"Водные ресурсы ростовской области"
разработка урока
Автор: Лившиц Нина Игоревна, учитель начальных классов, МБОУ лицей №82, п. Каменоломни, Ростовская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Тема «
Главная река Ростовской области
»
Цель занятия:
формирование познавательного интереса к достопримечательностям родного края и бережного отношения к природе, формирование представления учащихся о водоёмах нашего края и мерах по их охране.
Задачи:
1. Показать красоту окружающего мира водоёмов и их значимость в жизни человека 2. Формировать информационно-коммуникативные компетенции. 3. Продолжать работу по формированию бережного отношения к природе.
Оборудование:
пособие «Атлас Ростовской области», схемы- карточки с опорными словами и заданиями, дополнительные тексты для работы по теме исследования, физическая карта России; презентация «Водоёмы нашего края и их охрана»; раздаточный материал: таблица классификации водоёмов; схема «Составные части реки»; компьютер; проектор
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование эстетического чувства прекрасного на основе созерцания картин природы и чувства гордости за достопримечательности родного края; - осознание значимости полученных знаний о воде;
Метапредметные:
коммуникативные: - формирование умения строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении результатов поиска информации, участие в коллективном обсуждении проблем, построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками при выполнении заданий. регулятивные: - формирование умения принимать ,сохранять учебную задачу и стараться её выполнить, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - оценивать свои достижения на занятии. познавательные: - ориентироваться в месторасположении водоёмов Ростовской области; - извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, презентация , карта); - оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Слайды 1-3 У-ль: Наше занятие мне хочется начать словами: Донские, сердцу милые просторы! Любуюсь ими и душа поёт. Земля родная так ласкает взоры, Кто далеко, она к себе зовёт… И казаков здесь песни льются: «Ты Дон, ты- Родина моя!» Всегда так хочется вернуться В родные, милые края… - О чём говорится в этом стихотворении? Дети: о нашей малой Родине, О Донской земле, о любви к нашему краю. Уч-ль: Каждый уголок нашей земли красив по-своему и по-своему уникальна и красива наша Ростовская область. Слайд Посмотрите на карту России. Вот наша Ростовская область. Она входит в состав южного федерального округа.
Дети, давайте проверим наши знания о Ростовской области и проведём блиц- опрос.
2.Обобщение знаний.
1.Какой город является нашим областным центром? (город Ростов-на-Дону) слайд. 2.Что вы знаете об этом городе? (это город воинской славы, основан в 1749 году, крупный промышленный, научный и культурный центр, десятый по численности населения город России, в нём проживает более 1 миллиона человек, расположен на берегах реки Дон) 3.В какой природной зоне расположена Ростовская область? (Ростовская область занята двумя зонами растительности: зоной степей и зоной полупустынь) 4. Перечислите крупные города Ростовской области (Батайск, Таганрог, Шахты, Красный Сулин, Каменск-Шахтинский….)Слайд 5.Назовите самую большую реку, протекающую на территории Ростовской области (река Дон) У каждого города, области, района есть свои символы. Посмотрите пожалуйста и скажите какой из этих гербов является гербом яростовской области. Да, это герб Ростовской области. -Кто знает что обозначает голубая полоса? Голубая полоса – это символ реки Дон.слайд -Итак как вы думаете о чём мы будем говорить на нашем занятии? -Я думаю мы будем говорить о нашей главной реке Дон. -Да ребята сегодня на нашем занятии мы будем говорить о главной реке нашей малой Родины, о реке Дон. -Что бы вы хотели узнать на нашем занятии. слайд (Узнать о реке Дон, о её притоках, где река берёт начало и куда впадает, о других водных ресурсах Ростовской области)
3. Актуализация знаний. Составление таблицы классификации
водоёмов.
-Давайте вспомним какие водоёмы вы знаете (океаны моря реки озёра болота ручьи родники каналы водохранилища пруды бассейны) на доске карточки с надписями. -На какие две группы можно разделить эти водоёмы (естественные и искусственные) -Чем они отличаются? -естественные водоёмы созданы руками природы , а искусственные – руками человека. -Давайте распределим наши водоёмы(дети выходят к доске и распределяют надписи) -К какому виду водоёма относится река Дон? (естественному) -Вспомните составные части рек. (исток, устье, притоки, правый и левый берега) -Что такое исток реки? (Это место, где река берёт начало) -Что такое устье реки? (это место, где река впадает в другую большую реку, море или озеро) Перед вами лежат схемы реки -Укажите на схеме составные части реки, красной стрелочкой покажите направление течения реки. Проверьте правильность выполнения работы по образцу, выведенному на экран. Слайд.
Как определить правый и левый берега? (надо встать лицом по течению реки и тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки) Ребята мы с вами уже многое знаем о нашем Донском крае, о животных и растениях, о народных промыслах, об обычаях людей. Мы с вами оформляли пособие. -Кто скажет как оно называется -«Красная книга Ростовской области». - А хотите чтобы наша библиотека обогащалась новыми материалами. Да. Я предлагаю начать собирать материал для нового пособия «Водные ресурсы Ростовской области» , но чтобы собранный материал был интересным, познавательным, нам надо хорошо потрудиться. Вы согласны. Да
4.Изучение нового материала.
Итак, ребята, вы сказали, что главная река Ростовской области –река Дон. Но Ростовская область богата и другими водными ресурсами, чтобы узнать больше о них вы разделились на группы. Перед вами находится текст и контурная карта Ростовской области, а также карточки с заданиями для каждой группы. Самостоятельно распределите обязанности в группе и можете приступать к работе. 1-я группа – задание найти в тексте ответ на вопрос:
Где берёт начало река
Дон?
2-я группа – найти в тексте ответ на вопрос
: Куда впадает река Дон?
3- группа – пользуясь картой и текстом найти
Правые и левые притоки
реки Дон.
Текст «Река Дон и её притоки»
Река Дон берёт своё начало в Тульской области. Её исток- небольшой ручеёк Урванна. Протекающий в парке города Новомосковска. На месте начала реки установлен символический памятник под названием «Исток Дона» слайд. Дон впадает в Азовское море- Таганрогский залив. Начиная от города Ростова-на-Дону, река создаёт дельту, площадь которой 540 кв км. В этом месте русло реки распадается на множество протоков и рукавов. Самыми большими в Ростовской области левыми притоками являются реки Сал и Кагальник . Река Сал имеет длину 776 км, а река Кагальник 140км. Самым большими правыми притоком является река Северский Донецк, её длина 1053 км и река Тузлов её длина 218 км. Очень много рек в Ростовской области, которые не впадают в Дон. Это реки Грушевка, Калитва, Миус, Темерник, Глубокая, Большая, Быстрая, Чир. Ещё Ростовская область богата другими водными ресурсами- это Весёловское и Цимлянское водохранилища. Выслушиваем ответы учеников в группе. -На все ли вопросы, поставленные в начале урока мы ответили Да Полную ли вы получили информацию? (нет)
-А где её можно узнать? Энциклопедия, интернет-источники, родители или другие взрослые Давайте поработаем группами с другими источниками. Одна группа найдёт интересующую информацию в интернете, другая поработает с энциклопедией, а третья группа с научно-популярной литературой. Итак какая группа готова. ( ответы учеников) Мы с вами поработали с разными источниками, а теперь я предлагаю желающим ученикам узнать более подробную информацию об отдельно взятой реке или водохранилище, написать заметку или приготовить презентацию, сделать фотографии или нарисовать рисунки. Лучшие работы мы отберём для оформления в пособие «Водные ресурсы Ростовской области». И на следующем уроке мы с вами займёмся этой работой. Рефлексия. -Что вам было интересного на нашем занятии? -Как вы работали в группе? Я думаю об этом расскажет главный географ в каждой группы. ( Моя группа работала слаженно, дружно и каждый выполнял своё поручение. Работа в моей группе была тоже дружной. Но особенно меня порадовали….. В моей группе каждый ответственно отнесся к порученному заданию и поэтому наша группа справилась. Закончить наше занятие я хотела бы такими словами: любите Донской край, сохраните его красоту и богатство. Я надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живёте.
В раздел начальное образование