. Мы, взрослые, часто из лучших побуждений уводим детей от разрешения противоречий и конфликтов. Этим мы, с одной стороны, щадим и оберегаем нежную психику ребенка от стрессов, трудностей и комплексов, но, с другой стороны, мы лишаем его самостоятельности, возможности самовыражения, самоутверждения, самодвижения. Психологи считают это результатом педагогической безграмотности родителей и называют такое явление "гиперопекой". Итак, начнем подведение детей к пониманию противоречия и к развитию мышления противоречиями серией игр "Наоборот". Наоборот - это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположности. Надо заметить, что "наоборот", не обязательно "против". Антонимы - это слова с противоположными значениями (бедный - богатый, горячо - холодно). Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот? · По свойствам (мягкое - твердое). · По размерам (большой - маленький). · По функции:. Функция – антифункция , действие - антидействие (зажечь - погасить). · По носителю функции и антифункции. Система - антисистема (мел - тряпка, лампа - штора, якорь - паруса). · По характеру, по чувствам (грустный - радостный). В результате игр "НАОБОРОТ" ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Эти игры позволят приучить детей относиться к противоположностям, а потом и к противоречиям, спокойно, не бояться их. Теперь перечислим некоторые игровые упражнения:
1.Назови противоположное свойство.Иначе это упражнение можно назвать
- "Свойство - антисвойство".
2. Назови предметы с противоположными свойствами.3
3. Назови противоположную функцию (функция-антифункция).
4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции.
5. Совмести предметы по антифункциям.
6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно.
7. Назови предметы по заданному антониму.
8.Назови антонимы по заданному предмету.
9. Разрешение противоречий в сказках .(Читая детям сказки, акцентируйте
внимание детей на том, как герои сказок выходят из затруднительных
положений с волшебством и без волшебства).
10. Игра "Хорошо - плохо"( Составление противоречий).
Ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи. Например,такая серия вопросов: 1. Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка"). · Назовите хорошие(плохие) свойства рукавички. · Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими? Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая? А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других - плохо? Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры "Хорошо - плохо". Поздравьте себя и детей, и возьмите с полки пирожок. Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее". Так что всё не так-то уж и безнадежно. Итак, не останавливайтесь и закрепляйте успех: · Что плохого в том, что рукавичка мягкая? Скажи это одной фразой. 2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы: · Какую функцию он предназначен выполнять? · Какое противоречие он разрешает? · Как еще можно разрешить это противоречие? Е.А. Резник предлагает следующую методику обучения детей - формулировать противоречия по "классической" форме: воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять - что хорошо, что плохо. Например: выбираем объект - "ШКАФ". · "Если шкаф большой, то это хорошо потому, что..., но одновременно плохо потому, что...". Дети продолжают: · "Хорошо потому, что можно в нем прятаться от мамы". · "Хорошо потому, что в нём помещается много разных вещей". · "Плохо потому, что ничего в нём не найдешь". И т.д.
· "Если шкаф маленький, то это хорошо потому, что ..., но одновременно плохо потому, что... ". Дети продолжают: · "Хорошо потому, что с ним можно играть". · "Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате". · "Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков". Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас не простая работа, а для детей тем более. Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей. Для развития исследовательской деятельности важно формировать умение задавать вопросы, ,умение классифицировать(по разным основаниям ,находить ошибки и давать их обоснование) давать определения понятиям(на основе работы с трудными словами ,с кроссвордами).На уроках надо применять задачи на развитие наблюдательности(общей и целевой). Обучение основам исследовательской работы на начальном этапе позволяет переориентировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка на процесс саморазвития и предполагает развитие познавательных потребностей и способностей учеников, обучение школьников специальным знаниям для проведения самостоятельного исследования и проектирования, формирование у учеников и педагогов представления об исследовании как одном из ведущих способов учебной деятельности.
2. Постановка цели и задач.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении. Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы: – количественные задачи (отвечающие на вопрос “Сколько?”); – количественные задачи на выявление связей между явлениями (“Какова связь?”); – качественные задачи (отвечающие на вопрос “Есть ли?”); – функциональные задачи (отвечающие на вопросы “Для чего?” или “Зачем?”); – задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос “Как?”); – задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос “Почему?”). После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта
соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем.
3. Анализ литературы.
Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы. Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.
4. Методика исследования.
Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования: – интервью, – опросы, – обработка статистических и опытных данных. На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи: – поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям, – сбор информации, – решение промежуточных задач, – анализ собранной информации. Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил: – Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки. – Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение. – Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты. – Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
5. Сбор материала и принципы работы с ним.
Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее, чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным. Чем сложнее характер
условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть. Если материал или площадь исследуемого объекта велики, пользуются методом проб или выборки материала. Выбор проб должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинен математической закономерности. При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники. После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах. Отчет о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более, нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен. Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы. Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, про- думать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиапроектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать. Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории. Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к.
позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия. ВЫВОД: Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково- творческой деятельности во внеурочное время. (Предметные недели, викторины, конкурсы). Применение методов выявления проблемы в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения проблемы до её решения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
В раздел начальное образование