"Формы патриотического воспитания в работе классного руководителя"
статья
Автор: Грищук Любовь Александровна, учитель начальных классов, МОУ СШ № 33, город Волгоград
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Формы патриотического воспитания
в работе классного руководителя
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, служением Родине. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь школьный период — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом. Так значение этих слов объясняется в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. В толковом словаре знатока русской культуры В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей Родины». Воспитание патриотизма необходимо начинать с детства. В этом уверены и педагоги, и родители. Актуальность данной проблемы связана с тем, что в современном мире ребёнок окружён множеством разнообразных источников сильного воздействия на него. Агрессивное информационное пространство использует все возможности современной техники, детям навязывают чуждые народным традициям ценности. Сегодня получили распространение различные воззрения наци- оналистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий "Отечество", "гражданство", "патриотизм", "интернационализм", "национализм", "шовинизм", "фашизм" и т.д. В столь опасной ситуации происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового — российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом
или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, спо- собный на великие свершения". Патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Об огромном значении исследования теории и методики патриотического воспитания населения страны говорит и разработка программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2015 года”. Цель программы: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Программа направлена на развитие у детей таких важных качеств, как ответственность, чувство долга, уважение к истории края и Родины, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей. В то же время в государственной программе подчеркивается мысль о том, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постоянная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В реализации этой программы огромное значение имеет раскрытие сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народов. Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских взаимоотношений народов России через воспитание у школьников чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже
с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. Любое воспитание начинается с самого детства, т.к. именно в эти годы закладывается фундамент будущей личности. Мы каждый год со своими детьми проводим классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. В начальной школе уделяется большое внимание развитию у воспитанников чувства патриотизма, любви к своей малой родине, семье. Силами педагогов и родителей в нашем классе оформлены уголки, стенды, посвящённые родному городу-герою Волгограду, России. Обязательным атрибутом класса является уголок с символикой российского государства. Дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и мелодией гимна Российской Федерации. Если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятиях. Это ежегодные Уроки Знаний, Уроки Мужества, Дни русской поэзии и др. На одном из них мы говорили о человеке, которого все знают с самого раннего детства, о нашем великом русском поэте – А.С.Пушкине. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. (См. приложение.) Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина. В содержание уроков включается больше исторического материала. Учащиеся знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа, рассказывается о древних русских городах, о своем родном городе . Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса.
Во время фольклорных праздников «В гостях у времён года» (См. приложение.) и «Масленица» повы- шается культурный уровень детей, возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях. Это важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания малой родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги. Это место — город или деревня — наша малая родина. В воспитании патриотизма мне помогает курс «Мой край родной». Цель этих занятий - вызвать у детей интерес к родному городу-герою Волгограду и Волгоградской области, дать им самые первые представления о родном крае, в котором они живут, познакомить их с символами - флагом, гербом и гимном родного города, познакомить детей с историей нашего города, его прошлым и настоящим, с историей народов нашей области. Ученики узнают много нового и интересного о праздниках и религиях разных национальностей Волгоградской области. На основе материала курса, на занятиях мы учимся уважительно относиться ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языку, культуре и истории каждого народа. «Родина без нас обойтись может, мы же без нее — ничто». Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, понял и прочувствовал каждый ребенок, когда писал сочинение на тему «Малая родина» (См. приложение.)
Учащиеся класса - активные участники таких традиционных мероприятий школы как конкурс рисунков «Течёт река Волга…», конкурс чтецов, посвященный годовщине Сталинградской битвы; праздник День защитника Отечества; спортивные эстафеты "Сильные и ловкие». В связи с 70-ой годовщиной Сталинградской битвы вместе с учащимися класса было проведено мероприятие "Немеркнущий подвиг народа". Регулярно проводятся встречи с фронтовиками. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства. Дети с большим интересом посещают исторические места города-героя Волгограда. С каким энтузиазмом младшие школьники знакомятся с военной техникой и наперебой отгадывать задания викторин! Все это можно и нужно использовать для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Мы с детьми посещаем музеи г.Волгограда, чтобы они больше узнали о своём городе, о своей стране. Мы были в историческом и краеведческом музеях, в музее-панораме «Сталинградская битва». Дети должны знать свою историю. Они занимаются исследовательской работой по теме "Моя родословная", обрабатывают и систематизируют собранный материал (рисунки, рассказы, семейные фотографии и героическое прошлое родного края, собранные в единый альбом).
Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит, нужно воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Для этого мы организовали праздник «Наша дружная семья». (См. приложение.) Провели много конкурсов для детей и взрослых, но победой для всех стало хорошее настроение и совместное желание участвовать в них. Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин- освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь актив- ная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество. Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам героического народа, в честь 70-летия Великой Отечественной войны, дети собрали большой материал на тему «Война в судьбе моей семьи» о своих прабабушках и прадедушках, которым довелось жить в это страшное время. Дети с большим интересом знакомились с домашними архивами, фотографиями, с гордостью рассказывали о своих героических бабушках и дедушках, оформили «Книгу Памяти» из своих сочинений. (См. приложение.) Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет праздник, посвященный Дню Победы. Подрастающее поколение все меньше и меньше знает об этой войне, которая унесла более двадцати семи миллионов жизней наших соотечественников. Наиважнейшая задача школы: сохранить связь между поколениями в различных формах и методах.
Представляют интерес Уроки Мужества, проводимые в школе. Для участия в них приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны. Они рассказывают ребятам о трудном военном времени и о нашей победе. Ежегодно в Дни воинской Славы школьники возлагают цветы к могиле солдат. В преддверии этого дня ученики школы под руководством учителей изготавли- вают телеграммы-поздравления для ветеранов войны и расклеивают их на дверях подъездов домов. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. В честь победы в Сталинградской битве провели акцию Древо Памяти. Большие возможности для гражданского образования школьника содержатся в содержании большинства учебных предметов. В учебниках начальной школы по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, технологии и изобразительному искусству есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов своей страны. Хотелось бы выделить раздел по развитию речи. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому к уроку отбираются литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту. Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. В учебнике по литературному чтению автора Н.А.Чураковой (хрестоматия к учебнику В.Ю.Свиридовой) есть произведения известных
русских писателей. Много стихотворений о красоте нашей природы. О хороших людях. Из произведения Л.Пантелеева «Честное слово» дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Навсегда запомнят фразу: «Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом. Не будучи настоящим человеком, который всегда выполняет обещание, которое дал однажды. В отрывке из стихотворения С.А.Есенина читаем: …Но и тогда. Когда во всей планете Пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть.- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Или другой отрывок того же автора: …Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Здесь дети могут видеть, как сильно поэт любит свою Родину, обратить внимание детей на слова о чувствах к Родине. В учебнике «Окружающий мир» авторов Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова мы знакомимся с темами «Расцвет Древнерусского государства»; «Создание Московского государства» «Русские первопроходцы» или др. Мы гордимся богатой культурой нашей страны, своим великим народом, природными богатствами, которые играют большую роль в экономике нашей страны. Такие темы вызывают гордость за Россию, за прекрасные её города, которые любят не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по этим городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства. В учебнике благодатный материал для воспитания гордости за наш народ, за нашу страну, которая выстояла, несмотря на все войны, которые ей пришлось пережить.
Работа по формированию чувства патриотизма должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса в школе, особенно во внеурочной деятельности. Специфика воспитательной работы школы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребёнка к русским традициям и обычаям, к национальной истории и духовной культуре. Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять ученикам, кто является истинным патриотом. В результате проведенной работы уровень патриотического сознания школьников повышается. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
В раздел начальное образование