Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Растения путешественники"

Урок

Автор: Бондаренко Валентина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №41, город Белгород



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


В гостях у Пугала Огородного

Тема Растения путешественники

Цель:
содействовать расширению знания обучающихся об овощах, об их истории возникновения на наших огородах; определить степень важности этих знаний
;
создать условия для развития познавательной активности и возможности работать в группе. Ход урока.
1.Проверка домашнего задания:
Тест: Верно ли, что горошина не плод, а семя? Да Верно ли, что корнеплод моркови не содержит семян? Да Верно ли, что у корнеплода свёклы люди используют и вершки, и корешки? Да Верно ли, что помидор корнеплод? Нет Верно ли, что зонтик укропа спасёт от дождя? Нет Проверка. Да. Да. Да. Нет. Нет. Оцените себя. Без ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 Отложите работу. Определитесь, что вы сделаете, чтоб исправить ошибки. (Советую вам перечитать статью учебника с. 151-154) - Какие культуры были названы в тесте? (Горох, морковь, свёкла, помидор.) -Каким словом можно объединить эту группу растений? (овощи) -Какие ещё овощи вы знаете? -Верно ли, что овощи растут в саду? (нет) -А где? (В огороде) (Открывается доска с записью: овощи - огород и иллюстрациями овощей) -Отправимся и мы в гости на огород. А где же хозяин?
2. Введение в тему урока
Появляется Пугало. Слышно карканье вороны. - Кыш! Кыш! Проклятое воронье! Кыш. О! (зрителям) А вы чего тут делаете? А? Посторонние на огороде! (пауза) Ну, чего улыбаетесь? -Уважаемый хозяин! Не пугайте и не прогоняйте нас.
Мы пришли к вам в гости.
- Правда? Как хорошо! Честно говоря, скучно мне одному. Кроме ворон никто сюда не заглядывает. Все обо мне забыли. А я как-никак на государственной службе состою, при исполнении особо важного задания! Что делаю? Охраняю этот огород! Про меня здесь говорят: В огороде стоит, Ничего не говорит. Сам не берёт И воронам не даёт. - Узнали хозяина, ребята? (Огородное пугало) - Да, зовут меня Пугало, а фамилия – Огородное. Пугало Огородное. Огород мой не мал, не велик, ровно столько, сколько нужно. И чего здесь только нет. Здесь живут … - Минуточку, уважаемое Пугало! А пусть ребята сами догадаются, кто живёт на грядке. Практическая работа:
Чьи семена?
На столах коробочки и таблички овощных культур. Приведите их в соответствие. Фасоль горох капуста картофель свёкла морковь лук чеснок огурец тыква - Молодцы, ребята. Учитель: -А знаете, ребята, что у каждого овоща на грядке есть своя история, свои приключения. Пугало Огородное, ты, наверное, все истории хорошо знаешь? - Конечно. - А вы, ребята, хотите знать какие?
- Я бы рассказал, но сейчас я очень занят. Видите, опять вороньё налетело. Пойду исполнять свои обязанности. А вы можете оставаться. Грядки не топчите! По дорожкам ходите! (уходит) - Кыш! Кыш! Учитель: - Что же разберёмся сами. Вспомним, как появились культурные растения? Сообщение ребёнка: Разводить полезные растения человек стал очень давно, еще в каменном веке. Сначала люди собирали то, что давала природа и что можно было употребить в пищу — плоды, листья, семена. Затем стали сохранять отдельные виды деревьев, кустарников, трав, которые им давали пищу. Потом люди догадались разбрасывать семена полезных растений и собирать урожай. Постепенно древние земледельцы научились отбирать растения с вкусными плодами, с высокой урожайностью и другими полезными свойствами. Так появились культурные растения. В общем, все овощные растения имеют свои многовековые истории.
3. Физминутка
Иван, Иван, Вырывай бурьян (дети имитируют «вырывают сорняки», отбрасывают их в сторону от себя) Чтоб росла редиска, Чтоб росла морковка, Зеленел лучок. (имитируют посев семян) Не ленись, дружок! (имитируют работу с граблями) Чтобы была репка, Сладкая и крепкая, Чтоб капусты кочанок, Рос большой, как чугунок. (делают большой круг, растягивая руки) 4.
Работа по теме урока
Попробуйте определить тему урока:
Тема урока: Изучим истории некоторых культур и сделаем выводы.
Что для этого надо? Познакомимся с разными историями овощей. Представим их на суд товарищей в виде рекламы. Вы можете воспользоваться иллюстрациями с доски.(Клеящий карандаш, листы ватмана, словарики с загадками, фломастеры на столе у каждой группы) -А ещё я предлагаю ответить на вопрос: а надо ли знать людям историю происхождения растений? А) Работа в группе: 1
Люди знают свёклу
с глубокой древности. В III веке до нашей она дико росла на побережье Средиземного моря. Первым растением, которое стал выращивать человек, была листовая свёкла
мангольд
. Тогда выращивали свёклу в основном как лечебное растение. Древние римляне с удовольствием ели свекольные листья. В средние века появляются корнеплодные свёклы.. В Киевской Руси ее стали возделывать в 10 веке. Сейчас красная корнеплодная свёкла — одно из самых популярных растений. Из неё готовят самые разнообразные блюда, маринуют, засаливают и даже готовят напитки. 2
. Морковь
- древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тыс. лет. Морковь была известна древним грекам и римлянам. О давности выращивания моркови свидетельствуют окаменелые корнеплоды, найденные в постройках в Швейцарии. В диком виде морковь и сейчас встречается в Америке, в Средней Азии и на Кавказе. Сначала ее употребляли как лакомство. В европейские страны морковь переехала в 16 веке. Ее применяли в лечебных целях. На Руси морковь выращивают с 10
века. В старину её любили высаживать в садах из-за красивой ботвы, позднее стали сеять на полях и огородах для употребления в пищу. А сейчас морковь используют в пищу в сыром и варёном виде, в виде приправ, также её консервируют и сушат. 3 Родина картофеля — Южная и Центральная Америка. В диком виде его уже не встретишь. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Но потребовалось 100 лет, чтобы картофель занял достойное место на нашем столе. Сначала картофель выращивали как декоративное растение: его цветами знатные дамы даже свои шляпки и прически украшали. Потом варили варенье из зеленых ягод. Но вкус такого варенья оказался очень неприятным. И лишь когда догадались испечь подземные клубни, люди поняли, как вкусна картошка! Во многих странах заставляли сажать картофель силой. В России крестьяне стали разводить картофель только после специального указа правительства. Сейчас картофель считают у нас «вторым» хлебом
.
4.
Археологические раскопки
свидетельствуют, что человек начал возделывать капусту со времен каменного и бронзового века. Впервые широкое признание капуста получила в Древней Греции. За много веков до нашей эры применяли капусту как лекарство в Египте, Греции, Риме. Ее использовали для лечения бессонницы, головной боли. Ее соком смазывали раны. Потом капуста перебралась в Европу и стала одной из главнейших овощных культур. Там капусту впервые попробовали в Испании. Испанцы её называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова». На территорию России капуста была завезена греками, римлянами и русскими купцами. На Руси её шинковали и солили, в честь этого события устраивались вечеринки, где водили хороводы, пели, шутили. С 16 века появились и другие виды капусты: кольраби, цветная и брюссельская капуста. 5.
Родина помидоров
– Южная Америка, где эту культуру выращивали задолго до появления там европейцев. Там это растение называлось томат. В Россию и США томат был завезён из Европы в 18 веке. Повсюду его выращивали для красоты: красивые жёлтые и красные плоды на зелёных кустах выглядели очень нарядно. Их сравнивали с яблоками– отсюда пошло такое название «помидоры». В России помидоры выращивали на аптекарских огородах. Употреблять томаты в пищу не решались, так как они считались ядовитыми. Позднее было установлено, что незрелые плоды содержат горькие вещества – гликозиды, которые при созревании исчезают. Одной из первых стран, где стали выращивать томаты для употребления в пищу, оказалась Россия. Зрелые плоды используют в сыром виде, варят, жарят, засаливают и консервируют. А томатный сок пьют как хорошее восстановительное средство. В Перу до сих пор можно встретить дикий, то есть еще не «прирученный» людьми томат. Плоды этого растения размером всего с вишню и весит не больше 5 граммов! А ученые-ботаники получили различные сорта томатов с разнообразной окраской и формой. Есть плоды, которые весят 500 граммов и даже 1 килограмм! б) Реклама (рекламки вывешиваются на доску под слово «ОГОРОД»)
5. Физминутка

6.Тайна Цветного мешочка.
Это растение люди используют как с самых давних времён. Оно насчитывает историю в более чем четыре тысячи лет. Его родина - Центральная Азия, нынешняя территория Ирана и Афганистана. Постепенно оно распространилось и в ближайшие страны – Индию, Китай, Грецию. На Руси эта культура известна с 10 века. В наше время её выращивают повсюду как огородную культуру и употребляют в пищу луковицы и листья. С ней вкусны и полезны супы, салаты, маринады, мясные и рыбные блюда. Родственников этого растения очень много на белом свете живёт. Например, батун, шалот и порей.
Итальянский писатель Джани Родари о семье этого овоща, его приключениях целый роман написал. Предположения детей. Вытащить из мешочка лук. Добавляется рекламка
7. Итог
: Спасибо ребята, молодцы. Из ваших работ мы узнали об истории появления некоторых овощей на нашем столе. (стрелками указываю связь) - Что о них можно сказать? (Как они у нас появились?) ( Переселились) - А важно ли людям знать историю переселения овощных растений? - ( Да, потому что, зная, в каких условиях растение росло на родине, можно в новом месте создать похожие условия, чтоб оно хорошо росло.) - Родина многих растений находится далеко за пределами нашей страны. Верно ли, что их можно назвать
растения - путешественники
? (Да) - История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями. Хотите продолжить знакомство с растениями путешественниками дома?
8.Домашнее задание:.
1. Ознакомиться со статьёй учебника с. 156-157;продолжить знакомство с растениями переселенцами. Используйте разные источники информации, в том числе и книгу Головкина Б.Н "Рассказы о растениях-переселенцах" 2. На нашей выставке у овощей стоят такие таблички «А», «В», «С». Узнайте, почему и используйте эти знания в рекламе какого-либо культурного растения. 9
. Рефлексия
: выразите своё отношение к уроку. Оцените свою работу в группах. Дайте оценку товарищу. На уроке я узнал…. Мне показалась интересной информация … Я не знал, что … Самое интересное задание … Я доволен собой, потому что … Я не очень доволен собой, потому что… Хочу похвалить ……
Участники работы в группе № ____

Оценю

себя сам

Оценили участники группы

1

2

3

4

5

6

7


Рабочий материал для учащихся:
фасоль капуста свёкла чеснок огурец горох картофель морковь лук тыква Загадки Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я? ... (Свекла) В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. (Помидоры) Над землей трава, Под землей бордовая голова. (Свекла) Как на нашей грядке Выросли загадки - Сочные да крупные Вот такие круглые. Летом зеленеют, А осенью краснеют. (Помидоры) В бордовом платьице она, Тверда на ощупь и крупна. Она нам дарит на обед Бордовый борщ и винегрет. (свёкла) Растут на грядке Зелёные ветки, А на ветках — Красные детки. (Помидоры)
Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, Меня ищи. ( Капуста) Красна - девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) Рассеялась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки. И крупной соли полмешка. (Капуста) Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (Картофель) За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. (морковь) Сто одежек - Все без застежек. (капуста) Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Не одну нашли, а десять. (картошка) Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь) Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста) Посадили зернышко - вырастили солнышко. (Подсолнух) Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук) На жарком солнышке подсох И рвется из стручков ... (Горох) Летом ~ в огороде, Свежие, зелёные, А зимою - в бочке, Крепкие, солёные. (огурцы) Величава и кругла, На бахче она жила. Сверху серая, смотри, Но оранжево внутри. К похвалам она привыкла На вид он кроха, карапуз, Но острый он имеет вкус. Из белых долек состоит, Съешь дольку – все во рту горит. (чеснок)
Королева каши... (Тыква ) Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. (Горох) Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь. (Репка) Капуста любит воду да хорошую погоду. Морковь прибавляет кровь.

Картофель




Родина картофеля — Южная и Центральная Америка. В диком виде его уже не встретишь. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Но потребовалось 100 лет, чтобы картофель занял достойное место на нашем столе. Сначала картофель выращивали как декоративное растение: его цветами знатные дамы даже свои шляпки и прически украшали. Потом варили варенье из зеленых ягод. Но вкус такого варенья оказался очень неприятным. И лишь когда догадались испечь подземные клубни, люди поняли, как вкусна картошка! Во многих странах заставляли сажать картофель силой. В России крестьяне стали разводить картофель только после специального указа правительства. Сейчас картофель считают у нас «вторым» хлебом.

Помидоры




Родина помидоров – Южная Америка, где эту культуру выращивали задолго до появления там европейцев. Там это растение называлось томат. В Россию и США томат был завезён из Европы в 18 веке. Повсюду его выращивали для красоты: красивые жёлтые и красные плоды на зелёных кустах выглядели очень нарядно. Их сравнивали с яблоками – отсюда пошло такое название «помидоры» - «золотые яблоки». В России помидоры выращивали на аптекарских огородах. Употреблять томаты в пищу не решались, так как они считались ядовитыми. Позднее было установлено, что незрелые плоды содержат горькие вещества – гликозиды, которые при созревании исчезают. Одной из первых стран, где стали выращивать томаты для употребления в пищу, оказалась Россия. Зрелые плоды используют в сыром виде, варят, жарят, засаливают и консервируют. А томатный сок пьют как хорошее восстановительное средство. В Перу до сих пор можно встретить дикий, то есть еще не «прирученный» людьми томат. Плоды этого растения размером всего с вишню и весит не больше 5 граммов! А ученые-ботаники получили различные сорта томатов с разнообразной окраской и формой. Есть плоды, которые весят 500 граммов и даже 1 килограмм!

Свёкла
.



Люди знают св
ё
клу с глубокой древности. В III веке до нашей она дико росла на побережье Средиземного моря. Первым растением, которое стал выращивать человек, была листовая св
ё
кла
мангольд
. Тогда выращивали св
ё
клу в основном как лечебное растение. Древние римляне с удовольствием ели свекольные листья. В средние века появляются корнеплодные св
ё
клы.. В Киевской Руси ее стали возделывать в 10 веке. Сейчас красная корнеплодная св
ё
кла — одно из самых популярных растений. Из неё готовят самые разнообразные блюда, маринуют, засаливают и даже готовят напитки

Капуста








Археологические раскопки свидетельствуют, что человек начал возделывать капусту со времен каменного и бронзового века. Впервые широкое признание капуста получила в Древней Греции. За много веков до нашей эры применяли капусту как лекарство в Египте, Греции, Риме. Ее использовали для лечения бессонницы, головной боли. Ее соком смазывали раны. Потом капуста перебралась в Европу и стала одной из главнейших овощных культур. Там капусту впервые попробовали в Испании. Испанцы её называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова». На территорию России капуста была завезена греками, римлянами и русскими купцами. На Руси её шинковали и солили, в честь этого события устраивались вечеринки, где водили хороводы, пели, шутили. С 16 века появилась кольраби, цветная и брюссельская капуста.

Морковь
Морковь - древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тыс. лет. Морковь была известна древним грекам и римлянам. О давности выращивания моркови свидетельствуют окаменелые корнеплоды, найденные в постройках в Швейцарии. В диком виде морковь и сейчас встречается в Америке, в Средней Азии и на Кавказе. Сначала ее употребляли как лакомство. В европейские страны морковь переехала в 16 веке. Ее применяли в лечебных целях. На Руси морковь выращивают с 10 века. В старину её любили высаживать в садах из-за красивой ботвы, позднее стали сеять на полях и огородах для употребления в пищу. Морковь используют в пищу в сыром и варёном виде, в виде приправ, также её консервируют и сушат. А сейчас морковь используют в пищу в сыром и варёном виде, в виде приправ, также её консервируют и сушат.

Долгий путь к окультуриванию растений








Алгоритм подведения итога урока:
На уроке я узнал…. Мне показалась интересной информация … Я не знал, что … Самое интересное задание … Я доволен собой, потому что … Я не очень доволен собой, потому что… Хочу похвалить ……
Алгоритм подведения итога урока:
На уроке я узнал…. Мне показалась интересной информация … Я не знал, что … Самое интересное задание … Я доволен собой, потому что … Я не очень доволен собой, потому что… Хочу похвалить ……
Алгоритм подведения итога урока:
На уроке я узнал…. Мне показалась интересной информация … Я не знал, что … Самое интересное задание … Я доволен собой, потому что …
Алгоритм подведения итога урока:
На уроке я узнал…. Мне показалась интересной информация … Я не знал, что … Самое интересное задание … Я доволен собой, потому что …
Я не очень доволен собой, потому что… Хочу похвалить …… Я не очень доволен собой, потому что… Хочу похвалить ……
Алгоритм подведения итога урока:
На уроке я узнал…. Мне показалась интересной информация … Я не знал, что … Самое интересное задание … Я доволен собой, потому что … Я не очень доволен собой, потому что… Хочу похвалить ……
Алгоритм подведения итога урока:
На уроке я узнал…. Мне показалась интересной информация … Я не знал, что … Самое интересное задание … Я доволен собой, потому что … Я не очень доволен собой, потому что… Хочу похвалить ……


В раздел начальное образование