Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Математика 1 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа

Автор: Жаркой Галина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Булыкская СОШ", село Булык, Джидинский район



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации






Рабочая программа по математике 1класса

УМК «Школа России
Автор:Жаркой Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Булыкская СОШ», село Булык, Джидинский район


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.09г №373, от 26.11.10 г № 1241, Примерной программы начального общего образования (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.05 г. № 03-1263), Федерального перечня учебников (приказ Минобрнауки РФ от 24.12.10 г.№2080) и школьного положения о рабочей программе (приказ №71 от 27.08.2010 г.) В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Математика» в 1 классе отводится 4 часа в неделю, итого в - 132 часа в год (33 учебные недели). При реализации рабочей программы используется УМК «Школа России» по математике под редакцией М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);  освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;  воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие
задачи:

 создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;  сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;  обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;  сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;  сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;  сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;  выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.


Ведущие

принципы
обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностными результатами
обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять
и
высказывать
под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать

выбор
, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными
результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

-
Готовность ученика целенаправленно
использовать
знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); -
Определять
и
формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя. -
Проговаривать
последовательность действий на уроке. - Учиться
высказывать
своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться
работать
по предложенному учителем плану. - Учиться
отличать
верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками
давать
эмоциональную
оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность
характеризовать
собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; - Ориентироваться в своей системе знаний:
отличать
новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания:
находить ответы
на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Перерабатывать полученную информацию:
делать
выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать
и
группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. -
Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). - Познавательный интерес к математической науке. - Осуществлять
поиск

необходимой

информации
для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:

- Донести
свою позицию до других:
оформлять
свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -
Слушать
и
понимать
речь других. -
Читать
и
пересказывать
текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. - Совместно
договариваться
о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными

результатами
изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20 - Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20 - Записывать и сравнивать числа в пределах 20 - Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок) - Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и - Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной - Строить отрезок заданной длины - Вычислять длину ломаной.
Форма контроля по математике:

Текущий
контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью
которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический
контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый
контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера, (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
Оценка письменных работ по математике:

Работа, состоящая из примеров:
«5» - без ошибок. «4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. «2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» - без ошибок. «4» - 1-2 негрубых ошибки. «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. «2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» - без ошибок. «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. «2» - 4 грубые ошибки.

Контрольный устный счет:
«5» - без ошибок. «4» -1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки.
Грубые ошибки:
1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах. 2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий. 3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия) 4. Не решенная до конца задача или пример. 5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1.Нерациональный прием вычислений. 2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи. 3. Неверно сформулированный ответ задачи. 4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков). 5. Недоведение до конца преобразований. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
Контрольная работа:
а) задания должны быть одного уровня для всего класса; б) задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками; в) за входную работу оценка «2» в журнал не ставится; г) оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления; д) неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).

Содержание учебного курса

Подготовка к изучению чисел и действий с ними. Сравнение предметов и групп предметов.

Пространственные и временные представления (8 часов)
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. ( 28 часов)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» . Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р. Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание ( НА основе счета предметов).
Сложение и вычитание (44 часа)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=». Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок. Переместительное свойство суммы. Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения). Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация (42 часов)

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа. Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними. Килограмм, литр. Табличное сложение и вычитание (26 ч). Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (10 часов)



Национально –региональный компонент
Включение
национально –регионального компонента в содержание обучения
младших школьников идет через использование на уроках материалов: - бурятского фольклора; - художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных; - музейных материалов; - традиций народных праздников; - флоры и фауны Бурятии; народных промыслов; - этнологии и этнографии Бурятии. Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только осуществлять усвоение традиционных народных знаний и умений, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленности, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, волю, нравственные качества ученика).

Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол.

часов

Из них:контрол-

измерител.процедуры

Дата

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ

ЧИСЕЛ (8 часов)
1 Учебник математики.Роль математики в жизни людей и общества. 1 2.09 2 Счет предметов. 1 3.09 3 Вверху. Внизу.Слева.Справа. 1 4.09 4 Раньше.Позже.Потом.Сначала. 1 5.09 5 Столько же.Больше.Меньше 1 8.09 6 На сколько больше? На сколько меньше? 1 9.09 7 На сколько больше? На сколько меньше? 1 11.09 8 Повторение и обобщение изученого по теме « Подготовка к изучению чисел» 1
Проверочная работа №1

в учебнике с 18-20 (устно)
12.09
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 И ЧИСЛО 0

НУМЕРАЦИЯ ( 28 часов)
9 Много.Один 1 15.09 10 Число и цифра 2 1 16.09 11 Число и цифра 3 1 18.09 12 Знаки «плюс» +, «минус» -, = 1 19.09 13 Число и цифра 4 1 22.09 14 Отношение «длиннее», «короче» 1 23.09 15 Число и цифра 5 1 25.09 16 Числа от 1 до 5. Состав числа 5 1 26.09 17 Точка.Кривая линия.Прямая линия.Отрезок.Луч 1 29.09 18 Ломаная линия 1 30.09 19 Числа от 1 до 5. Закрепление изученого 1 2.10 20 Знаки «больше»,»меньше», «равно» 1 3.10 21 Равенство. Неравенство 1 6.10 22 Многоугольники 1 7.10 23 Числа 6 и 7.Письмо цифры 6 1 9.10 24 Числа 6 и7. Письмо цифры 7 1 10.10 25 Числа 8 и9. Письмо цифры 8 1 13.10 26 Числа 8 и9. Письмо цифры 9 1 14.10 27 Число 10 1 16.10 28 Повторение и обобщение изученого по теме « числа от1 до 10» 1 17.10 29 Сантиметр 1 20.10 30 Увеличь на.. уменьши на.... 1 21.10 31 Число 0. Цифра 0 1 23.10 32 Сложение и вычитание с числом 0 1 24.10
33 Закрепление знаний по теме «Нумерация Числа от1до 10 и числа 0» 1 27.10 34 Закрепление знаний по теме «Нумерация Числа от1до 10 и числа 0» 1 28.10 35 Закрепление знаний по теме «Нумерация Числа от1до 10 и числа 0» 1 30.10 36 1
Проверочная работа №2

по теме «Нумерация

Числа от1до 10 и числа 0»
31.10
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И

ВЫЧИТАНИЕ (44 часов)
37 Сложение и вычитание ?+1, ?-1 1 10.11 38 Сложение и вычитание ?+1, ?-1 1 11.11 39 Сложение и вычитание ?+2, ?-2 1 13.11 40 Слагаемые. Сумма 1 14.11 41 Задача (условие вопрос) 1 17.11 42 Составление задачна сложение и вычитание по рисунку 1 18.11 43 Таблицы сложения и вычитания с числом 2 1 20.11 44 Присчитывание и отсчитывание по 2 1 21.11 45 Задачи на увеличение( уменьшение) на несколько единиц 1 24.11 46 Решение задач и числовых выражений 1 25.11 47 Сложение и вычитание ?+3, ?-3 1 27.11 48 Прибавить и вычесть числа 3 1 28.11 49 Прибавить и вычесть числа 3 Решение текстовых задач 1 1.12 50 Прибавить и вычесть числа 3 Составление и заучивание таблиц 1 2.12 51 Состав чисел.Закрепление 1 4.12 52 Решение задач изученных видов 1 5.12 53 Закрепление изученого материала 1 8.12 54 1
Проверочная работа №3

по теме «Сложение и

вычитание»
9.12 55 Прибавить и вычесть числа 1,2,3 Решение задач 1 11.12 56 Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) 1 12.12 57 Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) 1 15.12 58 Прибавить и вычесть число 4 1 16.12 59 Прибавить и вычесть число 4 Закрепление изученого материала 1 18.12 60 Задачи на разностное сравнение 1 19.12 61 Задачи на уменьшение числа на 1
несколько единиц, задачи на разностное сравнение 62 Сложение и вычитание число 4 Составление и заучивание таблиц 1 22.12 63 Прибавить и вычесть числа 1,2,3,4 Решение задач изученных видов 1 23.12 64 Перестановка слагаемых 1 25.12 65 Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида ? + 5, 6, 7, 8, 9 1 26.12 66 Прбавить числа 5,6,7.8,9 Составление таблицы ? + 5, 6, 7, 8, 9 1 12.01 67 Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученого материала 1
Проверочная работа №4

по теме «Состав чисел в

пределах 10»
13.01 68 Связь между суммой и слагаемыми 1 15.01 69 Связь между суммой и слагаемыми 1 16.01 70 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность 1 19.01 71 Вычитание из чисел 6,7 .Состав чисел 6,7 1 20.01 72 Вычитание из чисел 6,7 .Состав чисел 6,7.Закрепление изученных приемов 1 22.01 73 Вычитание из чисел 8,9 .Состав чисел 8,9 1 23.01 74 Вычитание из чисел 8,9 Решение задач 1 26.01 75 Вычитание из числа10 1 27.01 76 Вычитание из чисел8,9,10.С вязь сложения и вычитания 1 29.01 77 Килограмм 1 30.01 78 Литр 1 2.02 79 Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание» 1 3.02 80 1
Проверочная работа №5

по теме
«
Сложение и

вычитание чисел первого

десятка»
5.02
ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20.НУМЕРАЦИЯ

(42 часов)
6.02 81 Устная нумерация чисел от 11 до 20 1 9.02 82 Образование чисел из одного десятка и нескольких 1 10.02 83 Образование чисел из одного десятка и нескольких 1 12.02 84 Дециметр 1 13.02 85 Случаи сложение и вычитания,основанные на знаниях нумерации 1 16.02 86 Решение задач и выражений 1 17.02 87 Закрепление по теме « Числа от 1 до 20» 1 19.02 88 Закрепление по теме « Числа от 1 до 20» 1 20.02 89 Закрепление по теме « Числа от 1 до 20» 1 23.02
90 Закрепление по теме « Числа от 1 до 20» 1 24.02 91 Подготовка к решению задач в два действия 1 26.02 92 Подготовка к введению задач в два действия 1 27.02 93 Ознакомление с задачей в два действия 1 2.03 94 Ознакомление с задачей в два действия 1 3.03 95 1
Проверочная работа №6

по теме «Числа от 1 до

20»
5.03 96 Закрепление по теме «Числа от1 до 20» 6.03 97 Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток 1 9.03 98 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида?+2,?+3 1 10.03 99 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида?+4 1 12.03 100 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида?+5 1 13.03 101 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида?+6 1 16.03 102 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида?+7 1 17.03 103 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида?+8,?+9 1 19.03 104 Таблица сложения 1 20.03 105 Решение задач и выражений.Закрепление вычислительных навыков 1 30.03 106 Закрепление по теме «Табличное сложение» 1 31.03 107 Закрепление по теме «Табличное сложение» 1 2.04 108
Проверочная работа №7

по теме «Табличное

сложение»
3.04 109 Закрепление по теме «Табличное сложение» 1 6.04 110 Приём вычитания с переходом через десяток 7.04 111 Вычитание вида11-? 1 9.04 112 Вычитание вида12-? 1 10.04 113 Вычитание вида13-? 1 13.04 114 Вычитание вида14-? 1 14.04 115 Вычитание вида15-? 1 16.04 116 Вычитание вида16-? 1 17.04 117 Вычитание вида17-? 18-? 1 20.04 118 Закреплениезнаний по теме «Табличное сложение ивычитание» 1 21.04 119 Закреплениезнаний по теме «Табличное сложение ивычитание» 1 23.04
120 Закреплениезнаний по теме «Табличное сложение ивычитание» 1 24.04 121 1
Проверочная работа №8

по теме «Табличное

сложение и вычитание»
27.04 122 Закреплениезнаний по теме «Табличное сложение ивычитание» 28.04
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (10часа)
30.04 123 Повторение знаний о нумерации. Числа от 1до 10 1 4.05 124 Повторение знаний о нумерации. Числа от1 1до 20 1 5.05 125 Сложение и вычитание 1 7.05 126 Сложение и вычитание 1 8.05 127 Решение задач изученных видов 1 11.05 128 Решение задач изученных видов 1 12.05 129 Геометрические фигуры 1 14.05 130 1
Итоговая контрольная

работа
15.05 131 1 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 18.05 132 Урок – путешествие по математике 1 20.05

Литература:



п/п

Авторы

Название

Год

издания

Издательство

Для учителя:
1 А.А.Плешаков Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы 2013 Москва «Просвещение» 2 Э.Н.Золотухина, В.А.Попова, Л.Ф.Костюнина Математика. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России» 2013 Издательство «Учитель» 3 С.В.Николаева Математика. 1 класс: рабочая программа по учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой 2013 Издательство «Учитель» 4 М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч. 2013 Москва «Просвещение» 6 М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.» 2013 Москва «Просвещение» 7 Рудницкая В.Н Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях» 2011 Издательство «Экзамен»
Для учащихся:
5 М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. 2013 Москва «Просвещение» 5 Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова 2013 Москва «Просвещение» 4 М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч. 2013 Москва «Просвещение»



В раздел начальное образование