Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Факторы, препятствующие развитию навыков чтения и пути их преодоления"

статья

Автор: Сунцова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Тогучинского района Горновской начальной общеобразовательной школы, посёлок Горный, Новосибирская область



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тогучинского района

Горновская начальная общеобразовательная школа

Новосибирской области

Факторы, препятствующие развитию навыков чтения

и пути их преодоления

Сунцова Татьяна Викторовна

высшая квалификационная категория

учитель начальных классов

2015 г.

« Я прививаю ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показываю не только её роль в жизни человека, но и вооружаю ребёнка умением читать, понимать и осознавать прочитанное». Значение чтения книги как средства образования, воспитания и развития общеизвестно. Видные мыслители, ученые, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. Поэтому так важно с детских лет прививать ребенку любовь к чтению, интерес к книге и показывать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребенка умением читать, понимать и осознавать прочитанное. Однако, для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведенного до автоматизма. За годы работы учителем начальных классов я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся. По наблюдениям показатели техники чтения у детей очень неоднородны - от очень высоких до очень низких. Почти в каждом классе есть несколько учеников (в моем 1классе 12% учеников), которые не укладываются в предусмотренные нормативы, которые существуют в современной школе. Поэтому перед собой я поставила задачу - выявить факторы, препятствующие развитию скорости чтения и найти способы их преодоления. Рассмотрим цепочку становления навыка чтения. Способ Скорость Динамика чтения чтения чтения 54% первоклассников пришли ко мне уже читающими. Но способы чтения у них были разные, то есть дети находились на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершенен способ, тем медленнее читал ребенок. Постепенно он начинал читать, словом и группами слов. Дальнейшая моя задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. довести до навыка. Проходит время, ребенок читает все лучше и быстрее. У одних скорость увеличивается значительно (38%), а другие прибавляют мало (15%). Отчего же это зависит? Существует много причин, тормозящих скорости чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения. Остановлюсь подробнее на каждом из перечисленных факторов и предложу упражнения для работы над проблемой, если она существует.
1. Природный темп деятельности
Иногда мы замечаем, что ребенок медлителен (в моем классе 57,5%) и если темп занятий высок, то не успевает и легко устает. Мои наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребенка имеет невысокую скорость. Вины ребенка в этом нет. Темп деятельности относится к динамическим
характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, представляет и, конечно, читает. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, медленный не сможет. Кроме того, скорость выполнения может зависеть и от других факторов, например, в результате низкого уровня концентрации и устойчивости внимания ребенок часто отвлекается, поэтому скорость работы также будет не высокой. Но надо помнить, что хотя темп деятельности и является врожденным устойчивым средством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно измениться. Это значит, что, используя определенные упражнения, я могу увеличить темп чтения (см. приложение).
2. Регрессии
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Определить, присутствуют ли регрессии в чтении ребенка, можно с помощью наблюдения. Ребенок читает незнакомый текст, а я слежу за движениями его глаз и речью. Мои наблюдения показали, что при чтении у 34,5% моих учащихся взгляд постоянно возвращается назад для перечитывания (сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два- три раза для понимания (13%), в чтении отсутствует плавность (42%). Это значит, присутствуют регрессии. Причины регрессии в следующем: А) Сила привычки. На первых этапах, когда ребенок осваивает послоговой способ чтения, мы просим прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Б) Кажущиеся трудности текста. Если текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложу ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты не нужными. В) Отсутствие внимания. Если причина регрессий в слабой концентрации внимания или его что–то беспокоит и это мешает ему сконцентрироваться, необходимо прервать чтение и дать время на отдых. Последние две причины - временные и достаточно легко снимаются. В то время как первая причина – сила привычки – явление достаточно устойчивое и для её преодоления предлагается специальное упражнение (см. приложение).
3. Антиципация

Антиципация – это смысловая догадка. Не раз я замечала за детьми при чтении, что многие слова, которые они читают, они не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Для того, чтобы определить, владеет ли ребенок приемом антиципации и использует ли его при чтении, предлагаю ему задание (см. приложение). Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации. Кроме того, их польза состоит в развитии словесно – логической памяти. Работа над развитием антиципации очень тесно связана с работой по развитию речи, что я систематически провожу на любом уроке: - русский язык (словарная работа, изложения, сочинения, работа с деформированным текстом и т. д.); - математика (постановка вопроса по условию задачи, составление условия задачи по данному рисунку, схеме и т. д.); - природоведение (написание сообщений по заданной теме, составление цепей питания, работа с картой и т. д.). Целью таких упражнений является пополнение словарного запаса за счет усвоения новых слов и их значений: смысловых и эмоциональный оттенков, переносного значения слов и словосочетаний (см. приложение).
4. Артикуляция
Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата (т.е. артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Таких учащихся в 1 классе было27%. К концу 4 класса стало 15% ( у двух мальчиков генетическая предрасположенность). Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом (см. приложение).
5. Малое поле зрения
Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации(остановка) или смены точек фиксации(движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом – повышение скорости чтения – это увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается в момент фиксации. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличивать число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий. Кроме того, необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение (см. приложение).
6. Уровень организации внимания

Роль внимания также велика при чтении, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. Однако, если ребенок недостаточно внимателен, не может долго выполнять задание и не может долго удержать внимание, то ему необходима помощь, Для устранения подобных недостатков я веду работу в двух направлениях: - использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение; - использую упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности (см. приложение).
7. Память
Различают обычно четыре типа памяти: зрительный (в моем классе 80%), слуховой (57%), моторный (45%) и смешанный (34%). В связи с этим для тренировки памяти предлагаю использовать упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала (см. приложение). Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребенка открыть мир книг. Развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятия чтением. Поэтому на каждом уроке я создаю доброжелательную и непринужденную обстановку, постоянно подбадриваю ученика. Любая положительная оценка повышает значительность ребенка в собственных глазах, это очень важный стимул, Примером таких оценок может быть оценивание ребенком самого себя и ведение мною таблицы учета достижения ребенка. Такая деятельность дает положительный результат. В ходе систематической работы видна динамика в техники чтения моих учеников. Предлагаю результаты проверки техники чтения: Выше нормы Норма Ниже нормы 1 класс 48% 40% 12% 2 класс 61,5% 30,5% 8% 3 класс 56,5% 39% 14,5% 4 класс 42% 43% 15%
1. Природный темп деятельности
Упражнения, направленные на увеличение темпа чтения.
А) МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ. Я читаю текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течении одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться. Б) МОЛНИЯ. Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде « Молния». В) БУКСИР Я читаю текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 16 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за мной. Я, останавливаюсь на каком – либо слове и прошу ребенка показать в тексте место остановки. Если моя скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снижаю её. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, то есть, если темп чтения ребенка 20 -25слов, то мой темп чтения должен быть не выше 40 -45 слов в минуту. 2.Регрессии
Упражнение « Чтение с окошечком».
С правого края прямоугольника вырезаю небольшое отверстие « окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3 – 4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала мной, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из – за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. 3.Антиципация. Для того чтобы определить владеет ли, ребенок приёмом антиципации использует ли её при чтении, предлагаю ему следующий текст. Родился зай… а лесу и всего боял… . Треснет где – ни… сучок, вспорх… пти…, упадет с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят… . Фиксирую время, которое потратит ребенок на чтение текста. Наблюдаю, как долго думает над окончанием слова ученик. Затем предлагаю прочитать это же текст, но уже без пропусков. При этом замечаю время. Сравниваю время. Если разрыв не превышает 15-20 сек., значит, при чтении ребенок пользуется приемом антиципации. Так же использую упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими: _ АЗ_ОЦ_ЕТ_ЫЕ КО_АБ_ИК_
По пруду п_ы_ут жё_т_е, к_ас_ы_ и о_ажев_е ко_а_лик_. Все они п_и_етеи сюда из рощи. П_и_е_ит ко_ а_лик о_ус_ит_я на воду по_ _ ыве_ с по_ ня_ым_ _арус_ми.
Игра « Закончи предложение»
Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .
Упражнение для развития смысловой догадки.
Тексты с ошибками в содержании или несуразицами. 1.Дети не промокли под ливнем, так кА спрятались под телеграфным столбом. 2. Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони. Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи.
Упражнения для расширения словарного запаса.

« Игра в слова»
Я называю ребенку слова, а он мне рассказывает, что этот предмет может делать. Метель - метёт, а гром - … . Ветер - …, а снег - … . Дождь - …, а солнце… .
Игра « Признак»
- Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется. Какой он? ЖЕЛЕЗО -_______________ БУМАГА -_______________ ДЕРЕВО - _______________ СНЕГ - __________________ 4. Артикуляция 1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата
. - а,о,у,ы,и,э; АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ… 2. Чтение чистоговорок. Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним. Жа – жа – жа – есть иголки у ежа. Ло – ло – ло – на улице тепло. Ры – ры – ры – летают комары. Стараюсь использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности. 3. Чтение скороговорок в темпе. Соединяю вместе два требования: четкую артикуляцию (особенно окончаний) и высокий темп. Ребенок читает скороговорку, выполняя оба требования.
Использую такие упражнения в качестве разминки перед основным чтением регулярно в течение 5-7 минут. 5. Малое поле зрения
Упражнения на развитие периферического зрения.

Игра « Что вокруг?»
Вешаю перед ребенком на уровне глаз, на расстоянии 1,5 – 2 м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг должен быть небольшим, примерно 1-2 см в диаметре. Эта точка будет помогать ребенку фиксировать взгляд перед собой, прошу ребенка, чтобы он, глядя в эту точку, назвал те предметы, которые он видит справа и слева от себя. Использую это упражнение в разной обстановке, чтобы ребенок не мог запомнить имеющиеся вокруг предметы.
Числовые и буквенные пирамиды.
10 23 МЫ ЛО 96 72 МУ ХА 54 34 РЕ КА 68 86 ВО ДА 71 43 ОЧ КИ 6.Уровень организации внимания Определить объем внимания и концентрацию поможет тест: « Догони и поймай букву». На странице отмечаю две любые буквы, одну зачеркиваю, другую обвожу в кружок. Прошу ребенка вычеркивать и обводить в кружок эти две буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Если за это время ребенок просмотрел 400 знаков и более, допустив 5 ошибок и менее, то объём его внимания и концентрация в пределах нормы. Так должно выглядеть выполненное задание. Е О Р Ы Л А Г Е Т С Р В Л Д Ы Р Ч Т М Е А П Ф
Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.
По сигналу « Внимание» ребенку показываю материал, но не больше, чем на 2 секунды. Он должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. Если он записал больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл.
Упражнения

на

тренировку

распределения

и

избирательности

внимания.

Игра « Найди спрятанное слово»
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их. БСОЛНЦЕИТРАВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГЩШЩАТМАШИНА 7. Память

Игра « Жили – были»
- Посмотрите внимательно на листок, где написаны названия животных. Представьте себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю. Связывающую их между собой. Затем закрываю или переворачиваю написанное, а ребенок на листке бумаги воспроизводит названия животных на их местах. С МЕДВЕДЬ О Б ЛОШАДЬ А К ТИГР А П З КОШКА Е Е КРОТ Б У Р Х А КОЗА


В раздел начальное образование