"Формы двигательной активности детей на уроках"
методическая разработка
Автор: Колесова Альбина Валериевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 1, п.г.т.Суходол, Сергиевского района,Самарской области
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области
Формы двигательной активности детей на уроках
2015год
Формы двигательной активности детей на уроках
В школе дети, получают психологическую и большую физическую нагрузку. Бысторо утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Но хорошие физминутки активизируют внимание детей. Снимают психологическое и физическое напряжение,облекчают восприятие нового материала. Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, стимулируют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка – это не только небольшая пауза, она может применяться при изучении новых понятий, правил и может быть направлена на развитие памяти и слухового высприятия. Физминутки являются эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал,поскольку в ходе выполнения упражнений активизируется межполушарное взаимодействие и развиваются межполушарные связи. Вот почему психологи отмечают значимость физминуток на уроках как золог успешного обучения. Начиная с первого класса, ребёнку приходиться очень много работать во время урока. Но работа тем и хороша, что на смену ей приходит отдых. Физминутки может проводить сам учитель, а могут и дети. Они это делают с большим удовольствием.
Сюжетно – ролевой комплекс утренней зарядки для 1 класса.
Ребята, представте, что мы гуляем по зоопарку. Первая остановка - жираф.Он очень высокий, посторайтесь дотянуться до его ушей. Посмотрите, на дереве сидит дятел. Как красиво работает он своим клювом! Попробуем показать как он это делает.Теперь посмотрим по сторонам и решим, куда отправимся дальше. Посмотрите, как здорово купаются у пруда утята. Какой у них чудесный танец! Давайте станцуем вместе с ними. Рядом с утятами живёт цапля. Покажем, как красиво она умеет ходить: ноги высоко поднимаем от земли, спина прямая.А теперь цапля ловит лягушек. Рука за спину, наклоны туловища вперёд. Лягушки не хотят быть съеденными. Они прыгают, убегают от цапли. А за всем этим наблюдает медведь. Он переваливается с лапы на лапу. Подбоченился и покачивает головой: «Какое безобразие!» Смотрите! Смотрите! Весёлые кенгуру затеяли чехарду. Поиграем вместе сними!
Оздоровительно – гигиенические
Такие физминутки можно проводить как стоя так и сидя за партой. Например, Качели. И.п.- дети взявшись за руки стоят лицом друг к другу. На раз присесть, на два встать.Повторит 5,6 раз. Колка дров. И.п. – ноги на ширине плеч, руки поднять вверх, пальцы сцеплены. На раз наклониться вперёд, руки опустить вни, на два вернуться в и. п. На уроках русского языка и математики учащимся приходиться очень много работать.Значительную нагрузку испытывают мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить.Но наиболее эффективно провести упражнения по коррекции осанки.
Упражнения по коррекции осанки.
И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. На раз положение смирно(фиксация лопаток), на два ослабить мышцы. Повторит 5,6 раз.
И.п.- ноги на ширине плеч,руки к плечам. На счёт раз, два медленно вытягивать руки вверх, голова прямая, на три,четырев и.п. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе.На счёт раз, два наклон туловища вперёд(спина пргнута), руки вытягиваем в стороны, на три,четыре и.п. «Поза дерева» - снимает напряжение с позвоночника. Надо сесть за парту, ноги вместе, стопы прижать к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представит себя деревом. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 секунд. Ходьба обыкновенная по классу на носках и пятках поочерёдно,если есть возможность, то лучше снять обувь. На уроках чтения и письма хорошо проводить электронные физминутки. Они снимают усталость. Весёлые песни, которые сопровождают упражнения, поднимают настроение детей. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.(«Крошка енот», «Цветик – семицветик»и т.п.). Ученики 1-2 классов с радостью откликаются на физминутки, сопровождаемые эмоциональным чтением стихотворных текстов. Я нашла себе жука На большой поляне. Не могу держать в руках Пусть лежит в кармане. Ой упал, упал мой жук, Нос напачкал пылью. Улетел мой майский жук, Улетел на крыльях.
Физминутки для глаз
Так же необходимо проводить и специальную гимнастику: крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.; поставить большой палец на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть на конец пальца двумя глазами 3-5 сек., закрыть один глаз на 3-5 сек., затем снова смотреть двумя глазами, закрыть другой глаз на 3-5 сек.(укрепляет мышцы глаз); тремя пальчиками каждой руки слегка нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. убрать пальцы с век, повторить 3-4 раза ( улучшает циркуляцию внутри-глазной жидкости); положить кончики пальцев на виски слегка сжав их, 10 раз быстро и легко моргнуть, закрыть глаза, и отдохнуть сделав 2-3 глубоких вдоха.(снимает усталость глаз)
Подрожательные физминутки
Эти физминутки проводит учитель сам. Читаем с детьми азбуку или смотрим картинки, на которых изображенны машины, паровозы, бабочки, птички и другие предметы подрожая тому или иному предмету.Вот вам готовая пауза!
Физминутки для рук и пальчиков
При выполнении письменных работ необходимы физминутки для рук и пальчиков. Их очень много. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит. Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине. Этот – указательный, пальчик замечательный. Этот пальчик – вот какой, называется большой. Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Мы начнём опять писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять За письмо получим пять!
Тематические физминутки
Такие физминутки можно проводить на различных уроках, при изучении новых тем или для закрепления изученного материала. Игра «Деревья, кустарники,травы». Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки и показывают какие деревья высокие, кустарники - руки развести в стороны, ведь кусты широкие и имеют свойство разрастаться, трава – нужно присесть как можно ближе к земле, ведь травы низкие и стеляться по земле.Можно включать название грибов, животных и тогда дети не должны выполнять ни каких движений. Игру можно проводить в быстром темпе и в медленном. Игра «Водоёмы». Правила: при назывании моря дети отводят руки в стороныи делают ими круговые движения, рот закрыть, ведь вода в море очень солёная и показывая какое море большое, река – руки вытянуть перед собой, сложены ладожки друг с другом, выполняються змеевидные движения, ротик можно приоткрыть, тем самым ученики показывают как равнинная река извивается на своём пути, а вода в ней пресная, озеро – руки перед собой, дети как бы плывут, а можно как бы грести вёслами, показывая всю красоту озёр, рот дети либо закрывают, либо приоткрывают, смотря какое озеро было названо.
Игровые физминутки
Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки и подражая движениям различных животных: гуси (га-га-га),голуби (гуля-гуля),ослики (иа-иа-иа), собачки, кошечки и т. п.. Учитель проходя мимо каждого ряда, стучит по парте и спрашивает: «Кто – кто в этом домике живёт?» (дети отвечают) Потом учитель говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки», «Голуби, помашите своими крыльями», «Ослики сделайте 3 прыжка вперёд и 3 назад» и т.п. «Дождь в лесу»- это не толька физминутка, но и этюд для души. Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Учитель читает текст, ученики выполняют действия.
1.В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему веточки.Высоко – высоко тянуться, чтобы каждый листочек согревался (дети поднимаются на носки,высоко поднимают руки,перебирая пальцами). 2.Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья. Устойчиво стоят и только раскачиваются(дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые капли дождя(дети лёгкими движениямипальцев касаются спины стоящего впереди товарища). 3.Дождик стучит всё сильнее и сильнее(дети усиливают движения пальцами).Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками(дети проводят ладошками по спине товарища).Но вот вновь появилось солнышко,Деревья обрадовались,стряхнули с листьев лишние капли дождя,оставили только необходимую влагу.Деревья почувствовали внутри себя свежесть,бодрость и радость жизни. Проводя на уроках и на внеурочной деятельности вот такие физминутки я стараюсь сохранить здоровье моих учеников.
Учитель начальных классов:Колесова А.В.
.
В раздел начальное образование