Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Педагогическая работа по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста."

статья

Автор: Богомолова Галина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Лицей г.Отрадное", Ленинградская область



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Педагогическая работа по формированию адекватной

самооценки детей младшего школьного возраста.
Cамооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Многие психологи – такие, как Божович Л. И., Липкина А. И., Мухина В. С., Савонько Е. И., Эльконин Д. В. и др
.
рассматривали в своих работах вопросы становления самооценки, ее формирования у ребенка как важнейшие вопросы, определяющие развитие его личности. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется. С каждым годом, наблюдая за детьми, приходящими в школу, замечается закономерность: ребенок, который уверен в себе, в своих способностях, в безусловной поддержке родителей учится гораздо легче. Ему легче во всем: в процессе первичной адаптации легко привыкает к учителю, к одноклассникам, к новым требованиям школы, в дальнейшем ребенок испытывает меньше трудностей при усвоении новых предметов, в том числе углубленных. Но кроме навыков чтения, письма, счета, которые современные родители прививают своим детям ещё до школы, ученики переживают, думают, волнуются, обижаются, порой не понимая, что с ними происходит. В практике педагогов нередки случаи, когда ребенку необходима помощь в коррекции некоторых личностных особенностей, в том числе и самооценки, По нашему мнению, такая помощь особо необходима детям 7-8 лет, которые испытывают серьезные психологические трудности в период адаптации к школе. Новая социальная ситуация обостряет некоторые черты
характера ребенка, вызывает различные проблемы, с которыми ему трудно справиться самостоятельно. Наши наблюдения показали, что учителя начальных классов практически все внимание уделяют развитию познавательных процессов детей, обучению их навыкам чтения, счета и письма, нередко оставляя вне поля зрения личность учеников, их психологические особенности. Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации. В детстве самооценка является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной, легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности.А затем в формировании адекватной самооценки принимает непосредственное влияние школа и учителя. И здесь важно,объединившись с родителями, помочь ребенку в развитии своих сильных сторон. Все дети, даже, казалось бы, крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, однако, талант менее заметен. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других - невероятное воображение, помогающее им находить новые решения многих задач. У третьих просто милый характер. Всем детям, независимо от их достоинств, необходимо знать, что родители любят их и гордятся ими. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить. Часто возникают ситуации, ударяющие по чувству собственного достоинства ребенка. Общество ждет от детей многого - подчинения официальным лицам, спокойного поведения в классе, освоения чтения, счета, пользования деньгами и т.д. Дети стараются либо идти навстречу, либо
сопротивляться этим навязанным им внешним требованиям. Для многих детей, особенно для тех, кто плохо усваивает новое, типичные сложности развития и обучения - основные препятствия в формировании адекватной самооценки. Когда в процесс развития положительной адекватной самооценки включается школа, то ее влияние становится значительным. Если ребенок пришел в школу с уже сформированным отрицательным отношением к себе, учитель может еще более усилить его,
но он же может сформировать у

ребенка и более позитивный взгляд на себя и на свои способности.
На практике, организуя учебно-воспитательную работу, учителю необходимо не только соотносить достигаемые детьми результаты с их умственными способностями и отношением к учению, но и принимать в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях. Так как от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, отношение к ошибкам и ряд других моментов учебной деятельности. В своей педагогической практике для формирования адекватной самооценки у учащихся учитель может использовать разнообразные способы по формированию положительной самооценки. Кроме того, во время учебно-воспитательного процесса для повышения самооценки учащихся, для формирования таких качеств самооценки как адекватность, критичность, содержательность, устойчивость учитель должен
знать

значимость вербальной оценки деятельности детей, уметь

сотрудничать с ребенком и создавать на уроке «ситуацию успеха» для

учащихся.
Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит ее на
основе специально разработанных критериев и требований общества. К вербальным же оценочным суждениям учителя общество предъявляет лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, – они должны отвечать гуманистическим тенденциям народного образования, способствовать развитию учащихся. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчеркивать прилежность учеников, которым трудно дается учеба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них. Как правило, самооценка младшим школьником своей учебной деятельности ориентирована на оценки, выставленные в журнал, поскольку они являются основанием для социального контроля и санкций. Однако, как считают многие психологи и педагоги , вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена, а, следовательно, более доходчива до ума и сердца ребенка. Существует распространенное мнение, что ребенок добивается больших успехов, когда его хвалят. Действительно, поддержка и благоприятная эмоциональная атмосфера очень важны для успешности любого вида деятельности. Но не надо забывать о том, что реальные результаты труда должны реально оцениваться, ребенка надо учить анализировать свою работу, применяемые средства и достигнутые результаты. А еще нужно не забывать на своих уроках создавать ситуацию успеха для ребят, это сформирует их правильную положительную самооценку. Для педагогов и психологов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований
говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Учителю начальных классов необходимо знать и уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение ребенка к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность; развивать у детей адекватность самооценки.


В раздел начальное образование