"Обучение младших школьников при помощи интерактивных технологий"
публикация
Автор: Копейкина Марина Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1, г.Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Копейкина Марина Анатольевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №1, г. Новый УренгойОбучение младших школьников при помощи интерактивных технологий
Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Все чаще мы слышим, что наш век – век информационных технологий, что без широкого их внедрения сегодня никак не обойтись, однако, часто бывает, что это не всегда так. Где-то не хватает оборудования, где-то не хватает умений с ним работать, поэтому мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом применения интерактивных средств обучения, в частности использование интерактивной доски, в образовательной учебной деятельности в начальной школе. С развитием технологий использование интерактивной доски пришло в начальную школу. Первоначально, конечно, возник вопрос: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: доска – это ценный инструмент в руках учителя. У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно
размещать схемы, таблицы, карты, тексты, иллюстрации, анимации, видеоролики, звуковые эффекты и т.д. При использовании доски у меня не возникает необходимости тратить время на запись новых упражнений, на смену наглядных материалов, на разлиновку доски для показа написания букв или цифр и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока. Изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными, даже отстающие ученики охотно работают на уроке, на котором используется интерактивная доска. Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к ней. В процессе обучения использую интерактивную доску: 1. как обычную доску для обычной работы в классе; 2. как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; 3. как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы для уроков окружающего мира, литературного чтения, русского языка, математики беру на официальном сайте УМК «Школа 2100», а также на сайте Цифровых образовательных ресурсов и другие сайты. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.
Использую доску на разных этапах урока. Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. На уроках математики можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью интерактивной доски. На русском языке можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученики лёгко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Для закрепления знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаю творческие задания, такие как: составление кроссворда или ребуса по какой-либо теме; подготовка различных творческих сообщений; изготовление презентаций и др. На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди. Процесс и результат их действий виден всему классу. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети-“гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский
труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Информационные технологии не только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной школы.
В раздел начальное образование