"Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Статья
Автор: Смирнова Ольга Станиславовна, учитель начальных классов, МБОУ Школа № 4, г. Нелидово Тверская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Методическая разработка
по теме «Формирование орфографической зоркости у
младших школьников»
Смирнова Ольга Станиславовна, учитель начальных классов г. Нелидово Тверская область Никто не будет оспаривать, что формирования навыков грамотного письма существенную роль имеют способности человека «фотографировать» слова. Только в случае сомнения правописания того или иного слова мы прибегаем к помощи грамматики « правописания». Поэтому так важно иметь и хорошую зрительную память, и развитую орфографическую зоркость. В настоящее время можно выделить три способа усвоения орфографии школьниками начальных классов. Первый способ состоит в соответствии букв и звуков. Этот путь простой и самый важный, потому что вводится с первых шагов обучения. Методика обучения грамоте предусматривает обширный набор приёмов звуко - буквенного анализа и синтеза. Звуко - буквенный продолжается и после окончания буквенного периода, приобретая новые формы. Он служит основой для формирования у учащихся фонетического слуха, того чутья, которое предсказывает им правильное написание букв не только в сильной позициях гласных и согласных , но и в слабых. Звуко - буквенный анализ формирует у учащихся орфографическую зоркость, т.е умение находить безошибочно в слове трудные для написания орфограммы, замечать расхождение между звучанием и написанием. Звуко - буквенный анализ особенно необходим в начальных класса ,т.к на этой степени обучения дети ещё не изучали достаточное количество орфографических правил и не имеют систематических знаний и умений по грамматике, к тому же их словарь ещё беден, поэтому они не всегда могут подобрать проверочные слова. Данное направление имеет соответственные приёмы: - деление слова на звуки и буквы, составление слов из букв;
- Указание тех случаев, когда буква и звук отчётливо совпадают, и тех, когда полного совпадения нет и требуется проверка; - проговаривание слов и предложений с орфографическими задачами и нормами орфоэпии, при этом говориться: « так пишем» и « так произносим»; - -слуховые диктанты разных типов; - самодиктанты, упражнения на развитие дикции и выразительности речи и чтения. Можно ли научить детей грамотному письму на основе соответствия звукового и буквенного состава слова? По видимому нет: т.к многие морфологические традиционные и особенно дифференцирующие написания на этой основе на могут быть усвоены. Второй способ обучения орфографии - это заполнение графического состава слова, его «образца». Он широко используется в практике обучения и это объясняется следующими причинами: 1. Заполнение важнейший элемент усвоения, без него обойтись нельзя, прочное запоминание, долгое хранение в памяти, точное и быстрое извлечение из памяти и воспроизведение- таковы ступени овладения любыми знаниями. Какое- либо игнорирование запоминания недопустимо в обучении. Вопрос лишь в том, как происходит запоминание: механически или осознанно. Запоминание осуществляется и на основе звуко- буквенного анализа и на основе решения орфографических задач. 2. В процессе усвоения орфографии должны включены рецепторы и соответственно разные виды памяти, должны работать разные факторы: Зрительный, слуховой, рукодвигательный, речевой, мыслительный. Соответственно их методика обеспечивает использование приёмов обучения, опирающихся на эти факторы. 3. Школьники должны усвоить правописание большого количества слов традиционного написания, т.е непроверяемых, а так же тех, которые могут быть проверены лишь на более поздних степенях обучения. К данному направлению обучения относятся такие конкретные методические приёмы:
- разнообразные приёмы списывания, обычно осложнённого грамматическими , лексическими и орфографическими знаниями; - зрительные диктанты; -использование « Орфографического словаря» и самостоятельно составленных словарей; - проговаривание слов; - вывешивание на стенде трудных слов; - печатание слов. Запоминание графического состава слова также не может быть универсальным способом обучения орфографии, потому что огромное количество орфограмм- все случаи правописания падежных окончаний, у склоняемых частей речи и личных окончаний у глаголов , все дифференцирующие написания, многие случаи написания приставок и суффиксов – не может быть усвоено на основе запоминания, ибо они не постоянны. И соотнесение звуков и букв и запоминание – необходимые условия в общей системе формирования орфографических умений и навыков. Третий способ усвоения орфограмм – это решение орфографических задач, или выполнение сложных действий на основе применения правил, способов проверки. Этот путь оценивается высоко с точки зрения развивающего обучения, как орфографическое действие, выполняемое на основе алгоритма и состоящее из ряда последовательных «шагов». Решение орфографических задач обеспечивает усвоение главным образом морфологических написаний, поскольку именно эти написания регулируются правилами и опираются на грамматику. Поскольку решение орфографических задач требует не только свободной ориентировки в звуковом составе слова, но и существенных теоретических знаний по грамматике, словообразованию, фонетике, а также зрительного и мобильного лексического запаса, то и применение третьего способа обучения орфографии расширяется по мере передвижения учащихся от класса к классу. Решение орфографических задач обеспечивает наивысшую осознанность в работе по орфографии по сравнению с другими способами её усвоения. Поэтому оно может рассматриваться не только как орфографическое средство, но как грамматическо –
орфографическое, т.к. обеспечивает непрерывное и осмысленно мотивированное повторение грамматического материала. Однако универсальным способом обучения орфографии не может быть даже решение орфографических задач, лишь разумное сочетание всех трёх способов работы даёт положительный результат. Сопоставление звукового и буквенного состава слова, запоминание графического состава слов, решение орфографической задачи – вот три способа усвоения орфографии учащихся. Эти способы деятельности учащихся, ни в коем случае нельзя противопоставлять друг друга, они выступают в гармоническом сочетании, содействуя один одному. Так решение любой орфографической задачи требует свободной ориентировки в звуковом составе слова, даже самое лучшее решение орфографической задачи не даст конечного результата без заполнения. Изучение причин ошибок показывает, что основное их количество в начальных классах допускается из-за неумения обнаруживать орфограмму. Следовательно, нужно специальная, систематическая тренировка учащихся в нахождение орфограмм, т.е. нужна выработка у детей орфографической зоркости. Этой цели способствует звуко-буквенный анализ слов, устное орфографическое комментирование, подчёркивание орфограмм при выполнении письменных упражнений, а также определение на какое правило эта орфограмма. Обязательным условием формирования обобщенных умений, связанных с обнаружение орфограмм, является усвоение учащихся опознавательных признаков орфограмм и учёт этих признаков на всех этапах изучения орфографических тем. В памяти накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти « опасные» звуки и сочетание уже в процессе обучения грамоте, т.е. при практическом усвоении правил графики, и в дальнейшем- при изучении состава слова частей речи и других тем русского языка. К числу «опасных» звуков и звукосочетаний можно отнести парные звонкие и глухие согласные, сочетание согласных, в которых могут встретиться непроизносимые согласные, сочетание согласных, в которых могут встретиться непроизносимые согласные: шипящие согласные и т.д.
В составе опознавательных признаков большинство орфограмм, изучаемых в начальной школе, присутствуют фонетические признаки, например: -орфограмма «Безударные гласные(проверяемые) в корне слова- отсутствует ударения на гласном корне (первый опознавательный признак); - орфограмма «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова- согласные, образующие пары по звонкости и глухости (первый опознавательный признак); -Орфограмма «Буква и, у, а после шипящих- наличие в слове звуков, обозначающих буквами ж, ш, ч, щ: наличие их в словосочетании с гласными; -Орфограмма «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»- наличие на конце слова шипящих согласных ч, ш, щ(первый опознавательный признак); Тот факт, что фонетические признаки орфограмм стоят на первом месте, нельзя не учитывать в методике их изучения. Рассмотрим данную проблему на примере орфограммы «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Работая над проверяемыми гласными на уроках русского языка, я столкнулась с проблемой их исправления. Работая в течении ряда (20 лет), я убедилась, что после изучения правила, о написании безударной гласной в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Я думаю так: чтобы вставить букву, ученикам нужно решить орфографическую задачу, а чтобы осознано правильно написать слова в своём тексте, им необходимо сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому возникает необходимость совершенствовать навыки написания слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. К работе над темой привело то, что старшее звено(учителя-предметники) очень много делало замечаний по этой теме. Учащиеся хорошо знали правило, но в итоге допускали очень много ошибок по написанию слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Я поставила перед собой следующие цели:
-развитие умения проверять написание безударных гласных в корне; -формирование умения находить и проверять орфограмму; - развитие умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные. При написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением, я выдвинула перед собой следующие задачи: 1. Обнаруживать в процессе письма орфограмму; 2. Найти часть слова, в которой допущена ошибка; 3. Найти проверочные слова. (Доказать, почему нужно написать именно эту буква). 4. Подбирать примеры на это правило. Способность находить и выделять правило о написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Нужно специально воспитывать с первого класса. Формирование навыка написания гласных в корне слов необходимо, чтобы учащиеся быстро и безошибочно находили в слове ударные и безударные слоги, выделяли в слоге корень, подбирали однокоренные слова, знали, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, и умели на письме применять это знание. Операции, которые выполняли ученики при написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне, определились характером данной орфограммы и психологическими особенностями формирования орфографических навыков. Прежде чем писать слово, ученику уяснить его смысл. Поэтому первая операция – выяснение смысла слова. Во-вторых, нужно найти в слове безударный гласный звук, требующий проверки. В-третьих, выделить в слове корень. Это необходимо для того, чтобы узнать, в какой части слова находится безударный звук, поскольку изучаемое правило проверки безударных гласных относится только к корню. В–четвёртых, подобрать проверочное слово. Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное с (Ударением)ударным гласным звуком в корне. В-пятых, написать в корне проверяемое слова ту гласную букву, которая пишется в ударном слоге проверочного. Для формирования навыка большое значение, система имеет упражнений. В практике широко применяются разнообразные виды упражнений, направленные на формирование навыка правописания безударных гласных в корне слова.
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. 2. Придумайте слова на заданную тему(«Город»), укажите орфограмму «В лесу»). 3. Записать (под диктовку) только слова на правописание безударной гласной в корне слова. Доказать. 4. Найти четвёртое лишнее: Сад ,стена, зуб, чистота. Следы, гнёзда, сосна, поля. 5. Запишите под диктовку. Найдите слова на правописание безударных гласных в корне слова. 6. Работа по заданию. а) Подберите однокоренные слова, обозначьте корень: Море- морской, корм-… б) Составьте рассказ по опорным словам. 7. Развитие оперативной памяти. а) Словарный диктант «Кто больше»( начиная с 3-хслов по методике Федоренко). б) Распространение предложения. в) Работа по восстановлению деформированного предложения. 8. Пользование составленными алгоритмами. Важное место в системе обучения правописанию имеет работа над ошибками. Для того, чтобы облегчить самостоятельную работу над ошибками человек получил «Памятку», в которой все орфограммы пронумерованы, даны указания о том, какие Операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму. «Памятка» заполняется по мере изучения правила. Работа над понятием «Безударные гласные» следует начинать с первых страниц азбуки. В первом классе нужно постоянно проводить работу над развитием фонетического слуха учащихся, проводить наблюдения над словами, написание которых расходится с их произношением (Например: котик – каток, …отрабатывать умения находить в словах ударные и безударные слоги, проговаривать слова.
Нужно учить в двухсложных словах проверять безударные гласные путём постановки ударения. Основная задача на данном этапе- научить учащихся видеть безударную гласную в слове. Процесс этот очень сложный и длительный. Наиболее эффективным методом работы, на мой взгляд была игра « Маячки», которая дала возможность научить детей зрительно запоминать слова, присматриваться к ним, выглядит это так: В лесу жила лиса. В норе у неё были лисята. При выполнении задания дети читали слова дважды : сначала орфографически, затем орфоэпически. Цель этого задания –обратить внимание детей на несоответствие написания слов их произношению. Работать над правописанием безударных ударением, помогает придуманный мною весёлый грамматический человечек с «узелками на память» в ушах. Он же оживит и конец урока при закреплении изученного: - «Какую тему изучали?» - Какие гласные требуют проверки при письме? - Сколько их? - Что надо помнить, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне? К словам с «маячками» подбирались проверочные слова, путём изменения формы слова. Помог и такой приём, когда дети слышимые слова не записывали, а отмечали графически только безударные гласные (учитель диктует). На дворе горой, а в избе водой. Учащиеся отмечали, что безударная гласная встретилась три раза, а и- один раз. Много использовались и другие традиционные виды работы.
При изучении, повторении и закреплении безударных гласных, как было уже сказано, важно методика, которая нужна не только учителю, но и ребёнку, так как, овладевая ею, он учится работать самостоятельно, что важно для успешного обучения в дальнейшем. На уроках обучения грамоте нужно систематически проводить словарную работу, работать над их лексическим значением. Иногда можно практиковать домашнее задание по русскому языку по «Литературное чтение», т.е. в стихах, в баснях, отрывках из произведений, учащиеся находили слова с безударными гласными в корне и подбирали проверочные. Не менее важно научить на уроке детей самоанализу учёта своих действий и их результатов. Поэтому при работе над теми же безударными гласными были использованы всевозможные материалы. Что это даёт? Это даёт возможность проконтролировать себя и установить проблемы. Кроме того, у детей воспитывается ответственное отношение к учению. Итак, разнообразие приёмов, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, межпредметные связи помогли моим ученикам усвоить такую трудную тему, как правописание безударных гласных. Программные требования к учащимся следующие: грамотно и каллиграфическими правильно списывать и писать под диктовку текст, включающий написание слов с безударными гласными в корне, проверяемые ударением. Проводится очень большая работа по этому правилу, но при написании контрольных диктантов, дети допускают большое количество ошибок. Я считаю, что у некоторых детей есть определённые улучшения, по написанию слов на безударную гласную. По результатам работ привела к тому, что учащиеся моего класса написали контрольную работу, допустили определённое количество ошибок на это правило, степень обученности по контрольному диктанту составил 80%. Но мы с детьми не будем останавливаться на достигнутом, приложим все усилия, чтобы было как можно меньше ошибок на это правило.
Я уверена, что обучать ребёнка необходимо с радостью, воспитывать его с большой любовью, а всю работу строить на интерес, поощрения и похвале. Я убеждена, что научить и воспитывать ребёнка можно только с помощью улыбки, ласки, уместной шутки, милосердия и доброжелательности.
Виды работ по развитию
орфографической зоркости.
Январь
1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 1. Голубь, гвоздь, рукав, стриж, флаг, автобус, вежлив. Подчеркнуть звонкие и глухие согласные на конце. Назвать проверочные слова. 2. Утюг, глаз, наряд, дворы, скала, волна, строка. Подчеркнуть орфограммы. 3. Кольцо, копна, гроза, сосна, гора, семья. Подчеркнуть безударную гласную. Подобрать проверочные слова. 2. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. 1. Заяц бежит узкой тропинкой. Найти орфограммы. Подчеркнуть грамматическую основу. 2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Р…бята б…гут на к…ток. 3. На сн…гу в…дны сл…ды зв…рей. Вставьте пропущенные буквы. Приписать проверочные слова. 4. Подобрать проверочные слова к выделенным словам. В
полях
и
снегах
лежат глубокие
снега.
3. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ. 1. Перепишите слова так, чтобы гласные были ударные. Дожди-…. Столбы -… Холмы -… Полы - … Враги -… Шаги -… Шары -…
Тазы -… Поставьте ударение. Безударную гласную подчеркнуть. 2. Составьте правильные сочетания. 1 вариант: проливные(дожди) -…, добрые(сердце) -…, жестокая(война) -…, далёкая(страна) -… 2 вариант: тяжёлые(снопы) - …., голубое(озеро) -…, золотое(кольцо) -…., северное (море) -… 3. Прочитайте 3 раза сочетание букв. Чьи, вьи, бьи, тьи, жьё. Припишите эти сочетания к словам:
Ру…., солов…., воро…., сту…., ненас…., ру…. .
Февраль.
1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 1. Чутьё, счастье, печенье, варенье, ручьи, половодье. Подчеркнуть правописание сочетаний с ь. 2. Ружьё, заячьи, лисья, волчьи(следы). Число, свеча, пятно, пила. Подчеркните орфограммы. 3. Перо, стрела, беда, писатель, грязь, силос, мёд, гвоздь, пружина, душистый, чулан. 4. Пила, стекло, метла, утюг, кровь, арбуз, выигрыш, тираж, рычат, пищат, шипят, свищут, ищут. Зажечь огоньки под орфограммами. 2. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. 1. Остановились зимовать воробьи, вороны, сороки. Подчеркнуть слова с непроверяемыми безударными гласными. 2. Скр…пят, п…ложья, (по) снегу. Вставьте пропущенные буквы. Грамматическую основу.
3. Мастера шьют пальто, платья, шапки, сапоги. Комментированное письмо. 4. Белый снег пушистый в воздухе кружится. Записать по памяти. 5.Токарь Борис Петрович выполнил срочный заказ. Объяснить правописание выделенных букв. Фонетический разбор: токарь. 3. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ. 1. Приписать сочетания букв. Тья, рья, лья, фья, рья. Та…на, И…., Со…, Да…, Ната…., Ма….. 2. Найти проверочное слово, доказать. а) Ленивый, лень, ленится, лентяй. б) Море, морской, моря, моряк. в) Часовая, часовщик, часовня, часики, час. 3.Вставьте удвоенные согласные: А) -сс б) –жж в) –нн Ка…а дро…и осе…ий Шо…е зажу…али ра…ий …ора жу…жат весе…ий кла… дли…ый
Март.
1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 1. Корова Бурёнка, щенок Барбос, собака Тузик, козлёнок Мурашка, жеребёнок Орлик, лошадь Буян. 2. Константин Чайкин, Алла Шишкина, Нина Чумакова, Рога, хвосты, угостил, сорняки, цена, скотина.
Подчеркнуть орфограммы. 3. Крольчата, встреча, качают, ищут, молчу, кричу, Эмма Борисовна, Василий Чаплин, Илья Рыжков. Обозначить номер орфограммы. 4. Трещат, навещают, шипят, свищут, Курочка Ряба, котёнок Пушок, следы, стены, стада, леса, дожди. Зажечь огоньки под орфограммами. 5. Щавель, лужица, Блещут, грачата, чаща, Ольга Петровна, грибы, хлеба, стена, листы, лещи. 6. Печник, скворечник, речка, печка, прочно, срочно, необычный, пшеничный. 2. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. 1. Вставьте пропущенные буквы. Дв..рня…ка Лайка ст…рож…и огоро.. . 2. Письмо скомментарием. Иван Васильевич Петров взял ружьё и пошёл в лес. 3. На дворе и за двором, белый снег лежит ковром. Объяснить правописание подчёркнутых букв. 4.Ласковое со…нце льет (на)землю свет и т…пло. Подчеркнуть главные члены. Фонетический разбор: льет. 4. Спят ежи в тёплой норе. Спят кроты в земле. Пчела спит в улье. Зажечь огоньки под орфограммами. 5. Составьте предложение. К, избушке, нас, привела, лесника, тропинка. Подчеркнуть орфограммы. 3. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ. Списать, изменяя слова по образцу Высокий(сугробы) – Высокий сугроб
Глубокий(овраг) -… Белый(грузди) -… Вековой( дубы) -… Острый(ножи) -… Смелый(ястребы) -… Вспомнить правило.
АПРЕЛЬ
1.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 1. Плодовой, слепой, ручьи, половодье, бассейн, теннис, хоккей, рукав, взрыв, тариф. Напишите номер орфограммы. 2. Грудь, овраг, образ, клуба, сторож, программа, килограмм, суббота, субботник, территория, терраса. 3. Село Иванова, льют дожди, заячьи следы, на деревьях листья, сильная вьюга, 4. Медведь, посев, прорыв, красив, тариф, росинка. Большой, кормил, ателье, бельё. Наталья, Софья, вьюн. 5. Утюг, сапог, друг, хирург, подвиг, крюк, стук, Олег, Игорь, Чижиков, Костя Чумаков.
2.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ 1. Пройдём тропой гористой и чащею лесной. Объяснить правописание подчёркнутых букв. 2. Птичка не вьёт гнездо на чужбине. Зажечь огоньки под орфограммами. 3. У лисы в норе появились лисята. Подчеркнуть орфограммы. 4. На п…лях кр…кливые грачи. Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу. 5. Записать с комментированием. Дети пьют чай а малиновым вареньем. 6. Записать по памяти. Молодая шелковая озимь зеленеет на полях.
3.
РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ.
1. Списать однокоренные слова. Подчеркнуть прилагательные. Ночь, ночевать, гриб, грибник. грибной, берёза, берёзовый, подберёзовик. Обозначь корень. Подчеркнуть проверочные слова. 2. Списать, подобрать проверочное слово, обозначь корень. Жаровня –жар, торговля -…, конюшня -…, танкист -…, холмистый -…, плодовый -…, ленивый -… 3. Списать, изменяя по образцу. Стадо(козы) – стадо коз, пара(сапоги)-…, килограмм(яблоки) -…., несколько(розы) -…, пять(совы) -…,много(вазы) -…. 4.РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ. 1. Вставить пропущенные буквы. 1вариант 2 вариант 3 вариант сем..я руч…и заяч…и сынов…я лис…и волч ….и брат…я пер…я птич…и ател…е бел…ё плат…е 3. Подобрать однокоренное слово. Обозначить корень. Море – морской бег -….. Корм -…. Хлеб -…. Город -…. Соль -…. Братья -…. Смех -… Гость -…. Боль -….
МАЙ.
1.ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 1. Город, гористая, волнистый, антенна, аккуратный, колонна, лесоруб, рыболов, геолог, садовод. 2. Пограничник, белочка, рыщут, свежий. Пружина, чудеса, хлеба, конюшня, кровь, флаг, запах, дождь. 3. Слова, дрожал, ведёт, вредитель, плуг, сапог, камыш, щука. группа, масса, коллектив.
4.Класс, экскурсия, коллектив, рассказ, листья, весеннее, аллея, жужжит, пчела, домой. 2. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. 1. На траве блестит ранняя трава. Поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные в корне. Найти проверочные слова. 2. Запись с комментированием. Иволги живут в тенистых местах. 4. Составить и записать предложение. Сев, весенний, качали, колхозники. Поставить номер орфограмм. 5. Вставить пропущенные буквы, вспомнить правило. Борис Грибов и его дру.. Гле.. Ч…йкин поб…жали(на)пру… . 6. Списать, поставить ударение. Вставить пропущенные буквы. Устно подбирать проверочные слова. Пт…нцы дятла ж…вут на гла…ком дне гн…зда 3.РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ. 1. Подобрать слова, которые отличаются звонкими или глухими согласными. Шар – жар, пой - …, тень -…, точка -…, год -…, тело -…, палка -…. Тоска -…. 4. РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ. 1. Вставить пропущенные буквы. 1 вариант 2 вариант 3 вариант тр..скучий л…сковый зв…риный т…жёлый т…нистый м…стовая ч..совой в…твистый к…рмовая пл..довый л…нивый х…лмисый
В раздел начальное образование