"Задача"
конспект урока
Автор: Узбякова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ лицей №15, город Саратов. Саратовская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г,САРАТОВА Сценарий урока математики в 1 классе «Задача» Сценарий составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Узбякова Светлана Анатольевна Саратов 201321. 12.2013 г
.
Технологическая карта урока математики
1.Дидактическое обоснование:
«Математика 1 класс» (2часть) Л.Г. Петерсон
2.Тема урока:
«Задача».
3.Дидактическая цель:
создать условия для получения детьми представления о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.
4.Тип урока:
открытия новых знаний.
5.Задачи урока:
Предметные
: формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.
Метапредметные
: Личностные: - создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, - положительное отношение к изучению математики. Регулятивные: - формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя Познавательные: - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); - проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное или по представлению). Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, - формулировать своё мнение, - воспринимать различные точки зрения.
6.Методы обучения:
продуктивный метод.
7.Формы организации познавательной деятельности учащихся:
коллективная, парная.
8.Средства обучения:
учебник и печатная тетрадь.
9.Технологическая карта урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Мотивация к учебной
деятельности
Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы; 2) определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями; 3) закрепить представление о понятии «учиться». Учитель открывает на доске четверостишие: В школу мы пришли учиться, В жизни это пригодиться! Тот, кто хочет много знать, Должен сам все постигать! Ребята, прочитайте стихотворение. Согласны ли вы с его содержанием? (…) Как вы понимаете, что учение пригодиться в жизни? (…) Выделите главное слово в последних двух строках и объясните свой выбор. Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? Скоро-скоро Новый год В гости к нам опять придёт, Принесёт веселье, смех, И удачу, и успех. -Слово «сам», так как мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем, и сами открываем новое знание. Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные
: целеполагание;
Коммуникативные
: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.
Актуализация
знаний
и
фиксация
индивидуального
затруднения
в
пробном действии.
Цель: 1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9; 2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 1) Тренинг вычислительного навыка.
Маша:
Ух, ты. Что? Опять Новый год настаёт. А у нас ни ёлки, ни игрушек, и Мишка опять спит. Как же его разбудить? Может, будильник завести. Но где он? Дружок, помоги мне найти будильник. -Поможем, ребята? Ребятам предлагается выполнить устные вычисления: 1) 5 увеличить на 2 2) 8 уменьшить на 4 3) уменьшаемое 9, вычитаемое 6, найти значение разности
Мишка:
Машенька, что случилось? Почему такой трезвон?
Маша:
Миша, как? Неужели ты забыл. Ведь скоро Новый год. А у нас даже ёлки нет. И где взять её ума не приложу.
Мишка:
Машенька, у меня есть идея: давай нарядим нынче не обычную ёлочку, а ёлочку Успеха. 2) Актуализация взаимосвязи части и целого. На слайде появляется елочка, на которой игрушки с числами: 7 , 4 , и 3. -Ребята, что вы можете сказать о данных числах? -Какие задания можете предложить? Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. -7 и3 - нечетные числа, 4- четное. -Назвать соседей числа. -Разбить на группы. -Составить возможные равенства.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные
: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Проверьте, что у вас получилось. Какое действие выполняете, когда находите целое? С помощью какого действия находили неизвестную часть?
Маша:
О-ё-ё- ё, как здорова. Да, я хочу такую ёлочку. Мишка, пойдём скорее в лес.
М
ишка:
Нет, Машуня, такой ёлки в нашем лесу нет. Она растёт только в Стране Знаний, но путь туда неблизкий. 3) Составления выражения по рисунку. Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? Почему? Запишите это выражение и найдите его значение. Сколько же березок? (3.) А как проверить рассуждения? Что вы повторили? Сложение С помощью действия вычитания. Мы можем узнать, сколько березок Нам известно, что всего деревьев 7 – это целое, 4 елочки – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4. Если сложить части, получим целое, 4+3=7 Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.
?
березки
7 деревьев
Какое задание вы получите?
Маша:
Ой, а кто это ещё? Добренькое утро. А вы кто? К кому приехали?
Снеговичок:
Я Снеговичок, друг и помощник Деда Мороза. Мы узнали о твоём желании и решили тебе помочь. Шлёт тебе, Машенька, Дед Мороз письмо. 4) Пробное действие. Откройте конверты, достаньте задания. Учащиеся достают карточки из конвертов , аналогичные карточки учитель открывает на доске. Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу. Что нового для вас в этом задании? Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? Учитель открывает тему урока. Попробуйте выполнить это задание. Учащиеся самостоятельно выполняют Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем. Мы не составляли раньше задачи. Научиться составлять задачи Задача, решение задачи.
задание. Итак, посмотрите, что у вас получилось. Кто не смог выполнить это задание? Учащиеся поднимаю руки. Что показало выполнение пробного действия? Кто составил задачу? Прочитайте. Учащиеся читают составленные тексты задач. Обоснуйте свои результаты. Какой следующий шаг вы должны сделать? Мы не смогли составить задачу Мы не можем обосновать свои результаты Разобраться, в чем затруднение
3. Выявление места и
причины
затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения. Какое задание вы выполняли? Чем это задание отличается от предыдущих? В чем же затруднение? Почему же возникло затруднение? Мы должны были составить задачу. Мы не составляли задачи В выборе частей, из которых состоит задача У нас нет эталона, из каких частей состоит задача
Регулятивные:
целеполагание, прогнозирование;
Познавательные
: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Логические
– формулирование проблемы.
4.Построение
проекта
выхода
из
затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели. Какова же цель дальнейшей деятельности? Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении? Как это задание может помочь? Как же вы можете узнать, из чего состоит задача? Построить эталон, в котором заключается части задачи Мы составляли выражение по рисунку. Это задание напоминает задачу, только в этом задании был рисунок, а мы работали с карточками с текстами Мы сопоставим выполненное нами задание с карточками
Регулятивные
: планирование, прогнозирование,
Познавательные:
моделирование, логические – решение проблемы,
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Реализация
построенного
проекта.
Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение Я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы. Выполните план в парах. Как было представлено задание? Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача? Учащиеся отбирают карточку условием. Прочитайте текст, записанный на этой Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция;
Познавательные
: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные:
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать уточнение общего характера нового знания. карточке. Какая карточка похожа на эту? (У Белки 4 орешка..) Почему вы не выбрали эту карточку? Учитель вывешивает на доске карточку с условием. То, что нам известно – это УСЛОВИЕ. Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка? Найдите эту карточку. Прочитайте текст. То, что вы должны найти – это ВОПРОС. Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.) Назовите их? Далее работа организуется фронтально. Справились ли вы с заданием на повторение? (Да.) Что помогло? (Рисунок.) Можем ли мы сделать рисунок к задаче? (Да.) Предлагаю выполнить рисунок к задаче в виде схемы. В виде рисунка У Белки 4 орешка и 2 шишки. У Белки 4 орешка. К этому тексту нельзя поставить вопрос. Должен быть вопрос Условие и вопрос.
Постройте схему к данной задаче. Что вы построили для решения задачи? Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку. Как же решить эту задачу? С помощью какого действия? Обоснуйте свой ответ. Составьте выражение к этой задаче. (4+2.) Выражение фиксируется на доске и в рабочих тетрадях учащихся. Что вы составили для решения задачи? Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку. Найдите его значение? (4+2=6.) Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи. Учитель вывешивает соответствующую карточку на доску. Итак, решили ли вы задачу? (Да.) Прочитайте вопрос задачи. Один из учащихся читает вопрос к задаче. Ответьте на вопрос. (Всего 6 Схему, рисунок С помощью действия сложения Мы ищем целое, чтобы найти целое, нужно части сложить Выражение
предметов.) Запишите ответ. Итак, как вы завершаете решение задачи? (Мы записываем ответ.) Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку. Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.) Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.) Проверьте наш вывод. Слайд Какой вывод вы можете сделать? Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.) Что позволяет вам открытие? Какой следующий шаг на уроке?
Снеговичок:
Молодцы, ребята. Справились с заданием. Предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка "Снеговики"
Мы сделали верное открытие Мы теперь можем составлять задачи и их решать. Закрепить новое знание.
6. Первичное
Маша:
Мишка, Мишка, скоро мы доберемся
Регулятивные:
контроль, коррекция и
закрепление во
внешней речи.
Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи. до елочки?
Мишка:
Выполнишь задания и я тебе подскажу. 1) № 2, стр. 44. 2) Работа в парах. № 3 стр. 44 Найдите № 3 на этой же странице. Что вы видите? Как вы думаете, что вам надо сделать? Составьте задачу. Какая составлена схема? Какое составлено выражение? (5 + 2.) Почему? Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.) А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? Решенную задачу Назвать части задачи На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках? Отрезок разделен на части Мы ищем целое, значит, части нужно сложить Нужно выполнить самостоятельную работу осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
Личностные:
самоопределение.
7.
Самостоятельная
работа
с
самопроверкой
по
эталону.
Цель: организовать № 4, стр. 45. Задача составляется фронтально. Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные
: рефлексия;
Личностные:
смыслообразование.
самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи. На выполнение задания отводится 2–3 минуты. Проверим. У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.) Сделайте вывод. Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.) У кого нет ошибок? Сделайте вывод. Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач. Мы умеем выделять части задачи, решать задачи
8. Включение в
систему знаний и
повторение.
Цель: 1) организовать тренинг умения составлять выражения; 2) закрепить знание состава числа 7. № 5, стр. 45 (1,5 рисунки) Найдите номер № 5 на странице 45. Рассмотрите первый рисунок. Какое составлено выражение? (4 + 3.) Что обозначает это выражение? Как представлена первая часть? Как представлена вторая часть? Найдите пятый рисунок. Какое составлено выражение? (9 – 2.) Что обозначает это выражение? Как представлено целое? Как представлена известная часть? Ищем целое, части складываем. 4 желтых круга 3 красных треугольника Ищем неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть. 9 синих кругов 2 синих круга
Регулятивные:
контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
Личностные:
самоопределение.
9. Рефлексия учебной
деятельности на
уроке.
Цель: 11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (логические части задачи); 2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 3) обсудить домашнее задание. Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы цели? Какое открытие вы сделали на уроке?
Миша:
Молодцы, Маша и ребята, справились с заданиями. А теперь знайте: ёлочка Успеха у каждого своя. Ёлочка успеха – это твои желания и возможности. Благодаря каждому из вас, мы смогли найти эту ёлочку. А теперь своими руками создадим Елочку успеха, чтобы она всегда была рядом и помогала нам преодолевать трудности. У каждого ребенка на столе часть елки. Совместно с учителем выполняется аппликация "Елочка успеха". Построить эталон задачи. Мы узнали, что в задаче есть условие, вопрос, для решения задачи нужно составить схему, записать выражение, решение и ответ
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование
У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. У белки 4 орешка и 2 шишки. У белки 4 орешка. Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш? Сколько орешек и шишек вместе? На сколько яблок больше, чем груш?
ЗАДАЧ А
В раздел начальное образование