Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Как организовать продуктивное учебное сотрудничество"?

статья

Автор: Зверева Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №4, город Нижний Тагил Свердловской области



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Как организовать продуктивное учебное сотрудничество?
День младшего школьника расписан по минутам: уроки, занятия внеурочной деятельности, секции, языки,… Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей – на освоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Несмотря на возможности, предоставленные при реализации Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования
,
введением системы внеурочной деятельности, ребенок чаще всего загружен разными видами занятий. На тему форм и способов учебного сотрудничества существует множество работ педагогов - практиков.
Начиная работу над этой проблемой в моем

классном коллективе,
я охарактеризовала условия, при которых происходит развитие социально-адаптированной личности. Изучив формы и способы учебного сотрудничества, используя их на своих уроках и занятиях, я готова поделиться с одними из самых продуктивных методических приемов организации продуктивного ученического сотрудничества, давших положительные результаты не только в учебной деятельности , но и при формировании социально-адаптированной личности обучающихся. В чем заключаются методические приемы?
Приём 1. « Ученик- тренер». Организация управления успехом на уроке.
Вызывая ученика к доске, предлагаю ему тему, проблему, задачу, упражнение, вопрос; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 человек), затем они берут все необходимые тетради, учебники, карты, пособия и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает учителю в присутствии своих «тренеров» изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оценивается также труд тренеров.

Приём 2. «Беру на буксир».
Формы моего опроса направлены не на поиск пробелов и недостатков, а на поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить учащихся: *Например, ученик испытывает трудности в решении задачи или при выполнении задания у доски. Учитель обращается к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбирается наиболее предпочтительный (тот, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), который поможет товарищу и научит его так, чтобы тот мог сам выполнить задание. Оба участника получают оценки. *То же самое без выхода к доске может быть предварительно выполнено, если ученик заявил, что он не может выполнить задание, учитель предлагает ему сесть за отдельную парту с помощником.
Приём 3. «Микрогруппы».
Учащиеся, разбившись на микрогруппы, получают задание с использованием учебника, например, по окружающему миру, составить викторину по изученному разделу, отдельным параграфам (понятия, факты, биографии, идеи, содержание, события, даты). Одновременно учащиеся готовят эталонные ответы на составленные вопросы (варианты ответов, из которых надо выбрать правильный). * Несколько групп учащихся, на основании изученных тем заполняют кроссвордную решетку. Задача заключается в том, чтобы на основании заполненного кроссворда, пользуясь учебником или без него, учащиеся другой микрогруппы (кроссворды передаются по кругу) нашли объяснение новым понятиям;
* Одна группа для другой выполняют подбор вопросов по изученной теме (формулируются также правильные варианты ответов), компонуют вопросы в виде кроссвордов. * Дифференцированные (разные по степени помощи) задания одинакового содержания В конце урока ( или этапа урока) осуществляется
рефлексия состояния

учащегося,
его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем содержанием и той деятельности, которая либо коснулась его, либо захватила его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему, либо не полностью понял содержание урока. На данном этапе учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами. Учащимся выдаются квадраты трех цветов, задание для учащихся выбрать соответствующий данному состоянию, уровню знания квадрат и закрепить на доске, например, по кругу, в виде цветка или в виде радуги : красный цвет – прекрасно продуктивно работал на уроке, тему понял и могу обучить другого; жёлтый цвет – хорошо работал на уроке, тему понял более-менее, требуется ещё вникать; зелёный цвет – работал на уроке удовлетворительно, тему понял слабо или совсем не понял, требуется ещё раз изучить. Одной из удобных форм рефлексии является
использование листков

самоконтроля
, которое также способствует развитию умения анализировать собственную деятельность. Вопросы оформлены в таблице, которую можно использовать в течении всего дня на разных уроках. Дети фиксируют знаками «+» свою работу столько раз, сколько происходила их деятельность.Образец выглядит следующим образом: Ф.И.: предмет предмет предмет предмет № Вид деятельности математика русс. яз окруж. мир литер. чтение 1 Отвечал у доски 2 Работал в паре
3 Работал в группе 4 Дополнял с места 5 Выполнял самостоятельную работу Подведение итогов обучения на уроке обеспечивает: * чувство эмоционального удовлетворения от выполненной работы; * радость победы над преодолением трудностей; * удовольствие познания нового, интересного; * уверенность от совместного сотрудничества при выполнении заданий. В
результате взаимодействия
в урочной деятельности создаётся ситуация необходимости перестройки сложившихся у ребёнка способов действий; Появляется возможность организовать учебный материал таким образом, чтобы ребёнок мог обнаружить причины своей неумелости, некомпетентности и указать их взрослому. Ребенок вступает в сотрудничество с учащимися только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи (но делает всё возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения) Такая организация учебной деятельности и называется
учебным

сотрудничеством.
Показатели результатов совместного выполнения учебных заданий выше, чем результат индивидуальной формы выполнения заданий. Этот факт подтверждает положение о роли учебного сотрудничества со сверстниками в возникновении и развитии определяющей рефлексии у младших школьников. Отмечу такой факт, сам по себе странный: там, где учебное общение имеет более сложную организацию, там, где самой организации общения уделяется большее внимание и время, учебное содержание (которому уделяется меньше времени) осваивается быстрее.
Каким образом, полученные в результате учебного сотрудничества, умения

применяются во внеурочной деятельности и во внеклассной работе?

Полученные в урочной деятельности навыки и умения сотрудничать, организовывать себя и других в групповой, командной деятельности, а также коммуникативные качества дают возможность результативно участвовать, в различных акциях, конкурсах, презентациях с различной направленностью, например, в конкурсах с экологической направленностью . Благодаря участию в мероприятиях развиваются индивидуальные способности детей, такие как: - умение вести диалоги в сценическом исполнении; - умение декламировать научные и игровые тексты; - организация и распределение ролей в командных состязаниях; - артистические и исполнительские способности (в съёмках учебных и игровых видеороликов, в песенном, танцевальном творчестве) - поисково-информационные способности (написание рассказов, сказок, стихов) - способность отстаивать собственную точку зрения, доказывать (в командных конкурсах).
Итак, ситуация совместной учебной работы со сверстниками

обусловливает изменение характера учебных действий и учебного

поведения ребёнка:
переход от непосредственных действий к опосредованным действиям; переориентацию социально значимого и нового для детей статуса школьника, особых форм взаимодействия с учителем, на само содержание учебной деятельности.


В раздел начальное образование