Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Задача"

конспект урока

Автор: Узбякова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ лицей №15, город Саратов. Саратовская область



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г,САРАТОВА Сценарий урока математики в 1 классе «Задача» Сценарий составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Узбякова Светлана Анатольевна Саратов 2013

21. 12.2013 г
.
Технологическая карта урока математики

1.Дидактическое обоснование:
«Математика 1 класс» (2часть) Л.Г. Петерсон
2.Тема урока:
«Задача».
3.Дидактическая цель:
создать условия для получения детьми представления о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.
4.Тип урока:
открытия новых знаний.
5.Задачи урока:

Предметные
: формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.
Метапредметные
: Личностные: - создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, - положительное отношение к изучению математики. Регулятивные: - формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя Познавательные: - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); - проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное или по представлению). Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, - формулировать своё мнение, - воспринимать различные точки зрения.
6.Методы обучения:
продуктивный метод.
7.Формы организации познавательной деятельности учащихся:
коллективная, парная.
8.Средства обучения:
учебник и печатная тетрадь.

9.Технологическая карта урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Мотивация к учебной

деятельности
Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы; 2) определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями; 3) закрепить представление о понятии «учиться». Учитель открывает на доске четверостишие: В школу мы пришли учиться, В жизни это пригодиться! Тот, кто хочет много знать, Должен сам все постигать!  Ребята, прочитайте стихотворение.  Согласны ли вы с его содержанием? (…)  Как вы понимаете, что учение пригодиться в жизни? (…)  Выделите главное слово в последних двух строках и объясните свой выбор.  Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? Скоро-скоро Новый год В гости к нам опять придёт, Принесёт веселье, смех, И удачу, и успех. -Слово «сам», так как мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем, и сами открываем новое знание. Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные
: целеполагание;
Коммуникативные
: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация

знаний

и

фиксация

индивидуального

затруднения

в

пробном действии.
Цель: 1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9; 2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 1) Тренинг вычислительного навыка.
Маша:
Ух, ты. Что? Опять Новый год настаёт. А у нас ни ёлки, ни игрушек, и Мишка опять спит. Как же его разбудить? Может, будильник завести. Но где он? Дружок, помоги мне найти будильник. -Поможем, ребята? Ребятам предлагается выполнить устные вычисления: 1) 5 увеличить на 2 2) 8 уменьшить на 4 3) уменьшаемое 9, вычитаемое 6, найти значение разности
Мишка:
Машенька, что случилось? Почему такой трезвон?
Маша:
Миша, как? Неужели ты забыл. Ведь скоро Новый год. А у нас даже ёлки нет. И где взять её ума не приложу.
Мишка:
Машенька, у меня есть идея: давай нарядим нынче не обычную ёлочку, а ёлочку Успеха. 2) Актуализация взаимосвязи части и целого. На слайде появляется елочка, на которой игрушки с числами: 7 , 4 , и 3. -Ребята, что вы можете сказать о данных числах? -Какие задания можете предложить? Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. -7 и3 - нечетные числа, 4- четное. -Назвать соседей числа. -Разбить на группы. -Составить возможные равенства.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные
: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.  Проверьте, что у вас получилось.  Какое действие выполняете, когда находите целое?  С помощью какого действия находили неизвестную часть?
Маша:
О-ё-ё- ё, как здорова. Да, я хочу такую ёлочку. Мишка, пойдём скорее в лес. 
М

ишка:
Нет, Машуня, такой ёлки в нашем лесу нет. Она растёт только в Стране Знаний, но путь туда неблизкий. 3) Составления выражения по рисунку.  Посмотрите на рисунок. Что можете узнать?  Почему?  Запишите это выражение и найдите его значение.  Сколько же березок? (3.)  А как проверить рассуждения?  Что вы повторили? Сложение С помощью действия вычитания. Мы можем узнать, сколько березок Нам известно, что всего деревьев 7 – это целое, 4 елочки – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4. Если сложить части, получим целое, 4+3=7 Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.
?

березки
7 деревьев
 Какое задание вы получите?
Маша:
Ой, а кто это ещё? Добренькое утро. А вы кто? К кому приехали? 
Снеговичок:
Я Снеговичок, друг и помощник Деда Мороза. Мы узнали о твоём желании и решили тебе помочь. Шлёт тебе, Машенька, Дед Мороз письмо. 4) Пробное действие.  Откройте конверты, достаньте задания. Учащиеся достают карточки из конвертов , аналогичные карточки учитель открывает на доске.  Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.  Что нового для вас в этом задании?  Какую цель вы поставите перед собой на уроке?  Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? Учитель открывает тему урока.  Попробуйте выполнить это задание. Учащиеся самостоятельно выполняют Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем. Мы не составляли раньше задачи. Научиться составлять задачи Задача, решение задачи.
задание.  Итак, посмотрите, что у вас получилось.  Кто не смог выполнить это задание? Учащиеся поднимаю руки.  Что показало выполнение пробного действия?  Кто составил задачу? Прочитайте. Учащиеся читают составленные тексты задач.  Обоснуйте свои результаты.  Какой следующий шаг вы должны сделать? Мы не смогли составить задачу Мы не можем обосновать свои результаты Разобраться, в чем затруднение

3. Выявление места и

причины

затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.  Какое задание вы выполняли?  Чем это задание отличается от предыдущих?  В чем же затруднение?  Почему же возникло затруднение? Мы должны были составить задачу. Мы не составляли задачи В выборе частей, из которых состоит задача У нас нет эталона, из каких частей состоит задача
Регулятивные:
целеполагание, прогнозирование;
Познавательные
: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Логические
– формулирование проблемы.
4.Построение

проекта

выхода

из

затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.  Какова же цель дальнейшей деятельности?  Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении?  Как это задание может помочь?  Как же вы можете узнать, из чего состоит задача? Построить эталон, в котором заключается части задачи Мы составляли выражение по рисунку. Это задание напоминает задачу, только в этом задании был рисунок, а мы работали с карточками с текстами Мы сопоставим выполненное нами задание с карточками
Регулятивные
: планирование, прогнозирование,
Познавательные:
моделирование, логические – решение проблемы,
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Реализация

построенного

проекта.
Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение  Я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы.  Выполните план в парах.  Как было представлено задание?  Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача? Учащиеся отбирают карточку условием.  Прочитайте текст, записанный на этой Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция;
Познавательные
: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные:
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать уточнение общего характера нового знания. карточке.  Какая карточка похожа на эту? (У Белки 4 орешка..)  Почему вы не выбрали эту карточку? Учитель вывешивает на доске карточку с условием.  То, что нам известно – это УСЛОВИЕ.  Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка?  Найдите эту карточку. Прочитайте текст.  То, что вы должны найти – это ВОПРОС.  Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)  Назовите их? Далее работа организуется фронтально.  Справились ли вы с заданием на повторение? (Да.)  Что помогло? (Рисунок.)  Можем ли мы сделать рисунок к задаче? (Да.)  Предлагаю выполнить рисунок к задаче в виде схемы. В виде рисунка У Белки 4 орешка и 2 шишки. У Белки 4 орешка. К этому тексту нельзя поставить вопрос. Должен быть вопрос Условие и вопрос.
 Постройте схему к данной задаче.  Что вы построили для решения задачи? Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.  Как же решить эту задачу? С помощью какого действия?  Обоснуйте свой ответ.  Составьте выражение к этой задаче. (4+2.) Выражение фиксируется на доске и в рабочих тетрадях учащихся.  Что вы составили для решения задачи? Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.  Найдите его значение? (4+2=6.)  Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи. Учитель вывешивает соответствующую карточку на доску.  Итак, решили ли вы задачу? (Да.)  Прочитайте вопрос задачи. Один из учащихся читает вопрос к задаче.  Ответьте на вопрос. (Всего 6 Схему, рисунок С помощью действия сложения Мы ищем целое, чтобы найти целое, нужно части сложить Выражение
предметов.)  Запишите ответ.  Итак, как вы завершаете решение задачи? (Мы записываем ответ.) Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.  Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)  Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.)  Проверьте наш вывод. Слайд  Какой вывод вы можете сделать?  Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)  Что позволяет вам открытие?  Какой следующий шаг на уроке? 
Снеговичок:
Молодцы, ребята. Справились с заданием. Предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка "Снеговики"
Мы сделали верное открытие Мы теперь можем составлять задачи и их решать. Закрепить новое знание.
6. Первичное

Маша:
Мишка, Мишка, скоро мы доберемся
Регулятивные:
контроль, коррекция и

закрепление во

внешней речи.
Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи. до елочки?
Мишка:
Выполнишь задания и я тебе подскажу. 1) 2, стр. 44. 2) Работа в парах. 3 стр. 44  Найдите 3 на этой же странице. Что вы видите?  Как вы думаете, что вам надо сделать?  Составьте задачу.  Какая составлена схема?  Какое составлено выражение? (5 + 2.)  Почему?  Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.)  А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? Решенную задачу Назвать части задачи На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках? Отрезок разделен на части Мы ищем целое, значит, части нужно сложить Нужно выполнить самостоятельную работу осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
Личностные:
самоопределение.
7.

Самостоятельная

работа

с

самопроверкой

по

эталону.
Цель: организовать 4, стр. 45. Задача составляется фронтально.  Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные
: рефлексия;
Личностные:
смыслообразование.
самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.  Проверим.  У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)  Сделайте вывод.  Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)  У кого нет ошибок? Сделайте вывод. Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач. Мы умеем выделять части задачи, решать задачи
8. Включение в

систему знаний и

повторение.
Цель: 1) организовать тренинг умения составлять выражения; 2) закрепить знание состава числа 7. 5, стр. 45 (1,5 рисунки)  Найдите номер 5 на странице 45.  Рассмотрите первый рисунок.  Какое составлено выражение? (4 + 3.)  Что обозначает это выражение?  Как представлена первая часть?  Как представлена вторая часть?  Найдите пятый рисунок.  Какое составлено выражение? (9 – 2.)  Что обозначает это выражение?  Как представлено целое?  Как представлена известная часть? Ищем целое, части складываем. 4 желтых круга 3 красных треугольника Ищем неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть. 9 синих кругов 2 синих круга
Регулятивные:
контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
Личностные:
самоопределение.

9. Рефлексия учебной

деятельности на

уроке.
Цель: 11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (логические части задачи); 2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 3) обсудить домашнее задание.  Какую цель вы ставили перед собой?  Достигли ли вы цели?  Какое открытие вы сделали на уроке?
Миша:
Молодцы, Маша и ребята, справились с заданиями. А теперь знайте: ёлочка Успеха у каждого своя. Ёлочка успеха – это твои желания и возможности. Благодаря каждому из вас, мы смогли найти эту ёлочку. А теперь своими руками создадим Елочку успеха, чтобы она всегда была рядом и помогала нам преодолевать трудности. У каждого ребенка на столе часть елки. Совместно с учителем выполняется аппликация "Елочка успеха". Построить эталон задачи. Мы узнали, что в задаче есть условие, вопрос, для решения задачи нужно составить схему, записать выражение, решение и ответ
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование
У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш?

ЗАДАЧ А


В раздел начальное образование