Поход в "Музейный дом"
конспект урока
Автор: Фёдорова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МОУ "ЛСОШ №1", город Лихославль
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Поход в «Музейный дом»:
В. Боровиковский «Портрет Безбородко с дочерьми»,
З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми».
А. С. Пушкин «Цветок»
3 класс
Ход урока
1. Организационный этап.
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны). Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.
2. Введение в игровую ситуацию.
Ребята, нам пришло письмо от наших друзей: Миши и Маши Ивановых. (Чтение письма вслух)
3. Этап изученного материала
Давайте откроем в нашем учебнике раздел «Музейный дом» и найдем репродукции картин Владимира Боровиковского и Зинаиды Серебряковой. (слайд 2) Все вы знаете, что в каждом музее есть экскурсовод-человек, который знакомит посетителей с картинами. Сегодня экскурсоводами у нас будут Лера и Марк Лера расскажет нам про «Портрет Безбородко с дочерьми» (рассказ биографических сведений) В. Боровиковский (слайд 3)
Марк - «Автопортрет с дочерьми» З. Серебрякова (слайд 4) -Вы поняли, какая семья жила в XVIII в.,а какая – в XX в.? -Что помогло вам догадаться? Как изменился внешний облик людей за два столетия? (Изменились прически и одежда.) -На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ивановна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопатрой (справа). -Вы можете догадаться, кто изображен на картине Серебряковой? -Прочитайте название, оно вам поможет. -Как вы понимаете смысл слова «автопортрет»? -На портрете Серебряковой изображена сама художница с дочерьми: Катей (слева) и Татьяной (справа). -Как они к ней относятся? Как художник это показал? -Как одеты девочки? (Девочки на каждом портрете похоже одеты: у сестер Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестер Серебряковых одинаковые тельняшки). - Как вы думаете, почему? (Так во все времена принято одевать сестер). -Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете? -Видно ли, как они к ней относятся? -Как можно назвать то чувство, которое связывает людей и на портрете Владимира Боровиковского и на портрете Зинаиды Серебряковой? (На портрете Боровиковского между дочерьми и матерью видно фамильное сходство. Позы, жесты, наклон головы старшей из сестер на этом портрете – все это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу.) – Обратите внимание на медальон. Что можем сказать о нем? (Он находится на длинной нитке жемчуга и его нежно держит младшая девочка. Эту нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Любочка и, наконец, сам медальон оказывается в руках у Клеопатры. Таким образом, все изображенные члены семьи оказываются связанными между собой и с
20-летним братом девочек и сыном графини – Андреем, который изображен на медальоне. Андрей в этот момент находится далеко). (На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображенных человека близки друг другу: взаимным переплетением рук они составляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь. Во взгляде есть теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряженность, возможно, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать – близкий девочкам человек.) -, Какой вывод мы можем сделать? (что людей на обоих портретах связывает самые нежные, родственные чувства.) -Чем нам интересны люди на портрете 18 века? Неужели только тем, как они одевались и как причесывались? -Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные привязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут. -Давайте сделаем вывод: можно ли сказать, что с течением времени все меняется: одежда, прически, чувства? Что все-таки остается неизменным, несмотря на то, какой век за окном: 18 или 20? С течением времени не все меняется! Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них – это то, что остается неизменным.) (Слайд 7)
Физкультминутка
4. Этап закрепления изученного материала
Такие же вопросы волнуют лирического героя стихотворения А. С. Пушкина «Цветок». Чтение стихотворения учителем. Вам понравилось стихотворение? О чем оно? (Лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок.) Как выглядел этот цветок? Что значит «безуханный»?
Эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. -Волнует ли героя-рассказчика, рассматривающего засохший цветок, прошлая жизнь этого цветка? Прочитайте стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос. Докажите строчками из текста. («Где цвел? когда? какой весною? / И долго ль цвел? и сорван кем, / Чужой, знакомой ли рукою? / И положен сюда зачем?») -А еще чья жизнь интересует героя? (Примерный ответ. Героя волнует жизнь человека, который сорвал этот цветок и положил его в книгу; герою интересно, что стало с этим человеком, с каким событием в его жизни связан цветок; герой хочет узнать о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его прошлом, настоящем и будущем.) -Какие картины рисует герою его воображение? (Встречи влюбленных, прощание близких перед долгой разлукой; прогулка на лоне природы; которую кто-то совершает в одиночестве.) -Можно ли сказать, что героя волнуют чувства тех людей, которые жили задолго до него? Докажите строчками из текста. -Сейчас вы немного отдахнете и послушаете стихотворение А. С. Пушкина «Цветок» в исполнении Татьяны Дорониной - известной актрисы театра и кино. (Видео ролик) -А теперь давайте вместе подведем итог и скажем, каким должен быть человек, какими четами характера он должен обладать. Обратите внимание на наше солнышко.
5. Подведение итогов урока
– С какими произведениями вы познакомились? – Какой секрет нам помогли открыть эти произведения? (С течением времени меняется одежда, мода на прически, но чувства людей в разные времена остаются неизменными.)
6.Домашнее задание:
с 159 подготовится к выразительному чтению стихотворения, кто желает можно выучить наизусть.
В раздел начальное образование