Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Методическая разработка урока

Автор: Гиндина Елена Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ Шумячская СОШ им. Алешина, п. Шумячи, Смоленская область



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шумячская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф.Алешина
Урок по ОРКСЭ на тему:

«Милосердие, забота

о слабых,

взаимопомощь»

Гиндина Е.В.

учитель начальных классов
пгт Шумячи 2015 год
2
Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Цель

урока:
осмысление понятия «милосердие», как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества во всех религиозных культурах.
Тип урока:
изучение нового материала
Задачи урока:

образовательные:
- сформировать понятие «милосердие»; - дать знания о том, как разные религии относятся к милосердию, состраданию и помощи людям;
развивающие:
- развивать у учащихся навык критического слушания, умения изучающего чтения: - развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом, с текстом учебного пособия, справочной литературой, интернетом; - развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;
воспитательные:
- формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности; - воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками), принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в группах, коллективном обсуждении;
3 Планируемые результаты.
Личностные:
обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
Метапредметные:
используют навыки извлечения существенной информации из различных источников; пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составляют текст в устной и письменной форме; участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Предметные:
имеют представление о понятии милосердие. Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов.
Образовательные

технологии:
технология проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, технология развития критического мышления.
Формы работы:
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы:
репродуктивный, проблемный, интерактивный.
Виды деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах, словарная работа, самостоятельная работа со справочной литературой, игровой приём.
Основные

понятия

и

термины:
милосердие, взаимопомощь, милостыня, сострадание, благотворительность, закят.
Оборудование, материалы к уроку:
толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова; «Словарь устаревших слов»- авт.Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская; «Большой толковый словарь правильной русской речи» - авт. Л.И. Скворцов; карточки для групповой работы, картинки по теме; мультимедийный проектор, экран
4
Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания
. Защита творческих проектов «С чего начинается Родина».
III. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим

приёмом.

Стадия вызова - подводящий диалог.

Работа с притчей
. Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно». Вопросы учителя: (слайд 2) – Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного). – Какие нравственные заповеди были нарушены одним из героев данной притчи? – Чему учит притча? (Быть добрыми, внимательными к окружающим. Нельзя завидовать…) - Сформулируйте тему нашего урока. «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» (слайд 3). -Вы считаете тему урока серьёзной? - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?
А)

Коллективная

работа

над

понятиями

темы:

милосердие,

забота,

взаимопомощь.
– Что такое милосердие?
Составление ассоциативного ряда
(слайд 4). Милосердие – это…
Б) Работа со словарями.
- Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие». (Ученики находят значение слова в словаре, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.) Слайд 5.
5  Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.  Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину. - Ребята, к кому, по вашему мнению, мы должны относиться с милосердием? (к пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе…) - Прежде, вы должны быть милосердными к своим близким. - А кто такой, по вашему мнению «близкий» человек?
Послушаем притчу «О добром самарянине».

Исследовательская работа с текстом.

Опережающее задание
- Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые 1-й ряд а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; 2-й ряд б) печалят вас, потому что так поступать тяжело; 3-й ряд в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить. Уч-ся смотрят интерактивный фрагмент из ресурса «Притча о добром самарянине» ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
6 На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение. Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему. Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. - Ребята, какой мир – враждебный или милосердный помогает устанавливать принцип -- «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?» - А теперь посмотрим, как вы понимаете слово милосердие. Составим
кластер
( в виде ромашки) Сострадание Дар Помощь Прощение Понимание Сочувствие Стремление понять ближнего Милостыня
7 Какие нравственные качества вы не отнесли к милосердию? (Жестокость, эгоизм, зло, жадность, зависть, чёрствость, высокомерие.)
Лингвоанализ.
Милосердие – милое сердце. Слайд 6.
IV. Совместное «открытие» знаний.
Милосердие в религиях. Формирование представлений о заветах традиционных российских религий относительно милосердия, заботы о слабых, взаимопомощи. (Работа в группах – дети «рисуют» милосердное сердце –христианское, мусульманское. иудейское, буддийское (ключевые слова). Затем формируют единое милосердное сердце. - Сейчас мы узнаем, как разные религии учат милосердию, заботе о слабых, состраданию.
1группа. Иудаизм.
Слайд 7. - Иудеи считают очень важной внутриобщинную благотворительность, раздачу милостыни. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - проявление сочувствия ближнему в виде материальной и моральной поддержки. Благотворительность — одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков и пришельцев, потому что евреи сами были пришельцами в земле Египетской и испытали там нужду. Наряду с Торой и служением Богу благотворительность является одной из основ, на которых стоит мир. Законоучители Талмуда, рассматривая благотворительность как библейское предписание, подробно рассмотрели законы. Они установили, кто и каким образом обязан заниматься благотворительностью, кто имеет право пользоваться ею, каковы размеры помощи в целях благотворительности. В соответствии с этими установлениями благотворительность — обязанность каждого: даже тот, кто сам в ней
8 нуждается, должен помогать более нуждающимся. В еврейской общине создают кассу благотворительности.
Иудаизм.
Слайд 8.  Однажды рабби Буним услышал о благочестивом и начитанном человеке, который жил в великой бедности, и устроил так, чтобы провести субботу в доме этого человека. Он приобрёл посуду, заказал еду и даже уговорил хозяина дома принять в подарок новую одежду. Прощаясь, рабби Буним дал ему значительную сумму денег, но тот отказался, пояснив, что и так уже получил от рабби более чем достаточно. «Этот дар, – сказал рабби Буним, — предназначен не тебе, а мне. Именно так я могу выполнить заповедь милосердия. Тот, кто не в состоянии выносить зрелище бедности, должен облегчить своё душевное беспокойство, помогая ближнему своему, и тогда печаль покинет его сердце».
Обобщение по подтеме «Милосердие в иудаизме»

2 группа. Христианство
. Слайд 9,10. - Что такое милосердие в христианстве? Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей. Любовь к ближнему неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Притча о страшном суде. Иисус учил своих последователей, что всякий добрый поступок или, наоборот дурной поступок , который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу. Исполняя завет своего основателя, Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду…..Она строит больницы, приюты для сирот. В подаче милостыни и, шире, — в оказании помощи вообще, особое место занимало представление о важности соблюдения тайны. Дела милосердия лучше всего творить незаметно, безымянно, чтобы тот, кому оказывается милость, не мог поблагодарить и другие люди не могли бы похвалить. Иначе
9 доброе дело может не быть зачтено на небе, так как дающий получил уже награду на земле.
Обобщение по подтеме «Милосердие в христианстве»

3 группа. Ислам.
Слайд 11 -13. - Как ислам учит милосердию? Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований — это закят. Эта сумма варьируется в зависимости от благосостояния мусульманина. Закят – это материальная помощь ближнему. Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку, Аллах тоже требует от нас милосердия. Отсутствие милосердия в сердце - это беда и несчастье. «К тому, кто не проявляет милосердия, не будет милосердия». В первую очередь, нужно быть милосердными к своим родителям. Милосердие к родителям - это не только материальная и физическая поддержка, нужно проявлять милосердие к ним во всём. С этого начинается милосердие мусульманина. Проявлять милосердие также к родственникам, вот когда ты учиняешь скандал, разрываешь родственные узы, тогда ожидай беды, ведь ты вышел из-под милосердия Всевышнего. Нужно проявлять милосердие к грешнику, ведь он нуждается в милосердии больше чем кто-либо. Естественно, должно быть милосердие ко всем людям, если мы слышим о какой-либо беде, которая постигла наших братьев - это должно обязательно отзываться в наших сердцах болью. Мы должны делать всё возможное, чтобы оказать помощь. «Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Все мироздание – это творение Бога. Поэтому
10 мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо».
Обобщение по подтеме «Милосердие в исламе»

4 группа. Буддизм.
Слайд 14, 15. Всё учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире.. Богиня Милосердия - Богиня Гуань Инь Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) — воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами. Слайд 16.  Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.  Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы — девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.  Каждая из голов имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары — тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всеведения и всегда готов прийти на помощь.
Обобщение по подтеме «Милосердие в буддизме»

Создание милосердного сердца.
Слайд 17. - Какой можете сделать вывод?
11 - Все религии: и буддизм, и ислам, и христианство, и иудаизм призывают людей быть милосердными, т.е. иметь милосердное сердце. Одним из родственных слов к слову милосердие вы назвали слово милость.
« Милость» - это любовь, жалость .
Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям) - Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь. А вы когда- нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Я начинаю!
Физкультминутка.

-Сделайте милость, встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте

милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Кто продолжит?...

Сделайте милость, садитесь!
-Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.
V. Проблемная ситуация.
Слайд 18.
Притча о бабочке.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
12 Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. ПАУЗА  Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.  Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.  Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.  Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.  Мы никогда не смогли бы летать. Слайд 19. Подумай!  Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело? Обсуждение и заключение по притче: Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не разрушать. - Главное чтобы эта помощь шла от чистого сердца! Я предлагаю вам посмотреть ещё одну
презентацию ( Всё живое нуждается в милосердии).
Посмотрите её молча, внимательно, не советуйтесь и не разговаривайте во время просмотра.
13 -Это наше время, наша жизнь, наша окружающая действительность. Она бывает жестокой и страшной. В России на сегодняшний день около 700тыс детей сирот, более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотные. Многие люди живут в бедности, даже в нищите, не имеют работы. Алкоголизм, наркомания… И очень много жестоких людей. Как теперь жить? В страхе спрятаться дома? Или самому быть жестоким? Ответы детей. Нет! Мир всегда был жестоким, но находились и сейчас есть люди, которые не ожесточились. Надо любить мир, всё живое. Приносить свой вклад в дела милосердия. - Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? ( Делать добрые дела и совершать добрые поступки) - Какие добрые, милосердные дела вы можете совершить уже сейчас? - Каждый из вас может сейчас совершить небольшой благотворительный поступок. Если вы наберёте на своём сотовом телефоне короткий номер 5541 и отправите на этот номер СМС со словом «Добро», то с вашего сотового телефона будет снято 70 рублей на помощь больным людям. Сумма не очень большая, но когда её посылают много людей, она становится значительной. Все деньги, поступившие в этот фонд идут на благотворительные цели. Слайд 20.
VI. Тренажёр.
Слайд 21 – 25.
1.
Одно из важнейших требований буддизма… А) не общаться с иноверцами Б) совершить поломничество в Индию В)не причинять зло живым существам 2. Иисус Христос учил своих последователей… А) ненавидеть врагов Б) копить богатства
14 В) любить ближнего 3.Одним из пяти столпов ислама является… А) закят – милостыня Б) вера в ангелов 4. Что такое закят? А) Налог, собираемый в пользу бедных в христианстве Б) Налог, собираемый в пользу бедных в иудаизме В) Налог, собираемый в пользу бедных в исламе 5. Иисус Христос учил своих последователей, что дурной поступок против ближнего – это.. А) поступок против Бога Б) не так страшен, как поступок против Бога
Рефлексия.
Слайд 26. Закончите предложение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я попробую… Мне захотелось…
Vii. Домашнее задание.
Слайд 27,28. Подумать над проектом «Эра милосердия» Источники: – Учебные пособия для учеников:  «Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой – Видео- и аудиоматериалы:  Диски к различным модулям - при подготовке учителем презентации
15  Презентация, созданная учителем – «На уроке»  Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания, подготовке тестов - для учащихся  Аудиозапись притчи Светланы Копыловой «Окно»  Презентация «Всё живое нуждается в милосердии"


В раздел начальное образование