"Развивающие игры на уроках в начальной школе"
статья
Автор: Шарафутдинова Лия Сайдашовна, учитель начальных классов, МКВ(с)ОУ г.Астрахани "О(с)ОШ №5", Астраханская область, город Астрахань
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Статья
Развивающие игры на уроках в начальной школе
Подготовила: Шарафутдинова Лия Сайдашовна, учитель начальных классов МКВ(с)ОУ г. Астрахани «О(с)ОШ №5» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
В младших классах одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, являются развивающие (дидактические) игры. Развивающие игры - это игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей. Далее собраны самые разные развивающие игры, в которые можно играть как в классе, так и на прогулке. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Продолжительность игры 8 - 12 минут. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки. Выбор игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Игра реализует познавательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова – отгадки, ориентируясь на изученное правило. Дети переключаются на новый вид деятельности. Та же игра с загадками во время знакомства с орфографическим правилом отвлекает внимание школьников от решения основной цели урока: усвоения нового материала. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Игры обязательно должны быть доступны детям. Для вовлечения детей в игру большое значение имеет пример окружающих. Если в присутствии ребёнка кто-нибудь из его сверстников добивается успеха в игре, то у него тоже появляется желание испытать свои силы. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ребёнка, воля к победе. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования (вводятся новые картинки, предметы, условные обозначения) или введения новых правил. Игра часто определяется младшими школьниками как деятельность, которая выполняется ради «самого себя», посторонних целей и задач при этом ими не преследуется. Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество, разнообразит отдых детей на уроках, снимает умственную или физическую усталость на уроке. Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т. п. Они выполняют обычные учебные действия - считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, но выполняют эти действия в игре.
В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесён дидактический материал: некоторые знания по другим предметам. В начальных классах уже сама мотивация к учебной деятельности детей может осуществляться с использованием игровых моментов. При изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся моменты творчества. Так, при изучении геометрических фигур можно стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Использование творческой игры на уроках русского языка организуется с целью расширения знаний детей, а главное, развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. Например, на занятиях русским языком для этого использую включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему, составление предложений из двух-трёх слов, мало связанных по смыслу; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов, омонимов, слов-исключений и другое. Основные цели, для достижения которых широко используются развивающие игры в начальных классах: 1. интеллектуальное развитие младших школьников; 2. создание благоприятных условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей; 3. приобщение школьников к общечеловеческим ценностям; 4. увеличение объёма понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника; 5. углубление уже усвоенных ранее знаний; 6. объединение знаний в категории и системы; 7. их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»; 8. приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим ребёнком; 9. превращение знаний в более дифференцированные и точные; 10. переход ученика от слитных понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний. Руководство развивающими играми осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ. В подготовку к игре входит: отбор игры в соответствии с задачами урока; установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения детей; определение наиболее удобного времени проведения игры; выбор места игры, где дети могут играть, не мешая другим; определение количества участников игры; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого педагога, которая включает изучение и осмысление всего хода игры, своего места в игре, методов руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве игрой, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности.
При подведении итогов учитель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе. В конце игры учитель спрашивает детей, и обещает, что в следующий раз будем играть в новую игру, и она будет ещё интересней. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении новых знаний, результативностью. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учёбе. Очень помогают физкультминутки на уроках в начальной школе. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребёнок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливают ребёнка к рисованию, письму. Я использую на уроках следующие игры:
Математика:
задачи в стихах Прогулка в «математический лес» Математические цепочки Найди пару В школьном буфете Быстрый счётчик Угадай игрушку Пчёлка разгадывание кроссворда Лабиринт Забей гол Молчанка и другие.
Русский язык:
разгадывание кроссворда Доскажи словечко Помоги Буратино отгадывание загадок Подбери пару Наоборот Соревнование телефонистов Узнай меня Кто больше?
Звук заблудился Любопытный Кто быстрее? Ошибки Чей ряд лучше Наборщики Знатоки Догадайся Расшифруйте слова Большой - маленький Твёрдый – мягкий и другие.
Литературное чтение:
Отгадывание загадок Найди пословицу Угадай сказку Доскажи словечко Откуда я? Третий лишний Найди пару Инсценирование сказки и другие.
Окружающий мир:
Живое – неживое Отгадывание загадок Определи растение Определи животное Украсим ёлку Машины – загадки Универмаг Угадай, кто… Кто где живёт? Игры по ПДД «Договорилка», «Кто больше?», «Светофор» и другие.
На всех уроках:
Игра "Сложи узор". Развивающая игра "Угадай, что исчезло". (Цель игры: развитие внимания и памяти). Игра "Обезьянки". (Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти). Перепутанные линии. (Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания). Развивающая игра "Спрячем в шкафчик". Игра "Топ-хлоп". (Игра на развитие внимания, памяти). Запрещённые движения. Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!». (Игра развивает слуховое внимание ребенка). Игра "Фотоаппараты". (Игра на развитие памяти и внимания). Игра "Опиши соседа". (Игра на развитие памяти, внимания, наблюдательности). Игра "Сделай, как я!" (со спичками). (Игра на развитие памяти и внимания). Развивающая игра "Пуговица". (Игра развитие памяти, пространственного восприятия и мышления).
Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Список использованной литературы: 1. Сухомлинский В.А. О воспитании; М., 1985. 2. Бую Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника. Начальная школа, 1997, №2 3. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа, 1997, №6 4. Игра как нестандартная форма учета знаний. Начальная школа, 1994, №12 5. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики. Начальная школа. 1997, №2 6. Минский Е. М. От игры к знаниям; М., 1982. 7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком; М., 1990. 8. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие; М.,ВЛАДОС, 2001 9. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры; М., "Просвещение" ,1999.
В раздел начальное образование